Презентация, доклад по русскому языку на тему Знание языковых средств выразительности 9 класс

Содержание

«Золотой запас русского языка»

Слайд 1Знание языковых средств выразительности для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по

русскому языку
Знание языковых средств выразительности для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку

Слайд 2 «Золотой запас русского языка»

«Золотой запас русского языка»

Слайд 3ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
ТРОПЫ
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
ЭПИТЕТ
МЕТОНИМИЯ
ГИПЕРБОЛА
МЕТАФОРА
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
ПЕРЕФРАЗ
СРАВНЕНИЕ


ЛИТОТА

СИНЕКДОХА

ОБРАЩЕНИЕ

РИТОРИЧЕСКИЙ
ВОПРОС

ОКСЮМОРОН

ЭЛЛИПСИС

ГРАДАЦИЯ

АНТИТЕЗА

ТРОПЫ

ИНВЕРСИЯ

АНАФОРА

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКАТРОПЫ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ ЭПИТЕТ МЕТОНИМИЯ ГИПЕРБОЛА МЕТАФОРА ОЛИЦЕТВОРЕНИЕПЕРЕФРАЗ СРАВНЕНИЕ ЛИТОТА СИНЕКДОХА ОБРАЩЕНИЕ РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС ОКСЮМОРОН

Слайд 4 ТРОП – употребление слова в переносном значении для

характеристики какого-либо явления при помощи вторичных смысловых оттенков, присущих этому слову. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими в каком-либо отношении. Тропами являются эпитет, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола,  литота, перифраз,   олицетворение, сравнение.

ТРОП – употребление слова в переносном значении для характеристики какого-либо явления при помощи вторичных

Слайд 5 ЭПИТЕТ – художественное определение предмета, явления; слово, определяющее

предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества или признаки, например:

Когда росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль утра в час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой…
(Лермонтов)

ЭПИТЕТ – художественное определение предмета, явления; слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо

Слайд 6 МЕТАФОРА – скрытое сравнение, перенос свойств одного предмета

на другой по сходству значений.

Красною кистью рябина зажглась… (М.Цветаева)

МЕТАФОРА – скрытое сравнение, перенос свойств одного предмета на другой по сходству значений.Красною кистью

Слайд 7 ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – разновидность метафоры – наделение неживой материи

свойствами и качествами живой, например:
К ней прилегла в опочивальне ее сиделка – тишина 
(А.А.Блок)

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – разновидность метафоры – наделение неживой материи свойствами и качествами живой, например:

Слайд 8 МЕТОНИМИЯ  - замена одного слова или выражения другим на

основе близости значений; употребление выражений в переносном смысле ("лес шумит" - подразумеваются деревья). «Театр уж полон; Партер и кресла, всё кипит...»
А.С. Пушкин.

МЕТОНИМИЯ  - замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; употребление выражений в

Слайд 9 СРАВНЕНИЕ –  вид тропа, в котором одно явление

или понятие поясняется путем сопоставления его с другим явлением, например:

Воздух так чист, как молитва ребенка.   
(Лермонтов)

СРАВНЕНИЕ –  вид тропа, в котором одно явление или понятие поясняется путем сопоставления его

Слайд 10 ПЕРИФРАЗ – замена слова или словосочетания оборотом, например:

Царь зверей (лев)
Страна восходящего
солнца (Япония)
Царица цветов (роза)

ПЕРИФРАЗ – замена слова или словосочетания оборотом, например:   Царь зверей (лев) Страна восходящего

Слайд 11 ГИПЕРБОЛА – образное преувеличение, например:

Сразу могла б поместиться

в рот целая фаршированная тыква.
(Маяковский)

ГИПЕРБОЛА – образное преувеличение, например:Сразу могла б поместиться в рот целая фаршированная тыква. (Маяковский)

Слайд 12 ЛИТОТА - троп, противоположный гиперболе; намеренное преуменьшение
«Мужичок

с ноготок».

ЛИТОТА - троп, противоположный гиперболе; намеренное преуменьшение «Мужичок с ноготок».

Слайд 13 Литературные тропы – это могучее средство воздействия на

воображение читателя, заставляющее его пережить те же чувства, которые вложил автор в свое произведение.
- придают речи образность;
- придают речи выразительность;
- обогащают речь новыми оттенками смысла.


Литературные тропы – это могучее средство воздействия на воображение читателя, заставляющее его пережить те

Слайд 14 Уберите из стихотворения тропы, позволяющие создать яркий образ

осеннего парка. Посмотрим, что получится:

За окном ветерок веселится, То подпрыгнет, то притаится, И листочки бегут по дорожке, Словно жёлтые мышки от кошки.

Уберите из стихотворения тропы, позволяющие создать яркий образ осеннего парка. Посмотрим, что получится:

Слайд 15За окном ветерок………………………..
……………………………………………..
И листочки ……………… по дорожке,
………………………………………………

За окном ветерок………………………..……………………………………………..И листочки ……………… по дорожке,………………………………………………

Слайд 16Определите вид тропа.

1.Уж близок полдень. Жар пылает.
 Как пахарь, битва отдыхает
 (А. С. Пушкин)

Определите вид тропа.1.Уж близок полдень. Жар пылает. Как пахарь, битва отдыхает (А. С. Пушкин)

Слайд 172. Заводь спит. Молчит вода зеркальная.
 Только там, где дремлют камыши,
Чья-то песня

слышится печальная,
 Как последний вздох души.
(К. Бальмонт)
2. Заводь спит. Молчит вода зеркальная. Только там, где дремлют камыши,Чья-то песня слышится печальная, Как последний вздох души. (К.

Слайд 183.В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.


(С.А. Есенин)
3.В саду горит костер рябины красной,Но никого не может он согреть. (С.А. Есенин)

Слайд 194. Колокольчики мои,      Цветики степные!      Что глядите на меня,      Тёмно-голубые? 
(А.Толстой)

4. Колокольчики мои,      Цветики степные!      Что глядите на меня,      Тёмно-голубые? (А.Толстой)

Слайд 20И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших

сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах…а сам с ноготок!
(Н. Некрасов)
И шествуя важно, в спокойствии чинном,Лошадку ведет под уздцы мужичокВ больших сапогах, в полушубке овчинном,В больших рукавицах…а

Слайд 211. Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет.
1) Емеля

давно собирался за оленями, да всё жалел бросить внука одного, а теперь ему было как будто лучше, и старик решился попытать счастье.
2) Старик чувствовал, что выбивается из сил, но вернуться домой с пустыми руками не решался.
3) Охотник с замирающим сердцем взвёл курок винтовки и прицелился в голову маленькому, беззащитному животному…
4) Точно что то оборвалось в груди у старого Емели, и он опустил ружьё.

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет. 1) Емеля давно собирался за оленями, да всё

Слайд 222. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ:
1. В

середине дня ветер разгулялся.
2. И только сейчас все заметили, что ветер с едким дымком.
3. Ярко-жёлтая, как громадный подсолнух, палатка с пятью весёлыми обитателями.
4. Кирилл нагнулся и начал зябко растирать ноги от щиколоток до колен.

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ:1. В середине дня ветер разгулялся. 2. И

Слайд 233. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет:
1. Заметив

надвигающуюся на него армию, Сима поднял голову, как всегда покраснел и улыбнулся робко.
2. Лодка неслась на всех парусах. Нос её зарылся в кипящую густо-синюю волну.
3. Губы у Симы задрожали, он закрыл глаза руками и, вздрагивая, пошёл прочь.
4. Он по-прежнему шёл, опустив голову, и покраснел, когда к нему подскочили Мишка с Кешкой.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет:1. Заметив надвигающуюся на него армию, Сима поднял

Слайд 24Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Пусть всегда

пляшет удивительная кавалькада радости и счастья жизни!
2) Увидев меня и сразу признав, Лялька торжествующе крикнула.
3) Я стоял в полутёмной холодной цирковой конюшне и осознавал, что именно мой лучший друг вставлял мне палки в колёса.
4) Слоних встретила меня, стоя на ногах, с весело и задорно приподнятым хоботом!

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.1) Пусть всегда пляшет удивительная кавалькада радости и счастья

Слайд 25Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) После уроков

в раздевалке ребята мычали, спрашивали, какого роста лось и прочие глупости.
2) Влад сел прямо на пол, а Генка сел на стуле около двери, снял шапку, пригладил свою чёлку.
3) Валя споткнулся и с маху, во весь рост упал на дорожку.
4) Витька врал редко, но сейчас, когда новенькая, Валя, которая ему так нравилась, смотрела на соперника с уважением, нахмурился и стал придумывать, что бы сказать такое.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.1) После уроков в раздевалке ребята мычали, спрашивали, какого

Слайд 26Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является ЭПИТЕТ.
1) Как

может этот маленький человек держать в руках эти страшные вёсла?
2) И вот не прошло и месяца, а этот мальчик сидит на этой лодке и работает теми же вёслами, которые выпали тогда из рук его отца.
3) К сожалению, наши снаряды летают не только вверх, но и вниз.
4) Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде.
5) Вы подумайте только – он улыбался давеча, когда земля и небо дрожали от залпов зенитных орудий.
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является ЭПИТЕТ.1) Как может этот маленький человек держать в

Слайд 277. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. 1) А

потом приходит день: с Балтийского моря, цепляясь за высокие сосны, ползут облака. 2) Крытая камышом хата стояла на лугу, окруженная ромашками и фиолетовыми султанами иван-чая. 3) Года четыре назад весна, растопив снега, вдруг отступила.  4) По двору, подхватив зубами драный ботинок, носился щенок. 5) Потом еще раз выходил в море, а потом весна образумилась.

7. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. 1) А потом приходит день: с Балтийского

Слайд 28САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Слайд 291. 1 Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является олицетворение.
1) Негодный

мальчишка, говорю, где ты посеял сандалии?!
2) Бабушка говорила, что он должен отказаться от такой работы: у него слабое здоровье.
3) Она прикрыла глаза рукой и изо всех сил старалась сдерживаться, но у неё ничего не вышло.
4) Письмо обошло много мест, гоняясь за адресатом, прошло через сотни рук, но так и не догнало Володю.

1. 1 Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является олицетворение.1) Негодный мальчишка, говорю, где ты посеял сандалии?!2)

Слайд 302. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является литота.
1) Ах, эта

собачка, прелестная собачка, она не более наперстка.
2) Она бросилась под ноги взвившегося коня.
3) Я выбежал на кухню; окно во двор сверкало, точно золотое.
4) – Амбар, соседи, отстаивайте амбар!  

2. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является литота.1) Ах, эта собачка, прелестная собачка, она не более

Слайд 313. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора. 
1) Я пришёл,

чтобы отдать себя в руки правосудия!  2) Ну что… ни одно доброе дело не остается безнаказанным?  3) Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани.  4) Трудно было отыскать людей, более не похожих друг на друга, чем Ваня и Сенька.  5) Когда Сеня, путаясь и напрягаясь, блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, Ваня страдал 

3. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора. 1) Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия! 

Слайд 324. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора.  1) Небо над

поселком подпирали морозные столбы дыма из труб.  2) Любопытные песцы прибегали на стук молотков и быстро убегали обратно.  3) Кубарь вскочил и пулей, не оглянувшись, умчался.  4) По сыровато-зеленой земле катился лохматый шар.  5) Кубарь вытянулся, торчком поставил лохматые уши и уже не сводил глаз с пластинки. 
4. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора.  1) Небо над поселком подпирали морозные столбы дыма

Слайд 335. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. 1)

Обвеянный своими видениями, окутанный вуалью поэзии, он сохранился ребенком, удовлетворяясь взрывами смертельной тоски и опьянением радостью от жизни природы.  2) Никаких следов того, что люди называют любовью, не было в жизни этого старого художника.  3) Так все говорят, и Фацелия, ожидая от художника особенного и необыкновенного выражения чувства, спросила:  4) Прошло бы, может быть, немного времени, и он умер, уверенный, что такая и есть вся жизнь на земле...  5) Я же об этом именно и говорю, что наконец-то испытываю великое счастье не считать себя человеком особенным, одиноким, и быть как все хорошие люди.

5. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. 1) Обвеянный своими видениями, окутанный вуалью

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть