Слайд 1Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными
Парушкина Г.Н.
МБОУ «Бородинская основная общеобразовательная школа Омского
муниципального района Омской области»
Слайд 2Лингвистическая разминка
Желая выделить мысль, привести слова
в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.
Замените слово ПРАВИЛЬНОЕ синонимом.
Верное, необходимое
Подберите антоним к слову ЛЁГКОСТЬ.
тяжесть
Назовите слово с орфограммой : «Приставка при- пишется, если имеет значения: присоединение, приближение, близость, неполнота действия, прибавление».
Слайд 3Какие предложения называются СПП?
На какие группы делятся придаточные?
Назовите виды обстоятельственных придаточных.
Слайд 4 Если вы будете изучать русский язык, страстно любить
его то вам откроется мир безграничных радостей ибо безграничны сокровища русского языка.
Запишите предложение, найдите грамматические основы и союзы, соединяющие части предложения, расставьте знаки препинания.
Слайд 5Сверьте свои записи с правильным ответом
Если вы будете
изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.
Составим схему предложения.
(Если - =, = ), [ = - ],(ибо = - ).
Такое подчинение называется параллельным (неоднородным).
Слайд 6Однородное соподчинение
Я пришёл к тебе с приветом,
рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало. (А. Фет)
[ ], (что …), (что …).
Слайд 7В СПП с однородным подчинением придаточные однотипные, относятся или к одному
члену предложения, или ко всему главному.
Во втором придаточном может отсутствовать подчинительный союз:
(Если будет вода) и (в ней не будет ни одной рыбки), [я не поверю воде]. (М. Пришвин)
Слайд 8Если однородные придаточные соединены неповторяющимися союзами и, или, запятая перед ними
не ставится, как при однородных членах предложения:
1) Я отвечал, что природа хороша и что особенно хороши в наших местах закаты. (В. Солоухин.) 2) Вздрогнем, если вдруг взметнётся птица или лось протрубит вдалеке. (Ю. Друнина.)
Слайд 9Параллельное (неоднородное) соподчинение
1 Когда у меня в руках новая книга,
я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное. (М. Горький.)
(Когда …), [… сущ.], (что …).
Назовите виды придаточных.
Слайд 10Последовательное подчинение
Долго он шел туда, где светился огонек, чтобы обо
всем рассказать.
[ ], (где… глаг.), (чтобы…).
СПП с последовательным подчинением представляют собой цепочку. Придаточные, поясняющие главное предложение, называются придаточными I степени; придаточные, поясняющие придаточные I степени, называются придаточными II степени и т.д.
Слайд 11При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого, например:
Он сказал, что, если погода не улучшится, о рыбалке нечего и думать.
[ ], ( что, ( если …) …).
Между стоящими рядом союзами запятая не ставится, если дальше имеется вторая часть союза – то или так.
[ ], (что, (когда), ).
[ ],(что (когда), то ).
Слайд 12В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными возможны комбинации связей: может быть
однородное и последовательное подчинение; неоднородное и последовательное подчинение; однородное и неоднородное подчинение и т.д.:
Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось. (К. Паустовский.)
Слайд 13Тестовые задание: «Проверь себя»
Задание № 1
Определите вид связи придаточного с
главным, укажите соответствия:
а) последовательное подчинение
б) однородное подчинение
в) параллельное подчинение
1. Коль жить да любить, все печали растают, как тают весною снега. (А.Прокофьев)
2. Кто говорит, что на войне не страшно, тот
ничего не знает о войне. (Ю.Друнина)
Слайд 14Определите вид связи придаточного с главным, укажите соответствия:
а) последовательное подчинение
б)
однородное подчинение
в) параллельное подчинение
3. Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой. (А.Сурков)
4 . Туманам плыть и плыть, пока росой не упадут, чтоб землю напоить. (А.Чуркин)
5. Слышу, как дубы ведут беседу, как лесной ручей бежит в овраг. (С.Маршак)
Слайд 15Определите вид связи придаточного с главным, укажите соответствия:
а) последовательное подчинение
б)
однородное подчинение
в) параллельное подчинение
6. Шквал встряхивал дощатый дом, как встряхивают за плечи человека, чтобы заставить его опомниться.
7. Покуда есть моя страна на свете, уверен я, что человечий род свою судьбу устроит на планете. (А.Сурков)
Слайд 16Проверь себя!
1- в
4 - а
2 – а 5 - б 7 - в
3 – а 6 – а
Слайд 17Задание № 2
а – нужна запятая
б – не нужна запятая
1. Я заметил, что куда ни приедешь, найдёшь интересное.
2. Он сказал строго брату, что если обещал, то надо выполнить обещанное.
3. Так долго день пробуждается, что когда солнце выйдет, у нас уже обед.
Слайд 20Тренировочные упражнения
Расставьте знаки препинание, определите тип подчинения и начертите схему:
Чтобы скрыть свое волнение, она низко нагнулась к столу и сделала вид, что читает газету. Все знали, что приехала барыня, и что Капитон пустил ее. Когда я вижу эти далекие, суровые, неприступные горы, мне хочется взобраться на них и посмотреть, какой мир откроется перед моими глазами за горами.
Пока доехал домой, прошло еще два часа, так что, когда я вновь вышел, уже было светло.
Слайд 21Прочитайте. Выделите главное предложение и придаточные. Укажите, к какому виду сложноподчинённых
предложений относится каждое сложное предложение. Спишите, расставляя знаки препинания. О Составьте схемы 1 —4-го предложений
1) Синцов долго не мог ни у кого узнать когда же пойдёт тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправляться.4 (Сим.) 2) Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон ему показалось что кто-то затаившийся в углу вo тьме теперь увидит и схватит его. (Фад.) 3) Кучер Трофим наклонясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам не доехать засветло до Парашина что мы запоздаем. (Акс.)
Слайд 224) Снова, после долгих лет разлуки, я увидел этот огромный сад
в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства и который много раз потом снился мне. (Дост.) 5) Я ни о чём другом кроме уженья не мог ни думать ни говорить так что мать сердилась и сказала что не будет меня пускать потому что я от такого волнения могу захворать. (Акс.) 6) Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух. (М. Г.)