Слайд 1
"Путешествие
по городу фразеологизмов"
ребята.
Меня зовут Дима. Ещё совсем недавно были мы дружны с Витькой, да так, что водой не разольёшь.
Но однажды он полез ко мне драться. Теперь мы с ним живём как кошка с собакой.
Посоветуйте, ребята, как мне вернуть друга, ведь я без него как без рук.
Слайд 3Водой не разольёшь -
очень дружны, неразлучны, всегда вместе.
Жить как кошка
с собакой -
быть в постоянной ссоре, вражде.
Как без рук –
совершенно беспомощен.
Слайд 4
Фразеологизмы –
это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению
одному слову.
Слайд 5Запишите фразеологизмы, подбирая к ним близкие по значению слова.
Рукой подать -
…
Повесить нос - …
Кожа да кости - …
Слайд 6Сравните сочетания, докажите, что одно из них является фразеологизмом.
Ехать без билета
Ехать
зайцем
Слайд 7Шиворот-навыворот.
В настоящее время эти слова кажутся безобидными, обозначая, что кто-то
надел что-то наоборот, наизнанку. А ведь было время, когда они связывались с довольно позорным наказанием.
«Шиворотом» в Московской Руси именовался расшитый воротник боярской одежды, один из знаков достоинства вельможи. Во времена Ивана Грозного пойманного боярина-вора сажали на тощую клячу спиной вперед, надевали на него одежду наизнанку, т.е. шиворот- навыворот (наоборот) и возили по городу.
Слайд 9
- У меня всё как-то шиворот-навыворот получается.
- Овладение навыками устной речи
— ахиллесова пята изучающих иностранный язык.
Слайд 10Закончи крылатые выражения, взятые из сказок.
Поди туда – не знаю куда,
…
Скоро сказка сказывается, …
Это всё присказка, …
Слайд 11Подберите необходимое слово и запишите фразеологизм.
Дружнее этих двух ребят
На свете не
найдёшь,
О них обычно говорят:
«Водой …
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь…
Мы исходили городок
Буквально вдоль и…
И так устали мы в дороге,
Что еле …
Слайд 12 Игра “Четвёртый лишний”.
Из 4 фразеологизмов
выделить “лишний”, т. е. тот, который не соответствует общему значению остальных фразеологизмов. Записать только 3.
Хоть пруд пруди.
Кот наплакал.
Тьма-тьмущая.
Яблоку негде упасть.
Слайд 13
Во все лопатки.
Сломя голову.
Черепашьим шагом.
В мгновенье ока.
Слайд 14
Слово в слово.
Тютелька в тютельку.
Вилами на воде писано.
Комар носа не
подточит.
Слайд 15
Игра
“Фразеологический зверинец”.
С помощью рисованных подсказок правильно расставьте слова и запишите
их.
Слайд 16
Голоден, как …
Хитёр, как…
Труслив, как …
Изворотлив, как…
Надут, как…
Нем, как
...
Грязный, как ...
Упрям, как ...
Болтлив, как ...
Колючий, как ...
Слайд 17Прочитайте текст, найдите фразеологизмы, определите их синтаксическую роль.
Обычно Витя Перепёлкин
считал ворон на уроках. Но в этот день он прибежал в школу ни свет ни заря. Витя сгорал от стыда, глядя на двойки в своём дневнике, и решил их исправить. У доски он долго собирался с мыслями, но потом всё же без сучка и задоринки ра..сказал всё домашнее задание.
Витя был на седьмом небе от счаст..я.
Слайд 18Картинная галерея
Считать ворон -
бездельничать, глядеть по сторонам.
Слайд 19Писать неразборчиво
Как курица лапой
Слайд 20Лить крокодиловы слёзы
Притворно, неискренне жаловаться
Слайд 21Льёт как из ведра
Идёт проливной дождь
Слайд 22Вставлять палки в колёса
Мешать в
каком-либо деле
Слайд 23Сесть в галошу
Оказаться в неловком положении
Слайд 24Распределите фразеологизмы по значению:
1) “бездельничать”
2) “обманывать”
3) “быстро”.
Сломя гол..ву, с...деть сл..жа руки,
вт..рать оч(?)ки, бить баклуши, в..дить (за) нос, (во) весь дух, вв...дить в заблуждение, со всех но(г,к).
Слайд 25Выпишите фразеологизмы, попробуйте дать толкование их лексического значения.
Пригласил нас как-то
сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: “Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел”. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего “приятеля” дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке на воскресенье.
- Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, - растерялись мы.
- Вот пустомеля, - возмутился дед, - всё время кому-нибудь морочит голову.
У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
- Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте.
И пошли. И рыбу ловили. И костёр развели. И уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.
Слайд 26
Рефлексия.
Оцените своё эмоциональное состояние и выберите картинку, которая отражает ваше настроение
в данный момент.