Слайд 1Подготовка
к сочинению-рассуждению 15. 3
в формате ОГЭ
Что такое нравственный выбор?
Слайд 2Формулировка задания
15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР?
Сформулируйте и прокомментируйте
данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое нравственный выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 3План
1. Определение понятия
2. Комментарий
3. Аргумент из исходного текста
4. Аргумент из
жизни
5. Вывод
Слайд 4Примечание к п.3-4
Оба аргумента могут быть приведены из прочитанного текста,
НО не во всех текстах есть второй аргумент.
Слайд 5В сочинении должно быть 4 абзаца:
Определение понятия + комментарий к определению.
Аргумент 1.
Аргумент
2.
Вывод.
Слайд 6Текст
(1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг
— театральный художник. (3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. (4)Но она была не просто девочка, она — помощник художника.
(5)Однажды в театральном дворе Алиса увидела парня и сразу поняла, что он не артист.
– (6)Ты кто? — спросила она парня.
– (7)Шофёр, — ответил парень.
– (8)А что ты здесь делаешь?
– (9)Жду.
– (10)Кого?
– (11)Викторию Сергееву.
(12)Сергеева — артистка театра, молодая и красивая женщина. (13)И Алиса задала парню «взрослый» вопрос:
– (14)Ты её любишь?
Слайд 7Текст
– (15)Нет, — улыбнулся парень. — (16)Я однажды спас её. (17)В
нашем городе, театр был тогда у нас на гастролях. (18)Это было весной, в конце марта. (19)Ребята катались на санках у реки. (20)Сергеева тоже захотела покататься. (21)Ребята дали ей санки. (22)Она села и поехала, сани случайно выехали на лёд, который был тонким и хрупким, и через минуту Сергеева оказалась в ледяной воде. (23)Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.
– (24)И ты прыгнул в ледяную воду?
– (25)Прыгнул, — подтвердил парень.
– (26)Не испугался?
– (27)Не успел испугаться.
– (28)И не заболел?
– (29)Заболел немножко.
Слайд 8Текст
(30)Алиса и незнакомый парень разговаривали и не заметили, как во двор
вошли Сергеева и знакомый художник. (31)Парень первым увидел её и сказал:
– (32)Здравствуйте, Виктория! (33)Вы, наверное, не помните меня? (34)Я Назаров.
(35)Сергеева внимательно посмотрела на парня: она не могла вспомнить его.
– (36)Ну помните, как Вы катались на санках, а я... (37)Вы ещё пригласили меня в Москву.
– (38)Ах, да, — вспомнила Сергеева. — (39)Сейчас я организую Вам билеты.
– (40)Спасибо, — сказал Назаров, — но я не за этим приехал. (41)У меня болен отец. (42)Мы приехали в Москву, но в Москве я знаю только Вас, и я хотел спросить, можем ли мы остановиться у Вас на неделю?
– (43)Нет, нет, — поспешно сказала Сергеева. — (44)Это неудобно, потому что у меня совсем маленькая квартира.
– (45)Что же делать? — спросил парень.
– (46)Не знаю.
Слайд 9Текст
(47)И тут Алиса взяла парня за руку. (48)«Пойдём», — сказала она.
— (49)«Куда?» — удивился парень. — (50)«К нам», — сказала Алиса.
(51)Она не думала, что скажут дома. (52)Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. (53)А когда спасают, то долго не думают, а раз — и в холодную воду!
– (54)Нехорошо как, — сказал художник, когда Алиса и шофёр вышли вместе со двора. — (55)Ведь он вам жизнь спас.
– (56)Что же, я теперь памятник ему должна поставить? — ответила Сергеева.
(57)И тут старый сторож вдруг закричал: (58)«Вон! (59)Вон отсюда!» (60)Он делал вид, что кричит на мальчишек, которые тихонько пробрались в театральный двор. (61)Но кричал-то он на Сергееву. (По Ю. Яковлеву) * * Яковлев Юрий Яковлевич (1923—1996) — писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.
Слайд 10Вопросы для обсуждения
Что такое выбор?
Сталкивались ли вы с проблемой выбора? Приведите
примеры.
Каким может быть выбор?
А что такое НРАВСТВЕННЫЙ выбор?
Слайд 11Примерные ответы
Выбор – это отбор одного из вариантов из набора возможных
С
проблемой выбора так или иначе сталкивается каждый человек: какую рубашку надеть, что съесть на завтрак и т. д.
Выбор может быть важным и неважным, значимым и второстепенным, сложным и простым (в зависимости от того, какие последствия он за собой повлечет)
Слайд 12Определение понятия
– это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос
"Как поступить?": пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять.
Нравственный выбор
Слайд 13Важно!
Формулировка комментария к определению понятия зависит от содержания исходного текста!
Слайд 14Формулируем комментарий
Чем руководствуется человек, совершая выбор?
Может ли сделанный выбор так или
иначе характеризовать человека?
Слайд 15Примерные ответы
Делая выбор, человек руководствуется своим вкусом, своими принципами, взглядами, мировоззрением,
своей совестью и т.д.
Таким образом, выбор может так или иначе характеризовать человека, то есть на основе сделанного выбора можно судить о человеке, его вкусах, взглядах, характере.
Слайд 16Комментарий
По нравственному выбору, который делает человек, можно судить о его
моральном облике.
Слайд 17Аргумент из текста
Кто из героев текста оказывается в ситуации нравственного выбора?
Перед каким выбором оказывается каждый из героев?
Какой выбор делает каждый из героев?
Как сделанный выбор характеризует каждого из героев?
Данный текст содержит по крайней мере ДВА аргумента, которые можно привести. Ориентируемся на следующие примерные вопросы:
Слайд 18Примерные ответы
В ситуации выбора оказывается артистка театра Виктория Сергеева, шестилетняя девочка
Алиса и парень по фамилии Назаров.
Сергеева оказывается перед нравственным выбором: помочь ли Назарову в благодарность за то, что он для нее сделал, или остаться равнодушной к его просьбе. Назаров тоже мог выбирать: спасти ли жизнь постороннего человека, рискуя собственной, или же остаться безучастным, сделать вид, что его это не касается. Алиса может или помочь Назарову, или проявить безразличие к его беде.
Слайд 19Примерные ответы
Нравственный выбор, который делают герои, так или иначе их характеризует.
Виктория Сергеева отказывается помочь Назарову, на ходу придумывая отговорку и боясь временного неудобства, на которое ей придется пойти в случае согласия. Это характеризует ее как черствого, неблагодарного человека, равнодушного к чужой беде.
Слайд 20Примерные ответы
Назаров, не раздумывая, бросается в ледяную воду, когда речь идет
о спасении жизни человека, пусть даже постороннего, незнакомого ему. Это говорит о парне как о человеке мужественном, благородном, отзывчивом.
Маленькая Алиса тоже готова тотчас прийти на помощь. Она спасает Назарова от позора и неблагодарности, и это характеризует ее как добрую, неравнодушную к чужой беде девочку.
Слайд 21Аргумент 2 можно приводить из следующих источников:
прочитанного текста
художественной литературы
научной литературы
истории
кинофильмов
СМИ (в том числе
из Интернета)
личного опыта
опыта других людей
Слайд 22Аргумент из жизни
Рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека»
Рассказ Л. Н. Толстого
«Кавказский пленник»
Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Повесть И. С. Тургенева «Ася»
Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» и др.
Практически во всех серьезных произведениях русской и мировой литературы герои то и дело оказываются в ситуации нравственного выбора. Приведем несколько примеров таких произведений.
Слайд 23Примерный аргумент из жизни
Перед сложным нравственным выбором оказывается и герой рассказа
М. А. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов. На допросе у Мюллера даже перед угрозой расстрела он отказывается выпить за победу немецкого оружия. И это характеризует его как сильного духом, мужественного человека, настоящего русского солдата, стойкого, верного долгу и сохранившего чувство собственного достоинства.
Слайд 24Вывод
Таким образом, нравственный выбор может многое рассказать о человеке, поэтому так
важно подойти к нему ответственно.
Конечно, в качестве вывода можно просто переформулировать (написать другими словами) свой комментарий, но лучше учиться писать его по-настоящему, как следствие своих размышлений (должен отвечать на вопрос: «Что из этого следует?»)
Слайд 25Образец сочинения
Что такое нравственный выбор? Я думаю, что это
осознанно принятое человеком решение в сложной ситуации, когда приходится выбирать, как поступить. Это очень ответственно, ведь по тому, какой нравственный выбор делает человек, можно судить о нем самом.
В тексте Ю. Яковлева парень по фамилии Назаров, не задумываясь, бросается в ледяную воду, чтобы спасти артистку Сергееву. Этот поступок свидетельствует о том, что Назаров - мужественный, благородный, отзывчивый человек, не способный равнодушно пройти мимо чужой беды.
А вот артистка Сергеева оказывается черствой, бездушной и неблагодарной. Она отказывается приютить Назарова с больным отцом у себя в квартире, боясь на неделю лишиться привычного комфорта, считая, что ничего ему не должна: «Что же, я теперь памятник ему должна поставить?»
Таким образом, нравственный выбор может многое рассказать о человеке, и потому так важно подойти к нему ответственно.
Слайд 26Использованные источники:
http://uchimcauchitca.blogspot.com
https://rus-oge.sdamgia.ru