Презентация, доклад по русскому языку на тему Устная письменная речь

Содержание

Урок 1.

Слайд 1Устная и письменная речь
Стили речи
Типы речи

Устная и письменная речь Стили речи Типы речи

Слайд 2Урок 1.

Урок 1.

Слайд 3Чистописание. Выполнить задание и найти буквы
мать
молот
сестра
щенята
дочь
жена
Условия для поиска букв:
выделить слова, содержащие

мягкие согласные звуки;
среди них найти трехсложное слово;
из него выписать буквы, обозначающие мягкие согласные звуки

Буквы Н, Щ.

Продолжить ряд:
нщ Нщ НЩ нщ…





Нщ нщ Нщ нщ нщ …

слайд 3

Чистописание. Выполнить задание и найти буквыматьмолотсестращенятадочьженаУсловия для поиска букв: выделить слова, содержащие мягкие согласные звуки; среди них

Слайд 5Словарная работа

Словарная работа

Слайд 6Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах

жука
Два слепящих огонька

втомобиль

А

Не летает, не жужжит,Жук по улице бежит. И горят в глазах жукаДва слепящих огонькавтомобильА

Слайд 7:

Т


А
Ребус
ИЛЬ
,


,

?

А в Т + дом + лоб+ иль

:Т      А Ребус ИЛЬ , , ? А в Т + дом

Слайд 8Автомобиль
Самостоятельно передвигающийся
Легковой вид транспорта, управляемый водителем.

АвтомобильСамостоятельно передвигающийсяЛегковой вид транспорта, управляемый водителем.

Слайд 9Этимология
Заимствовано из французского языка. Слово общеевропейское и распространено

во многих других языках мира. Первоисточником является греческая основа автос – «сам» и латинское мобилис – «двигающийся, подвижный»
Этимология   Заимствовано из французского языка. Слово общеевропейское и распространено во многих других языках мира. Первоисточником

Слайд 10ав то мо биль


[афтамаб’ил’]
- 10 букв
- 9 звуков


Звуковой анализ

ав то мо биль[афтамаб’ил’]- 10 букв- 9 звуковЗвуковой анализ

Слайд 11Однокоренные слова
Автомобильчик
Автомобилист
Автомобилизм
Автомобилизация
Автомобильный

машина
Синонимы
Маленький автомобиль
Водитель автомобиля
Автомобильное

дело.

Оснащённость населения автомобилями.

Однокоренные словаАвтомобильчик АвтомобилистАвтомобилизм Автомобилизация Автомобильный   машинаСинонимы Маленький автомобильВодитель автомобиляАвтомобильное дело.Оснащённость населения автомобилями.

Слайд 12 Содержание
1.Устная и письменная речь.

2.Стили речи.

3.Типы

речи.




Содержание 1.Устная и письменная речь.2.Стили речи.3.Типы речи.

Слайд 13Формы речи:

Формы речи:

Слайд 14 Для чего нужна человеку речь ?
РЕЧЬ ПОМОГАЕТ
Общаться
Делиться мыслями

,чувствами
Договориться о чём- нибудь
Согласовать свои действия.
Похвалить, развеселить, рассмешить
Предостеречь, посоветовать,
Остановить.
Для чего нужна человеку речь ?РЕЧЬ ПОМОГАЕТОбщатьсяДелиться мыслями ,чувствамиДоговориться о чём- нибудьСогласовать свои действия.Похвалить,

Слайд 16Упражнение 1

З

Л

Упражнение 1ЗЛ

Слайд 18Агафонова Е.Е.
ХАРАКТЕРИСТИКИ устной речи
1.ТЕМП (скорость)

2.ГРОМКОСТЬ (сила звучания)
3.ТЕМБР (окраска голоса)
4.ТОН

ТЕМП

Быстро
Очень быстро
Нормально
Скороговоркой
Замедленно
Очень медленно

Агафонова Е.Е.ХАРАКТЕРИСТИКИ устной  речи      1.ТЕМП (скорость)

Слайд 19 ГОЛОС
ВЫСОКИЙ НИЗКИЙ

ЕХИДНЫЙ РОБКИЙ ВКРАДЧИВЫЙ ГРУБЫЙ

1.Прочитайте диалог , учитывая окраску голоса:
- Алло. Слушаю вас.
- Павлик дома?
- Нет, он ещё не приходил из школы.
Возможны варианты: спокойный - резкий
сердитый - робкий
уверенный - испуганный.
Варианты силы голоса : громко, слишком громко , шёпотом, тихо…

ГОЛОСВЫСОКИЙ  НИЗКИЙ  ЕХИДНЫЙ  РОБКИЙ  ВКРАДЧИВЫЙ

Слайд 20Невербальные ( несловесные )средства общения очень часто используются в разговоре ,

дополняя и разъясняя сказанное

Жест – движение рук, что-то выражающее или сопровождающее речь.

Мимика – движение лица, выражающее внутреннее душевное состояние.

Реакция собеседника –проявление отношения к чему-то или к кому-то

Невербальные
средства

Жест

Мимика

Реакция собеседника


Невербальные ( несловесные )средства общения очень часто используются в разговоре , дополняя и разъясняя сказанноеЖест – движение

Слайд 22

Пожалуйста , потише…
-В музее , кинотеатре и трамвае
О том, о

сём друг другу говорим,
Но часто одного не замечаем,
Что, как в лесу дремучем, мы кричим.
О том, что мы вчера ходили в гости,
Что папа подарил велосипед,
У дедушки к дождю разнылись кости,
А, между прочим, дождика всё нет.
-Пожалуйста, потише!
-Пожалуйста, потише!
-Тсс! Тсс! Ччч!
В какое бы общественное место
Судьба сегодня вас не привела,-
Учтите , никому не интересно
Всё знать про ваши личные дела.
Пожалуйста , потише…-В музее , кинотеатре и трамваеО том, о сём друг другу говорим,Но часто одного

Слайд 23КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА
1.

Говорите спокойно
2. Не размахивайте руками.
3. Следите за тем, какие слова вы подбираете.
4. Умейте слушать другого.
5. Говорите отчётливо, не спешите.
Изменяйте интонацию, чтобы ваш речь не была монотонной.
6. Не разговаривайте слишком долго.
7. Никогда не позволяйте себе грубо разговаривать с людьми





КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА     1. Говорите спокойно

Слайд 24Домашняя работа

Домашняя работа

Слайд 25Урок 2. Разновидности устной и письменной речи

Урок 2. Разновидности устной и письменной речи

Слайд 26Агроном
Специалист по возделыванию
сельскохозяйственных культур

АгрономСпециалист по возделываниюсельскохозяйственных культур

Слайд 27Этимология
Заимствовано из французского агро – «поле, пашня», номос

– «закон».
Агроном – «знающий законы земледелия»
Этимология   Заимствовано из французского агро – «поле, пашня», номос – «закон».  Агроном – «знающий

Слайд 28а гро ном


[аграном]
- 7 букв
- 7 звуков

Фонетический разбор Звуко-буквенный анализ

а гро ном[аграном]- 7 букв- 7 звуковФонетический разбор Звуко-буквенный анализ

Слайд 29Однокоренные слова
Агрономный
Агрономический
Агрономия (специальность)

Однокоренные словаАгрономныйАгрономическийАгрономия (специальность)

Слайд 30УСТНАЯ РЕЧЬ И ЕЁ РАЗНОВИДНОСТИ
ДИАЛОГ
ПОЛИЛОГ

МОНОЛОГ
УСТНАЯ  РЕЧЬ  И  ЕЁ  РАЗНОВИДНОСТИДИАЛОГПОЛИЛОГ    МОНОЛОГ

Слайд 31УСТНАЯ РЕЧЬ
1.Те,кто говорят, видят и слышат друг друга.

2.Говорят,

на ходу исправляя лишь те ошибки , которые заметят.

3.Говорящий видит реакцию собеседника



УСТНАЯ    РЕЧЬ1.Те,кто говорят, видят и слышат друг друга.2.Говорят, на ходу исправляя лишь те ошибки

Слайд 32ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ и её разновидности

Письмо

Личный дневник


Изложение Сочинение
ПИСЬМЕННАЯ  РЕЧЬ и её разновидностиПисьмо

Слайд 33ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
1.Тот, кто пишет, не видит и не слышит

того, к кому обращается.

2.Пишут, при проверке исправляя все ошибки .

3.Пишущий реакцию собеседника не видит, может только предугадать




ПИСЬМЕННАЯ   РЕЧЬ1.Тот, кто пишет, не видит и не слышит того, к кому обращается.2.Пишут, при проверке

Слайд 34диалог
«Дружба»

диалог«Дружба»

Слайд 37Домашняя работа

Домашняя работа

Слайд 38Урок 3. Цель речевого общения

Урок 3. Цель речевого общения

Слайд 39Найти зашифрованные буквы
ЗАГАДКА
Условия для поиска букв:
первая буква является суффиксом;
вторая

буква является окончанием;
третья буква является окончанием в В.п.




Буквы К, А, У.

Определить порядок следования букв в ряду:
КААААУ КАААУУ КААУУУ …


слайд 4

Найти зашифрованные буквыЗАГАДКАУсловия для поиска букв: первая буква является суффиксом; вторая буква является окончанием; третья буква является

Слайд 41Словарная работа
+
Беседа, беседовать,
собеседники, беседка

Словарная работа+Беседа, беседовать, собеседники, беседка

Слайд 42Этимология: Беседа- «бес» (или «без» в древнерусском языке) означала «снаружи», а

седа — «сидение». Итак, поначалу это слово означало «сидение перед домом». Но сколько же можно просидеть молча перед домом?
Этимология: Беседа- «бес» (или «без» в древнерусском языке) означала «снаружи», а седа — «сидение». Итак, поначалу это слово означало

Слайд 43Фонетический разбор Звуко-буквенный анализ Беседа 6 букв [Б‘ЭС‘ЭДА] 6 звуков









Фонетический разбор Звуко-буквенный анализ  Беседа 6 букв [Б‘ЭС‘ЭДА] 6 звуков

Слайд 46В общении мы ставим цели получить информацию, воздействовать на собеседника. В

ходе диалога мы добиваемся общего результата, узнаем что-то новое.
В общении мы ставим цели получить информацию, воздействовать на собеседника. В ходе диалога мы добиваемся общего результата,

Слайд 47Речевая
ситуация
Где говорим?
С кем ?
С какой целью?
В официальной обстановке
В неофициальной обстановке
С

одним человеком


Общение

Сообщение

Воздействие

С большой аудиторией

Выбор стиля речи

РечеваяситуацияГде говорим?С кем ?С какой целью?В официальной обстановкеВ неофициальной обстановке С одним человеком   ОбщениеСообщениеВоздействиеС большой

Слайд 48

Стили речи

Артисты говорят в гримёрной,
Твой друг беседует с тобой-
Стиль это просто
А не какой – нибудь иной.
Рассказ читаешь или стих,
Роман, поэму , пьесу –
Знай в них стиль,
Стиль очень интересный.
Ещё есть стиль
Статей в журнале политическом,
Газетных очерков, заметок –
Запомни также стиль и этот.
А биографию открой –
А правила когда мы учим,
Употребляем стиль

Разговорный

Художественный

Публицистический

Официально - деловой

Научный


Слайд 49Агафонова Е.Е.
Стили речи (где? с кем? зачем?)

Книжные Разговорный

общение
(разговорные слова, неполные предложения, диалог )


НАУЧНЫЙ-
сообщение
(термины)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ –
воздействие
(образные слова)

ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ
(сообщение)
(особые слова и обороты)

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ

сообщение информации , воздействие
(общественно-политическая лексика,совмещение
торжественной лексики и разговорных средств )

Агафонова Е.Е.Стили речи  (где? с кем? зачем?)     Книжные

Слайд 50Агафонова Е.Е.
Разговорный стиль
Особенности разговорного стиля



Цель - общение





Cфера употребления – общение с близкими и хорошо знакомыми людьми, сфера бытовых отношений и устная форма профессиональных.

Стилевые черты

- Мы не всегда знаем, о чём будем говорить.
- Мы не знаем , какие слова подберём.
- Мы должны видеть и слышать участника разговора.

Языковые средства: ограничен состав книжных слов,много просторечных
слов,большое количество междометий, частиц, наличие неполных и коротких
предложений, богатство интонаций.

Агафонова Е.Е.Разговорный стильОсобенности разговорного стиля        Цель - общениеCфера употребления –

Слайд 51





ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

Сфера употребления – язык художественной литературы.

Цель использования – создание художественного образа,
эмоционально – эстетическое воздействие.



Языковые средства :
1.Эпитеты, сравнения, метафоры,
гипербола и т. д.
2.Стилистические фигуры ( фигуры
речи) : анафора, антитеза ,бессоюзие ,градация ,
инверсия ,параллелизм ,риторический вопрос ,об-
ращение ,умолчание ,эллипсис, эпифора.

Художественный стиль отличается образностью,
широким использованием изобразительно –вырази-
тельных средств языка.


Слайд 52Художественный стиль речи








1 .Предназначен для создания художественных, поэтических

образов , эмоционально – эстетического
воздействия , и все языковые средства, включаемые
в художественное произведение, подчиняются задачам данного стиля.

2.Основная функция – эстетическая.

3.К средствам

художественной выразительности

относятся РИТМ ,РИФМА, ИНТОНАЦИЯ,ЗВУКОПИСЬ



.

4.Характерная особенность – соединение различных стилей речи , совмещение слов «высоких» и «низких», присутствие разговорной лексики ,иногда – просторечий , диалектизмов , профессионализмов.


Художественный стиль речи1 .Предназначен   для создания  художественных, поэтических образов , эмоционально – эстетическоговоздействия ,

Слайд 53Публицистический стиль
Публицистика - особый тип литературных произведений, в ко-
торых освещаются, разъясняются


актуальные вопросы общественно-
политической жизни, поднимаются нравственные проблемы.
Публицистический стильПублицистика - особый тип литературных произведений, в ко-торых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно- политической жизни, поднимаются

Слайд 54Публицистический стиль
Сфера употребления –стиль радио, телевидения, газетных , журнальных статей.
Цель

– передача информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя .
Жанры: информация, критическая заметка, репортаж ,интервью ,статья,
рецензия, зарисовка, очерк ,фельетон .

ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ, СУДЕБНАЯ РЕЧЬ . ДОКЛАД.

Публицистический стильСфера употребления –стиль радио, телевидения, газетных , журнальных статей. Цель – передача информации с одновременным воздействием

Слайд 55Особенности публицистического стиля речи
1.ЛОГИЧНОСТЬ.

2.ОБРАЗНОСТЬ.

3.ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ.

4.ОЦЕНОЧНОСТЬ.

5.ПРИЗЫВНОСТЬ.
6.ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИ-
ЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА
Важнейшее качество –ОБЩЕДОСТУПНОСТЬ:
Она рассчитана на широкую

аудиторию и долж-
на быть понятна всем .

Чтобы воздействовать
на воображение и чув-
ства читателя , исполь-
зуются ЭПИТЕТЫ,
СРАВНЕНИЯ , МЕТА-
ФОРЫ, просторечные
слова, фразеологизмы

Особенности  публицистического стиля речи1.ЛОГИЧНОСТЬ.2.ОБРАЗНОСТЬ.3.ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ.4.ОЦЕНОЧНОСТЬ.5.ПРИЗЫВНОСТЬ.6.ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИ-ЧЕСКАЯ ЛЕКСИКАВажнейшее качество –ОБЩЕДОСТУПНОСТЬ: Она рассчитана на широкую аудиторию и долж-на быть понятна

Слайд 56

ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ

Сфера употребления - используется в официальной обстановке ( сфера законодательства , делопроизводства,
административно –правовой деятельности ).

Цель –сообщение, информирование.

Основные жанры: законы, приказы, постановления, резолюции, протоколы, акты ,справки , инструкции, объявления, деловые бумаги (заявление, рапорт,
докладная…)



Особенности языка:
1.Официально – деловая лексика
2.Устойчивые , стандартизированные обороты речи
3.Точность,не допускающая иного толкования.

ОФИЦИАЛЬНО –

Слайд 57Агафонова Е.Е.

Официально – деловой стиль речи.

Сфера употребления – правовые , служебные , производственные
отношения.

Цель использования – сообщение , информирование.

Основные черты:
1.Точность, не допускающая иного
толкования.
2.Неличный характер.
3.Стандартизованность,стереотипность
построения текста.
4.Долженствующе-
предписывающий характер.

Языковые особенности.
1.Лексика – широкое употребление стандартных оборотов речи.
специальной терминологии.
2.Синтаксис – осложнённые простые предложения.
3.Типы речи – почти отсутствуют повествование и описание.
4.Все документы лишены эмоциональности, отсутствуют изобразительные
средства языка.




Агафонова Е.Е.             Официально – деловой

Слайд 58Агафонова Е.Е.
Схема научного стиля речи
Речевая ситуация :






ЦЕЛЬ -

СООБЩЕНИЕ,ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ



Стилевые черты: логичность изложения, отвлечённость и обобщённость,
точность , доказательность, неэмоциональность и объективность

Агафонова Е.Е.Схема научного стиля речиРечевая ситуация :  ЦЕЛЬ  - СООБЩЕНИЕ,ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИСтилевые черты: логичность изложения, отвлечённость

Слайд 61
Стилистический эксперимент
Задание

:
1.Прочитайте

текст два раза. При первом чтении используйте первый
синоним, данный в скобках, а затем прочитайте текст со вторым сино-
нимом . Что получилось?
2.В чём заключается разница между двумя прозвучавшими текстами?
3.Что получится, если прочитать текст ещё один раз, используя то первый, то второй
синоним?


У ручья ( выросла, вымахала) красавица Роза . На ветку перед ней (сел, взгромоздился) Соловей . С восхищением он( смотрел , уставился) на Розу, ( воспевая, расхваливая ) её красоту . Соловьиные ( трели, верещания ) звучали над ручьём , и тот ( вторил, поддакивал ) им тихим ( журчанием , бульканьем ).
Но пришла осень.( Опали , отвалились ) лепестки прекрасной Розы. Ручей ( унёс, уволок ) их вдаль , и ( смолкла , заглохла ) соловьиная песня.
А.Смирнов.


Стилистический     эксперимент Задание:1.Прочитайте текст два раза. При первом чтении

Слайд 62Агафонова Е.Е.
Стилистический эксперимент
Задание: 1.В данном тексте встречаются синонимы к слову глаза:
глазёнки

, гляделки. С какой целью использовал их автор ?
2.Как меняются прилагательные и глаголы, оказавшись рядом с этими синонимами?
3.Что , по вашему мнению, будут представлять собой люди – обладатели глаз, глазёнок , гляделок?

Глаза.

Были глаза: чёрные, прекрасные. Взглянут – и смотрят, и спрашивают. И были глазёнки: серые, плутоватые – всё шмыгают, ни на кого прямо не смотрят.
Спросили глаза :
- Что вы бегаете? Чего ищете ?
Забегали глазёнки, засуетились, говорят :
- Да так себе ,понемножечку ,полегонечку , нельзя – помилуйте , надо же –
cами знаете .
И были гляделки : тусклые, нахальные .Уставятся и глядят. Спросили глаза :
- Что вы смотрите ? Что видите?
Скосились гляделки , закричали :
- Да как вы смеете? Да кто вы? Да кто мы ? Да мы вас !
Искали глаза глаз таких же прекрасных , не нашли и сомкнулись.
Ф. Сологуб.


Агафонова Е.Е.Стилистический экспериментЗадание: 1.В данном тексте встречаются синонимы к слову глаза:глазёнки , гляделки. С какой целью использовал

Слайд 63Домашняя работа

Домашняя работа

Слайд 64Урок 4. Закрепление.

Урок 4. Закрепление.

Слайд 65Словарная работа

Словарная работа

Слайд 66Прекрасный, прекрасно
Происхождение слова прекрасный. 
Заимствование из старославянского, где пре — приставка, обозначающая

наивысшую степень качества, а красьныи — «красивый». Происхождение слова прекрасный в этимологическом онлайн-словаре Крылова Г. А. Прекра́сный. Заимств. из ст.-сл. яз. Преф. производное от красный «красивый», суф. образования от краса
Прекрасный, прекрасноПроисхождение слова прекрасный.  Заимствование из старославянского, где пре — приставка, обозначающая наивысшую степень качества, а красьныи —

Слайд 68Какие виды предложения бывают по цели высказывания?

Какие виды предложения бывают по цели высказывания?

Слайд 69Какие виды предложения бывают по интонации?

Какие виды предложения бывают по интонации?

Слайд 73Домашняя работа

Домашняя работа

Слайд 74Урок 5. Закрепление.

Урок 5. Закрепление.

Слайд 75 первая буква обозначает непарный звонкий мягкий звук в слове береза;

вторая буква - безударная гласная в слове четверг;
третья буква обозначает непарный глухой твердый звук в слове петух;
четвертая буква – безударная гласная в слове лопата

Буквы Р, Е, Х, О.

Найти закономерность, продолжить ряд:
рехо рхео рехо …

слайд 5

Выполнить задание и найти буквы

первая буква обозначает непарный звонкий мягкий звук в слове береза; вторая буква - безударная гласная в

Слайд 76Чистописание.

Чистописание.

Слайд 77Словарная работа
Внутреннее влечение, стремление к осуществлению чего-нибудь, обладанию чем-нибудь. Иметь желание (желать).

Словарная работаВнутреннее влечение, стремление к осуществлению чего-нибудь, обладанию чем-нибудь. Иметь желание (желать).

Слайд 78Фонетический разбор Звуко-буквенный анализ Желать 6 букв [ЖЫЛАТ‘] 5 звуков








Фонетический разбор Звуко-буквенный анализ  Желать 6 букв [ЖЫЛАТ‘] 5 звуков

Слайд 80Домашняя работа

Домашняя работа

Слайд 81Типы речи

Повествование
Описание
Рассуждение



Что произошло?
Несколько рисунков
фотографий
глаголы

Какой?
Один рисунок
фотография
прилагательные

Почему?
Нет рисунков,
фотографий.

наречия

Типы речиПовествование  Описание  Рассуждение  Что произошло?Несколько рисунковфотографийглаголы  Какой?Один рисунокфотографияприлагательные Почему?Нет рисунков,фотографий.

Слайд 82
Типы речи . Повествование.
:
Повествование – это рассказ, сообщение о каком –

то событии в его
временной последовательности.

Композиционные особенности:
1. Произведения повествовательного типа могут
начинаться сразу с завязки и даже с развязки действия
(т.е. событие может передаваться в прямой , хроноло-
гической последовательности и в обратной , когда
мы сначала узнаём о развязке , а потом уже - о самом
дейcтвии).

2. Выразительная и изобразительная сила повество-
вания заключается в наглядном представлении дейст-вия.

3. Особая роль принадлежит глаголам, обозначающим
последовательно сменяющие друг друга события ,по-
могают развёртыванию повествования.

Типы речи . Повествование.:Повествование – это рассказ, сообщение о каком – то событии в еговременной последовательности.Композиционные особенности:

Слайд 83
Главное –порядок протекания действия и развитие сюжета
Выразительная и изобразительная сила повествования

заключается
прежде всего в наглядном представлении действия, движения людей
и явлений во времени и пространстве.

Особая роль принадлежит ГЛАГОЛАМ , особенно формам прошедшего време-
ни совершенного вида (они, обозначая последовательность событий, помога-
ют развёртыванию повествования ).

К тексту – повествованию можно поставить вопрос
ЧТО ПРОИЗОШЛО?

Метод фотографирования – НЕСКОЛЬКО ФОТОГРАФИЙ.

Главное –порядок протекания действия и развитие сюжетаВыразительная и изобразительная сила повествования заключаетсяпрежде всего в наглядном представлении действия,

Слайд 84Повествование и его структура
вступление

Завязка

Развязка
КУЛЬМИНА
ЦИЯ
Заключение

Повествование и его структуравступление  Завязка  РазвязкаКУЛЬМИНА   ЦИЯЗаключение

Слайд 85Агафонова Е.Е.
Описание и его структура
Описание – словесное изображение
какого - либо

явления действитель –
ности путём перечисления и раскрытия
его основных признаков.

Цель описания – сделать так , чтобы читатель (слушатель)
увидел предмет описания, представил его в своём сознании.

Композиция описания:

1.Общее представление о предмете.

2.Отдельные признаки предмета.
(описание деталей, частей)

3.Авторская оценка, вывод ,заключение .

Языковые особенности:
1. Широкое использование
слов, обозначающих качест-ва , свойства предметов .
2. Употребление глаголов несовершенного вида в форме прошедшего времени,
а для особой наглядности ,
изобразительности – в фор-ме настоящего времени.
3. Важную роль играют определения , назывные и неполные предложения .

Агафонова Е.Е.Описание и его структураОписание – словесное изображение какого - либо явления действитель –ности путём перечисления и

Слайд 86

Объекты описания
в зависимости от ситуации и целей могут быть самые разные
Объекты описанияв зависимости от  ситуации

Слайд 87Рассуждение и его структура
Рассуждение – это словесное изложение,
разъяснение, подтверждение
какой

– либо мысли .

Рассуждение – очень важный тип речи: чтобы убедить в чём – то, надо
уметь рассуждать , доказывать , логически мыслить , делать обоснован-
ные выводы . Это умение необходимо ,чтобы опровергнуть точку зрения
оппонента , с которым вы не согласны.

Композиция

1. Тезис ( высказывается какая – то мысль )

2. Аргументы( доказательства или опровержение этой мысли).
а)…
б)…
в)…


Убедительные, сопровождаемые примерами

3. Вывод ( заключение )

Рассуждение и его структураРассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой – либо мысли . Рассуждение –

Слайд 88Агафонова Е.Е.
Рассуждение и его характерные особенности
Важно, чтобы
а) тезис был доказуемым

и чётко сформулированным

б) аргументы были убедительными, их должно быть
достаточно для доказательства вашего тезиса
в) между тезисом и аргументами, а также отдельными
аргументами устанавливалась логическая и грам - матическая связь
г) каждый аргумент подтверждал именно выдвинутый вами тезис , а не что – то другое ( факт – самое бес –
спорное доказательство).
д) для грамматической связи между аргументами , а
также между тезисом и аргументами использовались
вводные слова: во – первых , во – вторых , наконец , итак , следовательно , таким образом

Жанровые формы рассуждения

Письмо

Статья

Рецензия Доклад Полемический диалог

Агафонова Е.Е. Рассуждение и его характерные особенностиВажно, чтобыа) тезис был доказуемым и чётко сформулированнымб) аргументы были убедительными,

Слайд 89
Использованные ресурсы
1.Розенталь Д.Э Практическая стилистика русского языка.
М.: Высшая

школа, 1998.
2.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник
лингвистических терминов. М.: Просвещение, 2001.
3.УМК по русскому языку под редакцией Бабайцевой В.В.
5-9класс. М.:Дрофа,2008г
4. http://www.gifzona.ru/i/ok_d/05.gif
5. http://images.google.ru
Использованные ресурсы 1.Розенталь Д.Э Практическая стилистика русского языка.  М.: Высшая школа, 1998.2.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть