Слайд 1Язык наш сладОК, чист, и пышЕН, и бОгат;
Но скудно внОсим мы
в него хОроший склад;
Так чтоб незнанием его нам не беССлавить,
Нам нужно весь свой склад хоть нЕсколько пОправить.
А.Сумароков
Слайд 3
Повторить и систематизировать изученное по теме «Орфография»
Слайд 4
Морфология
Орфография
Словообразование
Морфемика
Слайд 5
Морфология - изучает части речи
Морфемика - учение о значимых частях слова,
т. е. учение о строении и структуре слова
Словообразование - изучает словообра-зовательную роль морфем и способы образования слов
Морфема - это значимая часть слова
Орфография – наука о правописании
Слайд 16
Самая большая ценность народа - язык, на котором он пишет,
говорит и думает. Это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает.
Есть язык народа как показатель его культуры, а есть язык человека как показатель его личных качеств. Язык человека - это его мировоззрение и поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. Поэтому самый верный способ узнать человека - прислушаться к тому, что и как он говорит.
Мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, на его походку и лицо, но судить о человеке только по этим признакам - значит ошибаться. А вот язык человека - гораздо более точный показатель его нравственных качеств, его культуры. Язык - самое выразительное, чем человек обладает, поэтому за своей речью - устной или письменной - надо следить постоянно.
(По Д.С.Лихачёву)
Слайд 17Поиграем
Определите часть речи по окончанию:
-ешь, -ет; -его, -ого.
Найдите
лишнее слово: гористый, горе, горный. Почему оно лишнее?
Среди данных слов найдите слово без окончания: ПРОКРИЧАЛ ПАРОХОД И ПОТАЩИЛ ВВЕРХ ПО РЕКЕ ГРУЗНЫЕ БАРЖИ.
Слайд 18Поиграем
Как большой дом превратить в маленький?
Назовите 5 глаголов, которые без не
не употребляются.
Найди третье лишнее: запах, умирать, цветок. Почему оно лишнее?
Найдите третье лишнее: лесной, лесного,
лесник.
Слайд 19Поиграем
Какую часть слова можно найти в земле?
Родственные ли слова ГУСЬ
и ГУСЕНИЦА?
Сколько корней в слове БЕЛОСТВОЛЬНЫЙ?
Какой суффикс служи для образования прошедшего времени глагола? (-л-).
Слайд 20Поиграем
В объявлении было написано: «Продается кофта фасона «летучая мыш». Какой-то шутник
исправил: «летучий мыш». Почему?
Чем кончаются ДЕНЬ и НОЧЬ ?
В каком дне недели удвоенная согласная?
Учитель ставит в дневник ПОДПИСЬ или РОСПИЬ?
Слайд 21Поиграем
Какой корень в слове РАССТИЛАЕТСЯ?
«Рассыпанные буквы». Расставь правильно буквы и
прочти названия животных: ДАШОЛЬ, КУТА, ЛЕЗОК, ЦУРИКА, ПУТЕХ. (ЛОШАДЬ, УТКА, КОЗЕЛ, КУРИЦА, ПЕТУХ).
Употребите слово НОСОК в форме родительного падежа мн. числа.
Слайд 22Поиграем
«Удвоенные согласные». Замени следующие словосочетания одним словом с удвоенной согласной: товарищ
по работе, рисунок в книге, день недели, спортивная игра на льду.
Ответьте одним словом: Один апельсин, а килограмм …
Слайд 24
Признак
(прилагательное)
Признак
(прилагательное)
Действие
(глагол)
Тема
(существительное)
Предложение, состоящее из четырех слов, -
характеристика
темы в целом.
слово-резюме,
вывод
Действие
(глагол)
Действие
(глагол)
Слайд 25Домашнее задание
Словообразовательный разбор слов
дуб-великан, обрушивается, небывалый.
2. упр. 607.
3.упр. 606.