Презентация, доклад по русскому языку на тему Подготовка к сочинению-рассуждению 15.3 в формате ОГЭ Что такое нравственный выбор

Содержание

Формулировка задания15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР?Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое нравственный выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих

Слайд 1Подготовка к сочинению-рассуждению 15. 3 в формате ОГЭ
Что такое нравственный выбор?

Подготовка  к сочинению-рассуждению 15. 3  в формате ОГЭЧто такое нравственный выбор?

Слайд 2Формулировка задания
15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР?
Сформулируйте и прокомментируйте

данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое нравственный выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Формулировка задания15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР?Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на

Слайд 3План
1. Определение понятия
2. Комментарий
3. Аргумент из исходного текста
4. Аргумент из

жизни
5. Вывод
План 1. Определение понятия2. Комментарий3. Аргумент из исходного текста4. Аргумент из жизни5. Вывод

Слайд 4Примечание к п.3-4
Оба аргумента могут быть приведены из прочитанного текста,

НО не во всех текстах есть второй аргумент.
Примечание к п.3-4 Оба аргумента могут быть приведены из прочитанного текста, НО не во всех текстах есть второй

Слайд 5В сочинении должно быть 4 абзаца:
Определение понятия + комментарий к определению.
Аргумент 1.
Аргумент

2.
Вывод.
В сочинении должно быть 4 абзаца:Определение понятия + комментарий к определению. Аргумент 1. Аргумент 2. Вывод.

Слайд 6Текст
(1)Де­воч­ку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг

— те­ат­раль­ный ху­дож­ник. (3)Алиса могла сво­бод­но войти в те­ат­раль­ный двор, ко­то­рый охра­нял стро­гий сто­рож, а дру­гие дети не могли по­пасть в этот ин­те­рес­ный мир. (4)Но она была не про­сто де­воч­ка, она — по­мощ­ник ху­дож­ни­ка.
(5)Од­на­ж­ды в те­ат­раль­ном дворе Алиса уви­де­ла парня и сразу по­ня­ла, что он не ар­тист.
– (6)Ты кто? — спро­си­ла она парня.
– (7)Шофёр, — от­ве­тил па­рень.
– (8)А что ты здесь де­ла­ешь?
– (9)Жду.
– (10)Кого?
– (11)Вик­то­рию Сер­ге­е­ву.
(12)Сер­ге­е­ва — ар­тист­ка те­ат­ра, мо­ло­дая и кра­си­вая жен­щи­на. (13)И Алиса за­да­ла парню «взрос­лый» во­прос:
– (14)Ты её лю­бишь?

Текст(1)Де­воч­ку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг — те­ат­раль­ный ху­дож­ник. (3)Алиса могла сво­бод­но

Слайд 7Текст
– (15)Нет, — улыб­нул­ся па­рень. — (16)Я од­на­ж­ды спас её. (17)В

нашем го­ро­де, театр был тогда у нас на га­стро­лях. (18)Это было весной, в конце марта. (19)Ре­бя­та ка­та­лись на сан­ках у реки. (20)Сер­ге­е­ва тоже за­хо­те­ла по­ка­тать­ся. (21)Ре­бя­та дали ей санки. (22)Она села и по­еха­ла, сани слу­чай­но вы­еха­ли на лёд, ко­то­рый был тон­ким и хруп­ким, и через ми­ну­ту Сер­ге­е­ва ока­за­лась в ле­дя­ной воде. (23)Ре­бя­та за­кри­ча­ли, а я был недалеко и услы­шал.
– (24)И ты прыг­нул в ле­дя­ную воду?
– (25)Прыг­нул, — под­твер­дил па­рень.
– (26)Не ис­пу­гал­ся?
– (27)Не успел ис­пу­гать­ся.
– (28)И не за­бо­лел?
– (29)За­бо­лел не­множ­ко.

Текст– (15)Нет, — улыб­нул­ся па­рень. — (16)Я од­на­ж­ды спас её. (17)В нашем го­ро­де, театр был тогда у

Слайд 8Текст
(30)Алиса и не­зна­ко­мый па­рень раз­го­ва­ри­ва­ли и не за­ме­ти­ли, как во двор

вошли Сер­ге­е­ва и зна­ко­мый ху­дож­ник. (31)Па­рень пер­вым уви­дел её и ска­зал:
– (32)Здрав­ствуй­те, Вик­то­рия! (33)Вы, на­вер­ное, не пом­ни­те меня? (34)Я На­за­ров.
(35)Сер­ге­е­ва вни­ма­тель­но по­смот­ре­ла на парня: она не могла вспом­нить его.
– (36)Ну пом­ни­те, как Вы ка­та­лись на сан­ках, а я... (37)Вы ещё при­гла­си­ли меня в Моск­ву.
– (38)Ах, да, — вспом­ни­ла Сер­ге­е­ва. — (39)Сейчас я ор­га­ни­зую Вам би­ле­ты.
– (40)Спа­си­бо, — ска­зал На­за­ров, — но я не за этим при­е­хал. (41)У меня болен отец. (42)Мы при­е­ха­ли в Моск­ву, но в Москве я знаю толь­ко Вас, и я хотел спро­сить, можем ли мы оста­но­вить­ся у Вас на не­де­лю?
– (43)Нет, нет, — по­спеш­но ска­за­ла Сер­ге­е­ва. — (44)Это не­удоб­но, по­то­му что у меня со­всем ма­лень­кая квар­ти­ра.
– (45)Что же де­лать? — спро­сил па­рень.
– (46)Не знаю.

Текст(30)Алиса и не­зна­ко­мый па­рень раз­го­ва­ри­ва­ли и не за­ме­ти­ли, как во двор вошли Сер­ге­е­ва и зна­ко­мый ху­дож­ник. (31)Па­рень

Слайд 9Текст
(47)И тут Алиса взяла парня за руку. (48)«Пойдём», — ска­за­ла она.

— (49)«Куда?» — уди­вил­ся па­рень. — (50)«К нам», — ска­за­ла Алиса.
(51)Она не ду­ма­ла, что ска­жут дома. (52)Она спа­са­ла парня, спа­са­ла его от по­зо­ра и не­бла­го­дар­но­сти. (53)А когда спа­са­ют, то долго не ду­ма­ют, а раз — и в хо­лод­ную воду!
– (54)Не­хо­ро­шо как, — ска­зал ху­дож­ник, когда Алиса и шофёр вышли вме­сте со двора. — (55)Ведь он вам жизнь спас.
– (56)Что же, я те­перь па­мят­ник ему долж­на по­ста­вить? — от­ве­ти­ла Сер­ге­е­ва.
(57)И тут ста­рый сто­рож вдруг за­кри­чал: (58)«Вон! (59)Вон от­сю­да!» (60)Он делал вид, что кри­чит на маль­чи­шек, ко­то­рые ти­хонь­ко про­бра­лись в те­ат­раль­ный двор. (61)Но кри­чал-то он на Сер­ге­е­ву. (По Ю. Яко­вле­ву) * * Яко­влев Юрий Яко­вле­вич (1923—1996) — пи­са­тель и сце­на­рист, автор книг для детей и юно­ше­ства.

Текст(47)И тут Алиса взяла парня за руку. (48)«Пойдём», — ска­за­ла она. — (49)«Куда?» — уди­вил­ся па­рень. —

Слайд 10Вопросы для обсуждения
Что такое выбор?
Сталкивались ли вы с проблемой выбора? Приведите

примеры.
Каким может быть выбор?
А что такое НРАВСТВЕННЫЙ выбор?

Вопросы для обсужденияЧто такое выбор?Сталкивались ли вы с проблемой выбора? Приведите примеры.Каким может быть выбор?А что такое

Слайд 11Примерные ответы
Выбор – это отбор одного из вариантов из набора возможных
С

проблемой выбора так или иначе сталкивается каждый человек: какую рубашку надеть, что съесть на завтрак и т. д.
Выбор может быть важным и неважным, значимым и второстепенным, сложным и простым (в зависимости от того, какие последствия он за собой повлечет)
Примерные ответыВыбор – это отбор одного из вариантов из набора возможныхС проблемой выбора так или иначе сталкивается

Слайд 12Определение понятия
– это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос

"Как поступить?": пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять.


Нравственный выбор

Определение понятия– это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос

Слайд 13Важно!
Формулировка комментария к определению понятия зависит от содержания исходного текста!

Важно!Формулировка комментария к определению понятия зависит от содержания исходного текста!

Слайд 14Формулируем комментарий
Чем руководствуется человек, совершая выбор?
Может ли сделанный выбор так или

иначе характеризовать человека?

Формулируем комментарийЧем руководствуется человек, совершая выбор?Может ли сделанный выбор так или иначе характеризовать человека?

Слайд 15Примерные ответы
Делая выбор, человек руководствуется своим вкусом, своими принципами, взглядами, мировоззрением,

своей совестью и т.д.
Таким образом, выбор может так или иначе характеризовать человека, то есть на основе сделанного выбора можно судить о человеке, его вкусах, взглядах, характере.
Примерные ответыДелая выбор, человек руководствуется своим вкусом, своими принципами, взглядами, мировоззрением, своей совестью и т.д.Таким образом, выбор

Слайд 16Комментарий
По нравственному выбору, который делает человек, можно судить о его

моральном облике.
Комментарий По нравственному выбору, который делает человек, можно судить о его моральном облике.

Слайд 17Аргумент из текста
Кто из героев текста оказывается в ситуации нравственного выбора?


Перед каким выбором оказывается каждый из героев?
Какой выбор делает каждый из героев?
Как сделанный выбор характеризует каждого из героев?

Данный текст содержит по крайней мере ДВА аргумента, которые можно привести. Ориентируемся на следующие примерные вопросы:

Аргумент из текстаКто из героев текста оказывается в ситуации нравственного выбора? Перед каким выбором оказывается каждый из

Слайд 18Примерные ответы
В ситуации выбора оказывается артистка театра Виктория Сергеева, шестилетняя девочка

Алиса и парень по фамилии Назаров.
Сергеева оказывается перед нравственным выбором: помочь ли Назарову в благодарность за то, что он для нее сделал, или остаться равнодушной к его просьбе. Назаров тоже мог выбирать: спасти ли жизнь постороннего человека, рискуя собственной, или же остаться безучастным, сделать вид, что его это не касается. Алиса может или помочь Назарову, или проявить безразличие к его беде.
Примерные ответыВ ситуации выбора оказывается артистка театра Виктория Сергеева, шестилетняя девочка Алиса и парень по фамилии Назаров.Сергеева

Слайд 19Примерные ответы
Нравственный выбор, который делают герои, так или иначе их характеризует.

Виктория Сергеева отказывается помочь Назарову, на ходу придумывая отговорку и боясь временного неудобства, на которое ей придется пойти в случае согласия. Это характеризует ее как черствого, неблагодарного человека, равнодушного к чужой беде.
Примерные ответыНравственный выбор, который делают герои, так или иначе их характеризует. Виктория Сергеева отказывается помочь Назарову, на

Слайд 20Примерные ответы
Назаров, не раздумывая, бросается в ледяную воду, когда речь идет

о спасении жизни человека, пусть даже постороннего, незнакомого ему. Это говорит о парне как о человеке мужественном, благородном, отзывчивом.
Маленькая Алиса тоже готова тотчас прийти на помощь. Она спасает Назарова от позора и неблагодарности, и это характеризует ее как добрую, неравнодушную к чужой беде девочку.
Примерные ответыНазаров, не раздумывая, бросается в ледяную воду, когда речь идет о спасении жизни человека, пусть даже

Слайд 21Аргумент 2 можно приводить из следующих источников:
прочитанного текста 
художественной литературы 
научной литературы
истории
кинофильмов 
СМИ (в том числе

из Интернета) 
личного опыта 
опыта других людей

Аргумент 2 можно приводить из следующих источников:прочитанного текста художественной литературы научной литературыисториикинофильмов СМИ (в том числе из Интернета) личного опыта опыта других людей

Слайд 22Аргумент из жизни
Рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека»
Рассказ Л. Н. Толстого

«Кавказский пленник»
Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Повесть И. С. Тургенева «Ася»
Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» и др.

Практически во всех серьезных произведениях русской и мировой литературы герои то и дело оказываются в ситуации нравственного выбора. Приведем несколько примеров таких произведений.

Аргумент из жизниРассказ М. А. Шолохова «Судьба человека»Рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»Роман А. С. Пушкина «Евгений

Слайд 23Примерный аргумент из жизни
Перед сложным нравственным выбором оказывается и герой рассказа

М. А. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов. На допросе у Мюллера даже перед угрозой расстрела он отказывается выпить за победу немецкого оружия. И это характеризует его как сильного духом, мужественного человека, настоящего русского солдата, стойкого, верного долгу и сохранившего чувство собственного достоинства.
Примерный аргумент из жизниПеред сложным нравственным выбором оказывается и герой рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» Андрей

Слайд 24Вывод
Таким образом, нравственный выбор может многое рассказать о человеке, поэтому так

важно подойти к нему ответственно.

Конечно, в качестве вывода можно просто переформулировать (написать другими словами) свой комментарий, но лучше учиться писать его по-настоящему, как следствие своих размышлений (должен отвечать на вопрос: «Что из этого следует?»)

ВыводТаким образом, нравственный выбор может многое рассказать о человеке, поэтому так важно подойти к нему ответственно. Конечно,

Слайд 25Образец сочинения
Что такое нравственный выбор? Я думаю, что это

осознанно принятое человеком решение в сложной ситуации, когда приходится выбирать, как поступить. Это очень ответственно, ведь по тому, какой нравственный выбор делает человек, можно судить о нем самом.
В тексте Ю. Яковлева парень по фамилии Назаров, не задумываясь, бросается в ледяную воду, чтобы спасти артистку Сергееву. Этот поступок свидетельствует о том, что Назаров - мужественный, благородный, отзывчивый человек, не способный равнодушно пройти мимо чужой беды.
А вот артистка Сергеева оказывается черствой, бездушной и неблагодарной. Она отказывается приютить Назарова с больным отцом у себя в квартире, боясь на неделю лишиться привычного комфорта, считая, что ничего ему не должна: «Что же, я те­перь па­мят­ник ему долж­на по­ста­вить?»
Таким образом, нравственный выбор может многое рассказать о человеке, и потому так важно подойти к нему ответственно.
Образец сочинения  Что такое нравственный выбор? Я думаю, что это осознанно принятое человеком решение в сложной

Слайд 26Использованные источники:
http://uchimcauchitca.blogspot.com
https://rus-oge.sdamgia.ru



Использованные источники:http://uchimcauchitca.blogspot.comhttps://rus-oge.sdamgia.ru

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть