Слайд 1Урок русского языка в 5 классе
Слайд 3На слове-обращении голос повышается, затем – понижается, а после обращения соблюдается
пауза.
Это называется звательной интонацией.
Слайд 4Тема урока:
Предложения с обращениями. Знаки препинания в
предложениях с обращением.
Цель урока:
Познакомиться с понятием «обращение»,
обучаться нахождению обращений в предложении и правилу постановки знаков препинания в предложениях с обращением, составлять предложения с обращением.
Слайд 5
Не оставь меня, кум милый!...
Кумушка, мне странно это…
Слайд 6Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому
обращаются с речью.
Обращение всегда имеет форму именительного падежа и может быть выражено именем существительным.
Слайд 7Сравните предложения.
Найдите в них подлежащее.
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в
музыканты не годитесь.
Вот новые друзья к ней взапуски несутся.
.
Слайд 8Если обращение состоит из нескольких слов, то оно является распространённым.
Обращение может
состоять из одного слова, то есть быть нераспространённым.
Слайд 9Найдите распространенные и нераспространенные обращения.
Приятель дорогой, здорово! Где ты
был?
В кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил.
Ну, братец, виноват: слона-то я и не приметил!
Слайд 10Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается (адресант),
и тот, к кому обращаются (адресат).
Обращением можно выразить доброту и злость, заботу и равнодушие, доброжелательность и враждебное отношение.
Слайд 11Этикетные формулы.
-здравствуйте
будьте добры
будьте так любезны
-если Вас не затруднит
-пожалуйста
-простите за
беспокойство -всего доброго
-до свидания
Слайд 12Сформулируйте правило постановки знаков препинания в предложениях с обращением.
Если обращение стоит
в
начале предложения, то
Если обращение находит-
ся в конце предложения,
то…
Если в середине, то …
запятая ставится после него.
запятая ставится перед ним.
запятые ставятся с двух
сторон.
Слайд 13В предложении обращение может занимать любое место: в начале, в середине
или в конце предложения.Обращение выделяется запятыми.
Это знаки выделения. Обращение не является членом предложения, а местоимения ТЫ, ВЫ на письме запятыми не выделяются.
Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак, а следующее слово пишется с большой буквы.
Друзья! Хоть вы охрипнете, хваля друг дружку, - всё ваша музыка плоха!
Слайд 14В древнерусском языке существовал звательный падеж, который служил для выражения грамматического
обращения. Он имел особые формы лишь для существительных мужского и женского рóда в единственном числе («Боже», «Господи», «старче», «отче»), а в остальных случаях не отличался от именительного.
Слайд 151.Составьте предложения так, чтобы в одном
случае данные слова были подлежащими, а
в
других – обращениями:
друг мамочка
2. Упражнение 214. Спишите предложения, най- дите обращения, поставьте над ними букву о.
Цифровой диктант
1.Соседка, перестань срамиться, тебе ль с слоном возиться?
2. К кому-то принесли от мастера Ларец.
3.У кухни под окном на солнышке Полкан с Барбосом, лёжа, грелись.
4.Давно, Полканушка, мне больно самому, что, бывши одного двора с тобой собаки, мы дня не проживём без драки.
5.Волк ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню.
6. Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, пришёл мириться к вам, совсем не ради ссоры…
7. Ну, что ж, Хавронья, там ты видела такого?
8. Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище.
9. Навозну кучу разрывая, Петух нашёл Жемчужное зерно.
10.Вперёд чужой беде не смейся, Голубок.
Слайд 17 Проверка цифрового диктанта.
1.Соседка,
перестань срамиться, тебе ль с слоном возиться? (1)
2. К кому-то принесли от мастера Ларец.(2)
3.У кухни под окном на солнышке Полкан с Барбосом, лёжа, грелись.(2)
4.Давно, Полканушка, мне больно самому, что, бывши одного двора с тобой собаки, мы дня не проживём без драки.(1)
5.Волк ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню.(2)
6. Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, пришёл мириться к вам, совсем не ради ссоры…(1)
7. Ну, что ж, Хавронья, там ты видела такого? (1)
8. Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище.(1)
9. Навозну кучу разрывая, Петух нашёл Жемчужное зерно.(2)
10.Вперёд чужой беде не смейся, Голубок.(1)
1 2 2 1 2 1 1 1 2 1
Слайд 18Домашнее задание.
Параграф 42.
1. Упражнение 215 .
2. Выписать
из «Сказки о мертвой царевне…» А.С.Пушкина несколько предложений с обращениями.
3. Сочинить сказку об обращении.
Благодарю за работу!