Презентация, доклад по русскому языку на тему По правилам орфоэпии (5 класс)

Содержание

Задачи проекта:- выяснить, что изучает орфоэпия;- выявить правила русского произношения; - найти историческое объяснение, как сформировалось современное русское литературное произношение;- составить список слов, постановка ударения в которых вызывает трудности.

Слайд 1

ВЫПОЛНИЛ: УЧЕНИК 6 КЛАССА ЕВСЕЕВ АНТОН УЧИТЕЛЬ: ПРОСКУРЯКОВА Е.Д.



Исследовательский проект

« По правилам орфоэпии»
 

ВЫПОЛНИЛ: УЧЕНИК 6 КЛАССА

Слайд 2Задачи проекта:
- выяснить, что изучает орфоэпия;
- выявить правила русского произношения;


- найти историческое объяснение, как сформировалось современное русское литературное произношение;
- составить список слов, постановка ударения в которых вызывает трудности.

Задачи проекта:- выяснить, что изучает  орфоэпия;- выявить правила русского произношения; - найти историческое объяснение, как сформировалось

Слайд 3Орфоэпия-
(от греч.orthos «простой, правильный» и epos «речь») –
раздел

языкознания, изучающий произносительные нормы,
совокупность правил, устанавливающих нормализованное произношение.
Орфоэпия-  (от греч.orthos «простой, правильный» и epos «речь») – раздел языкознания, изучающий произносительные нормы,  совокупность

Слайд 4 Предметом изучения орфоэпии являются: * звуковые особенности речи

(устная речь рассматривается не вообще, а только с точки зрения его соответствия современным литературным нормам); * правильное произношение звуков речи (гласных и согласных); * правильное произношение звукосочетаний; правильное произношение отдельных слов и их форм
Предметом изучения орфоэпии являются:   *  звуковые особенности речи (устная речь

Слайд 5 Произносительные нормы начали формироваться вместе с национальным языком на основе

московского говора и окончательно сложились во второй половине 19 века. Эти нормы, в основном, сохраняются и в наши дни.

Как сформировалось современное русское литературное произношение?

Произносительные нормы начали формироваться вместе с национальным языком на основе московского говора и окончательно сложились во

Слайд 6Орфоэпическая норма
Ударение

Произнесение отдельных сочетаний


Орфоэпическая нормаУдарениеПроизнесение отдельных сочетаний

Слайд 7Ударение-
выделение какого-либо
слога в слове большей силой произнесения и

увеличением длительности.
Ударение-  выделение какого-либо слога в слове большей силой произнесения и увеличением длительности.

Слайд 8Роль ударения в слове
Различает разные слова
Различает формы разных слов
Различает формы одного

слова
Различает функционально-стилистические варианты


Роль ударения в словеРазличает разные словаРазличает формы разных словРазличает формы одного словаРазличает функционально-стилистические варианты

Слайд 9Роль ударения в слове
Р а з л и ч а е

т
разные слова
замОк – зАмок, мукА –мУка, трусИт – трУсит, погужЁнный – погрУженный
Роль ударения в словеР а з л и ч а е т  разные слова замОк –

Слайд 10Роль ударения в слове
Р а з л и ч а е

т
формы разных слов
ношУ – нОшу, кружкИ – крУжки, стрелкИ – стрЕлки, белкИ – бЕлки

Роль ударения в словеР а з л и ч а е т  формы разных слов ношУ

Слайд 11Роль ударения в слове
Р а з л и ч а е

т
формы одного слова
косИте – кОсите,
носИте – нОсите

Роль ударения в словеР а з л и ч а е т  формы одного слова косИте

Слайд 12Роль ударения в слове
Р а з л и ч а е

т
функционально-стилистические варианты
лаврОвый лист – семейство лАвровых (научн.)

Роль ударения в словеР а з л и ч а е т  функционально-стилистические варианты лаврОвый лист

Слайд 13Внимание!
Правила орфоэпии
в области ударения помогут

п р е д у п р е д и т ь соответствующие ошибки.
Внимание!  Правила орфоэпии в области ударения помогут   п р е д у п р

Слайд 14Произносительная норма СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО 3 –го склонения
З а п о м н

и т е:
в горстú, в костú, в кровú, в ночú, в связú, в степú, в тенú, в честú, на грудú, на печú, на цепú и др.
Произносительная норма  СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО 3 –го склоненияЗ а п о м н и т е:в горстú, в

Слайд 15
другие предполагают два варианта ударения (на дверú и на двéри, в

клетú и в клéти)
другие предполагают два варианта ударения (на дверú и на двéри, в клетú и в клéти)

Слайд 16Постановка ударения у глаголов в форме прошедшего времени разделена на три

группы .

* Ударение на основе во всех формах: бить – бúл, бúла, бúло, бúли; по аналогии: брить, шить, дуть и т.д.
* Ударение на основе, кроме формы женского рода:брать – брáл, бралá, брáло, брáли; по аналогии: врать, гнать, дать и т. д.
* Ударение на приставке, кроме формы ж.р. :
донять – дóнял, донялá, дóняло, дóняли; по аналогии: замереть, занять, запереть и т.д.




Постановка ударения у глаголов в форме прошедшего времени разделена на три группы .* Ударение на основе во

Слайд 17Произносительная норма Глагол
Особое внимание!
звонИть –
звонИшь звонИм
звонИт

звонИте
звонЯт
Произносительная норма  ГлаголОсобое внимание!звонИть – звонИшь    звонИмзвонИт     звонИте

Слайд 18Согласные звуки имеют больше особенностей
согласный звук [г] в русском литературном

языке чаще всего оглушается в звук [к] (например: «друг» - [друк]), однако в некоторых словах допускается произношение на месте оглушения звука [х]: «бог» - [бох]
Согласные звуки имеют больше особенностей согласный звук [г] в русском литературном языке чаще всего оглушается в звук

Слайд 19
З а п о м н и т е:
согласные [ж], [ш],

[ц] – всегда твердые, а согласные [ч’],[щ’] – всегда мягкие;
в словах «скучно» - [скушна], «конечно» - [кан’эшна], «нарочно» - [нарошна] и др. буквосочетание «чн» произносится [шн]
буквосочетание «чт» произносится [шт] в словах «что» - [што], «чтобы» - [штобы]
З а п о м н и т е:согласные [ж], [ш], [ц] – всегда твердые, а согласные

Слайд 20Ударение в русском языке

Ударение в русском языке

Слайд 21Внимание!
Трудные случаи произношения
о т р а ж е н ы
в

ОРФОЭПИЧЕСКИХ СЛОВАРЯХ
Внимание!Трудные случаи произношенияо т р а ж е н ы в ОРФОЭПИЧЕСКИХ СЛОВАРЯХ

Слайд 22Прочитайте правильно
Торты

Кухонный
Включим
Понявший
Закупорив
Наверх
Прочитайте правильно        Торты       Кухонный

Слайд 23СПАСИБО
за
ВНИМАНИЕ !

СПАСИБОза ВНИМАНИЕ !

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть