Презентация, доклад по русскому языку на тему ССП

Содержание

ТеорияЧеловек должен быть наделен фантазией чтобы творить,для чего?[ ], (с. чтобы)для чего?

Слайд 1СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ  ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Слайд 2Теория
Человек должен быть наделен фантазией
чтобы творить
,
для чего?
[

], (с. чтобы)


для чего?

ТеорияЧеловек должен быть наделен   фантазией чтобы творить,для чего?[       ],

Слайд 3Теория
1. Это придаточное относится к существительному и прикрепляется

союзными словами который, куда, где (отвечая на вопрос какой?).
2. Это придаточное относится к членам главного предложения, которые имеют значение речи, мысли, чувства.
3. Отвечают на вопросы где? когда? по какой причине? при каком условии?
4. Придаточные, которые отвечают на вопросы где? куда?
5. Эти придаточные присоединяются союзными словами едва, когда, с тех пор как...
6. Придаточные, которые отвечают на вопрос в какой степени?
Теория   1. Это придаточное относится к существительному и прикрепляется союзными словами который, куда, где (отвечая

Слайд 4Теория
7. Придаточные, которые присоединяются союзами словно, будто, точно.
8.

Отвечают на вопрос с какой целью?
9. Отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?
10. Присоединяются союзом так что.
11. Присоединяются союзами потому что, оттого что, благодаря тому что... (отвечают на вопросы почему?)
12. Какие еще виды придаточных вы знаете? На какие вопросы они отвечают?
Теория   7. Придаточные, которые присоединяются союзами словно, будто, точно. 8. Отвечают на вопрос с какой

Слайд 5Практика
Верные и неверные утверждения
1. Союзы что, если, где

– подчинительные.
2. Определение не отвечает на вопрос чей.
3. Предложение – это синтаксическая единица.
4. Местоимение себя не имеет именительного падежа.
5. Союз однако – подчинительный.
6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным.
7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей.
8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение.
9. (Который...), [ ] – верная схема сложноподчиненного предложения.

Ключ: 101 100 100

ПрактикаВерные и неверные утверждения   1. Союзы что, если, где – подчинительные. 2. Определение не отвечает на

Слайд 6Практика
Дополните таблицу
Дайте развернутое объяснение таблицы
Определительные

Изъяснительные

Обстоятельствен-
ные
Какой? Который? Чей?

Падежные вопросы

Как? Когда? Куда? Почему?...

ПрактикаДополните таблицуДайте развернутое объяснение таблицыОпределительныеИзъяснительныеОбстоятельствен-ныеКакой? Который? Чей?Падежные вопросыКак? Когда? Куда? Почему?...

Слайд 7Графический зрительный диктант
Практика
1. Определительное. 2. Местоименно-определительное. 3. Изъяснительное. 4. Образа действия.

5. Меры и степени. 6. Места. 7. Времени. 8. Условия. 9. Причины. 10. Цели. 11. Сравнительное. 12. Уступки. 13. Следствия. 14. Присоединительное.

Пусть роза сорвана, она еще цветет. Трава была так густа и сочна, как это видят люди и звери только в раннем детстве. Смотри с печальною усладой, как в свет зари вползает дым. В небольшой комнате, куда я вошел, было довольно темно. Тот в слове стоит твердо, кому слово дорого. С реки доносились какие-то звуки, точно охала чья-то могучая грудь. Меня прислали, чтобы вас сегодня вечером пригласить в гости. Маргарита повернулась туда, куда указывал Азазелло. Пока не взошло солнце, дышать было легко. Всякий труд важен, ибо облагораживает человека. Снег становился все белее и ярче, так что ломило глаза. Он вежливо поклонился Чичикову, на что последний ответил тем же. Ох, лето красное, любил бы я тебя, когда б не пыль, да зной, да комары, да мухи! Петухи дерутся так, что перья летят.

Графический зрительный диктантПрактика1. Определительное. 2. Местоименно-определительное. 3. Изъяснительное. 4. Образа действия. 5. Меры и степени. 6. Места.

Слайд 8Графический зрительный диктант
Практика
1. Определительное. 2. Местоименно-определительное. 3. Изъяснительное. 4. Образа действия.

5. Меры и степени. 6. Места. 7. Времени. 8. Условия. 9. Причины. 10. Цели. 11. Сравнительное. 12. Уступки. 13. Следствия. 14. Присоединительное.

КЛЮЧ:
12, 5, 3, 1, 2, 11, 10, 6, 7, 9, 13, 14, 8, 4.

Графический зрительный диктантПрактика1. Определительное. 2. Местоименно-определительное. 3. Изъяснительное. 4. Образа действия. 5. Меры и степени. 6. Места.

Слайд 9Исследовательская работа
Определить стиль и тип речи, найти СПП, определить их вид,

сделать вывод об использовании СПП в данном стиле речи, составить схемы СПП.


Ледники по своему объему составляют примерно 80% всего льда на, которым покрыто 11% всей земной суши. Если ледниковый лед равномерно распределить по земной поверхности, то он покроет ее слоем толщиной в 60 метров.
Ледники и их снежный покров обладают такой исключительной отражающей способностью, что если бы таким свойством обладала вся земная поверхность, то ее внешний теплообмен уменьшился бы втрое, так что средняя температура на земле была бы порядка -90о.
Отмечено, что ледники стали энергично наступать на сушу. Ученые предполагают, что период общего сокращения оледенения, который наблюдался с начала нашего века, заканчивается.

Исследовательская работаОпределить стиль и тип речи, найти СПП, определить их вид, сделать вывод об использовании СПП в

Слайд 10Исследовательская работа
Ледники по своему объему составляют примерно 80% всего льда, которым

покрыто 11% земной суши.

[ ], (которым).


какого?

придаточное определительное

Ледники и их снежный покров обладают такой исключительной отражающей способностью, что если бы таким свойством обладала вся земная поверхность, то ее внешний теплообмен уменьшился бы втрое, так что средняя температура на земле была бы порядка -90 градусов.

[такой ], (что (если бы ), то ), (так что ).




какой?

при каком условии?

определительное условия следствия





Последовательное и параллельное подчинение

Исследовательская работаЛедники по своему объему составляют примерно 80% всего льда, которым покрыто 11% земной суши.[

Слайд 11Исследовательская работа
Отмечено, что ледники стали энергично наступать на сушу.
[

], (что ).


что?

придаточное изъяснительное

Ученые предполагают, что период общего сокращения оледенения, который наблюдался с начала нашего века, заканчивается.

[ ], (что , (который), ).



что?

какой?

определительное

изъяснительное




Последовательное подчинение

Исследовательская работаОтмечено, что ледники стали энергично наступать на сушу.[     ], (что  ).

Слайд 12Исследовательская работа
Определить стиль и тип речи, найти СПП, определить их вид,

сделать вывод об использовании СПП в данном стиле речи, составить схемы СПП.

Директору Управления
 информационных технологий
Королькову В. Н.
программиста Никитенко А.
докладная записка.
         Довожу до Вашего сведения, что отдел программирования нуждается в приобретении современного оборудования, для того чтобы расширить возможности использования новейших компьютерных программ, которые позволяют оформлять документацию в соответствии с последними нормативами. Так как в настоящее время фонды отдела израсходованы, требуется Ваше личное разрешение для того, чтобы использовать резервные средства.
          Прошу разрешить приобретение лазерного принтера, сканера, мультимедийного компьютера.
 
6 октября 1998 г.                       Никитенко. 

Исследовательская работаОпределить стиль и тип речи, найти СПП, определить их вид, сделать вывод об использовании СПП в

Слайд 13Исследовательская работа
Довожу до Вашего сведения, что отдел программирования нуждается в приобретении

современного оборудования, для того чтобы расширить возможности использования новейших компьютерных программ, которые позволяют оформлять документацию в соответствии с последними нормативами.

[ ], ( что ), (для того чтобы ), (которые ).




что?

зачем?

каких?

изъяснительное

определительное

цели





Последовательное подчинение

Исследовательская работаДовожу до Вашего сведения, что отдел программирования нуждается в приобретении современного оборудования, для того чтобы расширить

Слайд 14Исследовательская работа
Так как в настоящее время фонды отдела израсходованы, требуется Ваше

личное разрешение для того, чтобы использовать резервные средства.

( Так как ), [для того], (чтобы ).



почему?

для чего?

причины

цели




Параллельное подчинение

Исследовательская работаТак как в настоящее время фонды отдела израсходованы, требуется Ваше личное разрешение для того, чтобы использовать

Слайд 15Исследовательская работа
Определить стиль и тип речи, найти СПП, определить их вид,

сделать вывод об использовании СПП в данном стиле речи, составить схемы СПП.


Едва успели глуповцы поправиться, как бригадирово легкомыслие чуть-чуть не навлекло на них новой беды. Фердыщенко вздумал путешествовать. Это намерение было очень странное, ибо в заведовании Фердыщенка находился только городской выгон, который не заключал в себе никаких сокровищ. < >
< > Он вообразил себе, что травы сделаются зеленее и цветы расцветут ярче, как только он выедет на выгон. < > «Прост он был, - поясняет летописец, - так прост, что даже после стольких бедствий простоты своей не оставил».

М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Исследовательская работаОпределить стиль и тип речи, найти СПП, определить их вид, сделать вывод об использовании СПП в

Слайд 16Исследовательская работа
Это намерение было очень странное, ибо в заведовании Фердыщенка находился

только городской выгон, который не заключал в себе никаких сокровищ.


[ ], (ибо ), (который ).



почему?

какой?

причины

определительное




Последовательное подчинение

Исследовательская работаЭто намерение было очень странное, ибо в заведовании Фердыщенка находился только городской выгон, который не заключал

Слайд 17Исследовательская работа
Он вообразил себе, что травы сделаются зеленее и цветы расцветут

ярче, как только он выедет на выгон.

[ ], (что) и ( ), (как только).



что?

когда?

придаточные изъяснительное и времени




Однородное и последовательное подчинение

«Прост он был, - поясняет летописец, - так прост, что даже после стольких бедствий простоты своей не оставил».

[ так ], (что ).


в какой степени?

придаточное меры и степени




Исследовательская работаОн вообразил себе, что травы сделаются зеленее и цветы расцветут ярче, как только он выедет на

Слайд 18Исследовательская работа
Определить стиль и тип речи, найти СПП, определить их вид,

сделать вывод об использовании СПП в данном стиле речи, составить схемы СПП.


А ведь я, грешный человек, думал, что у нас неграмотных людей не осталось. Я думал, что неграмотные давно уже ликвидированы.
Конечно, я не предполагал, что народ по-французски лепетать начал и вообще высшую арифметику узнал. Я про это не думал. < >
< > Вот извольте поглядеть, какая история развернулась на этом фронте. < >
< > Председатель культкомиссии собрал своих помощников и ведомости на получку денег тоже рассмотрел. Поинтересовался, кто как и кто никак подписывается.

М. ЗОЩЕНКО

Исследовательская работаОпределить стиль и тип речи, найти СПП, определить их вид, сделать вывод об использовании СПП в

Слайд 19Исследовательская работа
А ведь я, грешный человек, думал, что у нас неграмотных

людей не осталось.

[ ], (что).

Я думал, что неграмотные давно уже ликвидированы.


Конечно, я не предполагал, что народ по-французски лепетать начал и вообще высшую арифметику узнал.


что?


что?

[ ], (что).

[ ], (что).


чего?

Придаточные изъяснительные

Исследовательская работаА ведь я, грешный человек, думал, что у нас неграмотных людей не осталось.[

Слайд 20Исследовательская работа
Вот извольте поглядеть, какая история развернулась на этом фронте.
[

], (какая).


на что?

придаточное изъяснительное

Поинтересовался, кто как и кто никак подписывается.

[ ], (кто) и (кто).



чем?

придаточные изъяснительное




и

Однородное подчинение

Исследовательская работаВот извольте поглядеть, какая история развернулась на этом фронте.[    ], (какая).на что?придаточное изъяснительноеПоинтересовался,

Слайд 21Исследовательская работа
Определить стиль и тип речи, найти СПП, определить их вид,

сделать вывод об использовании СПП в данном стиле речи, составить схемы СПП.

Единственный поэт, портрет которого стоит у тебя на столе, - это Пушкин. Единственные книги, которые ты хранишь и время от времени перечитываешь, - это книги Пушкина. Единственный человек, которого ты цитируешь наизусть, - это Пушкин. Единственный музей, в котором ты бываешь, - это музей Пушкина. Единственный памятник, к которому ты приносишь цветы, - это памятник Пушкину. Единственная посмертная маска, которую ты держишь у себя на столе, - это маска Пушкина.
Твоя последняя роль - Дон Гуан в "Каменном госте". Ты говоришь, что Пушкин один вмещает в себе все русское Возрождение. Он - мученик, как и ты, тебе известна каждая подробность его жизни, ты любишь людей, которые его любили, ты ненавидишь тех, кто делал ему зло, ты оплакиваешь его смерть, как будто он погиб совсем недавно. Если воспользоваться словами Булгакова, ты носишь его в себе.
Марина ВЛАДИ

Исследовательская работаОпределить стиль и тип речи, найти СПП, определить их вид, сделать вывод об использовании СПП в

Слайд 22Исследовательская работа
Единственный поэт, портрет которого стоит у тебя на столе, -

это Пушкин. Единственные книги, которые ты хранишь и время от времени перечитываешь, - это книги Пушкина. Единственный человек, которого ты цитируешь наизусть, - это Пушкин. Единственный музей, в котором ты бываешь, - это музей Пушкина. Единственный памятник, к которому ты приносишь цветы, - это памятник Пушкину. Единственная посмертная маска, которую ты держишь у себя на столе, - это маска Пушкина.




[ , (которого), - ].
которые
в котором
к которому
которую






какой?

придаточные определительные


Исследовательская работаЕдинственный поэт, портрет которого стоит у тебя на столе, - это Пушкин. Единственные книги,  которые

Слайд 23Исследовательская работа
Ты говоришь, что Пушкин один вмещает в себе все русское

Возрождение.

[ ], (что ) .


придаточное изъяснительное


что?




каких?

кого?

как?

определительное

местоименно- определительное

сравнительное

Он - мученик, как и ты, тебе известна каждая подробность его жизни, ты любишь людей, которые его любили, ты ненавидишь тех, кто делал ему зло, ты оплакиваешь его смерть, как будто он погиб совсем недавно.



[ ], [ ], [ ], (которые), [ тех ], (кто), [ ], (как будто).

Исследовательская работаТы говоришь, что Пушкин один вмещает в себе все русское Возрождение. [

Слайд 24ЭССЕ (франц. essai — опыт, набросок), жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической

прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь (основатель жанра — Мишель Монтень; в русской литературе образцы у Ф. М. Достоевского, В. В. Розанова, Вячеслава И. Иванова).
ЭССЕ (франц. essai — опыт, набросок), жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора

Слайд 25Практика
Вставьте подчинительные союзы и союзные слова. Расставьте недостающие знаки препинания.

Составьте горизонтальные схемы. Определите тип придаточного.

Человек должен быть наделен фантазией творить.



2. Я наблюдал свысока волны головы ломают.



3. Живешь в заколдованном диком лесу уйти невозможно.

Практика Вставьте подчинительные союзы и союзные слова. Расставьте недостающие знаки препинания. Составьте горизонтальные схемы. Определите тип придаточного.

Слайд 26Практика
Вставьте подчинительные союзы и союзные слова. Расставьте недостающие знаки препинания.

Составьте горизонтальные схемы. Определите тип придаточного.

4. Соглашайся хотя бы на рай в шалаше терем с дворцом кто-то занял.



5. Мне теперь не понять же прав был из нас в наших спорах без сна и покоя.



6. Мне не стало хватать его только сейчас он не вернулся из боя.

Практика Вставьте подчинительные союзы и союзные слова. Расставьте недостающие знаки препинания. Составьте горизонтальные схемы. Определите тип придаточного.

Слайд 27Практика
Комплексный анализ текста
(1)Так кем же он все-таки был? (2) Владимир Высоцкий?

(3) Кем он был больше всего? (4) Актером? (5) Поэтом? (6) Певцом? (7) Я не знаю.
(8) Знаю только, что он был личностью. (9) Явлением.
(10) Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавания по морям и океанам нашей планеты. (11) Вместе с самолетами взмывают в небо. (12) А однажды даже из космоса донеслось:
                 Если друг оказался вдруг
                 И не друг и не враг, а так…
(13) Эту песню пел звездный дуэт космонавтов в составе В. Коваленкова и А. Иванченкова. (14) И надо сказать, что все здесь было на высоте. (15) И песня, и исполнение!

Задания:
1. Прочитайте отрывок из воспоминаний о В. Высоцком.
2.Составьте схему 8 предложения.
3.Объясните значение слова бард.
4. Выпишите частицы из предложения №12.
5. Из предложения №13 выпишите все словосочетания со связью согласование.
6. Составьте словарный диктант по тексту, выбирая слова и словосочетания, правописание которых вы считаете для себя полезным повторить.

ПрактикаКомплексный анализ текста(1)Так кем же он все-таки был? (2) Владимир Высоцкий? (3) Кем он был больше всего?

Слайд 28Практика
БАРД, а, м., одуш. [кельт. bard].

Поэт-певец у древних кельтов. |  |

Ср. вагант, гистрион, голиард, жонглёр, мейстерзингер, менестрель, миннезингер, трубадур, трувер, шпильман.

2. перен. высок. Поэт.

3. Автор и исполнитель (обычно — под гитару) современной самодеятельной песни.
ПрактикаБАРД, а, м., одуш. [кельт. bard]. Поэт-певец у древних кельтов. | 	| Ср. вагант, гистрион, голиард, жонглёр, мейстерзингер,

Слайд 29Готовимся к ЕНТ
Подсказка
Алгоритм анализа СПП
Найти грамматическую основу предложения. Если их две

и более, предложение сложное.
Найти союзы. Если они есть, предложение союзное.
Определить тип союза. Если союз подчинительный, предложение сложноподчиненное.
Союз или союзное слово всегда находится в придаточном предложении.
Указательные слова, если они есть, всегда находятся в главном предложении.
Задать вопрос от главного предложения к придаточному и определить тип придаточного.
Не определять тип придаточного только по союзу.
Если СПП с несколькими придаточными, составить вертикальную схему и определить вид подчинения.
Готовимся к ЕНТПодсказкаАлгоритм анализа СППНайти грамматическую основу предложения. Если их две и более, предложение сложное. Найти союзы.

Слайд 30Тест
Готовимся к ЕНТ
1. Укажите сложноподчиненное предложение.
А) Наташа говорила шепотом да и

дед тоже старался не шуметь.
В) Чин следовал ему он службу вдруг оставил.
С) Я взглянул в окно сумерки понемногу сгущались
Д) С реки доносились какие-то звуки словно тихо охала чья-то тоскующая грудь
Е) Любишь кататься люби и саночки возить
2. Укажите тип придаточного предложения по значению: Раз посеял просо, не жди бобов.
А) придаточное меры и степени
В) придаточное причины
С) придаточное цели
Д) придаточное сравнительное
Е) придаточное условия
3. Определите вид подчинения.
В воздухе, куда ни взглянешь, кружатся целые облака снежинок, так что не разберешь, идет ли снег с неба или с земли.
А) параллельное
В) последовательное
С) однородное
Д) последовательное и однородное
Е) параллельное и последовательное.
ТестГотовимся к ЕНТ1. Укажите сложноподчиненное предложение.А) Наташа говорила шепотом да и дед тоже старался не шуметь.В) Чин

Слайд 31Готовимся к ЕНТ
Перепишите, расставляя знаки препинания. Составьте линейную и вертикальную схему

предложения. Установите значение придаточных. Укажите, к какому виду предложений с несколькими придаточными относится это предложение.

В бывшем кабинете деда где даже в самые жаркие дни была могильная сырость сколько бы ни открывали окна выходившие прямо в тяжелую темную хвою такую пышную и запутанную что невозможно было сказать где кончается одна ель где начинается другая — в этой нежилой комнате где на голом письменном столе стоял бронзовый мальчик со скрипкой был незапертый книжный шкап и в нем тяжелые тома вымершего иллюстрированного журнала. (В. Набоков)

Готовимся к ЕНТПерепишите, расставляя знаки препинания. Составьте линейную и вертикальную схему предложения. Установите значение придаточных. Укажите, к

Слайд 32Готовимся к ЕНТ
В бывшем кабинете деда, где даже в самые жаркие

дни была могильная сырость, сколько бы ни открывали окна, выходившие прямо в тяжелую, темную хвою, такую пышную и запутанную, что невозможно было сказать, где кончается одна ель, где начинается другая, — в этой нежилой комнате, где на голом письменном столе стоял бронзовый мальчик со скрипкой, был незапертый книжный шкап, и в нем тяжелые тома вымершего иллюстрированного журнала. (В. Набоков)
Готовимся к ЕНТВ бывшем кабинете деда, где даже в самые жаркие дни была могильная сырость, сколько бы

Слайд 33[ (где), (сколько бы ни), (что), (где), (где), -

(где), ],
и [ ].


в каком?


несмотря на что?


в какой степени?



что?


в какой?


определительное

уступки

меры и степени

изъяснительные

определительное

[  (где), (сколько бы ни), (что), (где), (где), -    (где), ],и [

Слайд 34






Параллельное, последовательное и однородное подчинение

, и

Параллельное,  последовательное и  однородное  подчинение, и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть