Слайд 1Написание сочинения-рассуждения по данному высказыванию с опорой на предложенный текст
Чемеркина И.И.,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 21
Слайд 2Критерии оценивания сочинения
Слайд 3Цель
Научить писать сочинение - рассуждение по предложенному высказыванию с опорой на
данный текст.
Слайд 4Задачи
Ознакомить с приёмами определения авторской темы и мысли
Предложить способы написания вступления,
основной части, вывода
Применить на практике предложенные способы написания сочинения - рассуждения
Слайд 5План работы
Определить композицию сочинения
Алгоритм работы с текстом
Определить тему и основную мысль
высказывания
Составить план текста
Приёмы определения темы (работа с текстом, ключевые слова)
Способы толкования значения слов
Способы написания вступления, основной части, вывода (использование речевых клише)
Корректировка написанного (правило шести шагов)
Слайд 8Автор пишет, что внутренняя культура человека связана с его отношением к
природе.
Определяем, о чём говорится в высказывании (тема)?
Определяем, какова авторская мысль (что утверждает автор)?
Определяем, в чём заключается тезис (то есть – утверждение)?
Слайд 9Автор пишет, что внутренняя культура человека связана с его отношением к
природе
В тексте говорится о внутренней культуре и об отношении человека к природе.
Автор определяет взаимосвязь между внутренней культурой человека и его отношением к природе.
Автор утверждает: внутренняя культура связана с отношением человека к природе.
Слайд 10Составление плана текста
Прочитать текст
Озаглавить абзацы
Найти микро-темы абзацев
Найти ключевые слова, подчеркнуть их
(Работаем
с опорными листами по плану, заполняем таблицу)
Слайд 12
Автор пишет о том, как связаны внутренняя культура и отношение человека
к природе?
Приведите два объяснения этого мнения.
Культура — это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам. Но в то же время культура всегда развертывается и существует только на основе природы. Если назвать культуру мозгом, то природа — это тело культуры. Мы должны хранить и оберегать это тело, если хотим остаться живыми. В состав культуры входит и отношение человека к природе.
С давних времен существовали два подхода к окружающему миру — теоретический и мифопоэтический. Последний ярче всего выражен в искусстве, однако вовсе не является его монополией. Мифопоэтическое восприятие мира было господствующим в архаической и античной культурах.
Можно видеть окружающий нас мир, землю как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии, и это будет теоретически вполне разумным, но не культурным отношением.
Слайд 13Найдите ключевые слова, подтверждающие авторскую мысль
Культурный человек видит в природе не
просто мертвую материю, не просто землю как источник урожаев, но еще и землю как мать. Это не наивная ошибка, а глубокое проникновение в суть природы. Если мы не можем оценить его, то не потому, что выросли и стали умными, а потому, что стали людьми односторонними, плоскими и в этом смысле малокульурными. «Однажды весенним утром, — рассказывал известный естествоиспытатель Г. Фехнер, — я вышел прогуляться. Поля зеленели, птицы пели, роса блестела... на всех вещах лежал свет как бы некоторого преображения. Это был только маленький кусочек Земли; это было только одно мгновение ее существования; и все же по мере того, как мой взор охватывал ее все больше и больше, мне представлялось не столь прекрасным, но столь верным и ясным, что она есть ангел, ангел столь прекрасный и свежий, и подобный цветку, и при этом столь неуклонно, столь согласно с собою движущийся в небесах, обращающий все свое живое лицо к Небу, и несущий меня вместе с собой в это Небо, что я спросил самого себя, как могут людские мнения быть до такой степени отчуждаемы от жизни, что люди считают Землю только сухой глыбой...».
Слайд 14 Способы толкования значения слов (понятий)
1. Перечисление основных признаков, составляющих
понятие
Природа – это Земля, вода, воздух, полезные ископаемые, это животные, птицы и рыбы, процессы и законы, действующие в ней. Человек, являющийся неотъемлемой частью природы.
Внутренняя культура человека – это нравственные ценности человека, в соответствии с выработанными веками нравственными критериями отношения к окружающему миру, на основании которых он относится к окружающему миру и к природе.
2. Перечисление синонимов.
Природа – тело человека, земля –склад полезных ископаемых, хранилище энергии.
Внутренняя культура– это культура, внутренний мир человека, его ценности.
3.Указание на типичные качества, в которых проявляется понятие.
Природа – это природа, находящаяся в первозданном состоянии, некультивированная, неприручённая, неодомашненная.
Внутренняя культура человека – это культура, которая основывается на нравственном, интеллектуальном, духовном опыте человечества.
Слайд 15 Как использовать клише
Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые
наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста.
Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы, при необходимости изменяйте их (не забывая о требованиях грамматики и культуры речи).
Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно законченное целое.
Слайд 16Вступление
Тема текста
Основная мысль автора
Тезис
Собственный комментарий авторского утверждения (согласен- в чём;
не согласен –в чём)
Слайд 17 Речевые клише. Вступление
Автор пишет о...
В высказывании ... говорится о...
Действительно...
Как отмечает...
Бесспорно мнение автора о том, что...
Я полностью согласен с ...
Не могу не согласиться с ...
Я поддерживаю мнение...
Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
Попробую доказать эту мысль примерами из текста.
Слайд 18 Вступление. Моё понимание высказывания
Тема внутренней культуры человека и его отношения к природе особенно актуальна, так как мы часто встречаем людей, придерживающихся разных точек зрения. Автор высказывания утверждает, что внутренняя культура человека неразрывно связана с его отношением к природе.
Под словом «культура» автор подразумевает «всё, что не природа; всё, что человек искусственно создал сам». Внутренняя культура человека, по мнению автора, - глубокое проникновение в суть природы».
Слайд 19 Речевые клише
Автора цитаты мы можем назвать по-разному: учёный, автор высказывания, эколог.
Его деятельность также можно передать различными словами: утверждает, считает, пишет, рассуждает, убеждает.
Кроме существительного высказывание, можно использовать слова цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова.
Оценка высказывания может быть передана словами понятно, справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно.
Слайд 20 Первый пример из текста
Для обоснования своей мысли
он сначала приводит пример двух подходов к пониманию окружающего мира: теоретического и мифопоэтического. Я полагаю, что более глубокое влияние на формирование внутренней культуры человека оказывает мифопоэтическое восприятие мира.
Слайд 21 Второй пример из текста
Особенно интересны аргументы, которые приводит естествоиспытатель Г.Фехнер. Гуляя весенним утром, он восхищался тем, как «поля зеленели, птицы пели, роса блестела… на всех вещах лежал свет как бы некоторого преображения» Говоря о Земле, учёный создаёт образ ангела , который «столь согласно с собой движущийся в небесах, обращающий всё своё живое лицо к Небу, несущий меня вместе с собой в это Небо».
Слайд 22 Речевые клише. Заключение
Таким образом, итак, в заключение, как видим…
Итак, можно
увидеть, что…
Нам удалось доказать, что...
В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…
Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…
Слайд 23 Заключение
Эти примеры из текста стали убедительным
доказательством того, что для сохранения природных богатств и здоровой жизни самого человека необходимо бережное и трепетное отношение к природе, необходимо формирование внутренней культуры.
Слайд 25Результаты
Ознакомлены с приёмами определения авторской темы и мысли
Изучили способы написания вступления,
основной части, вывода
Применили на практике предложенные способы написания сочинения - рассуждения