Слайд 2https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/132d/001262ac-b494d034/hello_html_6c2cf4c3.jpg
Слайд 4Из текста выписать страдательные причастия прошедшего времени, выделить суффикс.
Мы вошли в
лес, который был освещен лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к неугомонному морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой необыкновенного леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы как будто окутаны золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим позолоченные солнцем и осенью листья, тихо падающие на землю. Дорожки пустынны, но на них листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадется дача, окруженная деревянными выкрашенными масляной краской забором.
Слайд 5Разделите данные словосочетания на 2 группы: отглагольные прилагательные, страдательные причастия. Вставьте
Н/НН.
Жаре..ый картофель, поджаре..ая рыба, черче..ый мной график, кваше..ая капуста, выточе..ая игрушка, моче..ые яблоки, суше..ая на чердаке черемуха, реше..ая задача, вяле..ая рыба, топле..ое молоко.
Слайд 6Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений.
1) Наступает
золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.
Слайд 7Вставь пропущенные буквы, раскрой скобки.
1. На столе лежало (не) распечата...ое письмо.
2.
(Не) распечата...ое другом письмо осталось на столе.
3. Письмо (не) распечата...о.
4. Здесь лежали (не) разобра...ые книги.
5. Здесь лежали (не) разобра...ые библиотекарем книги.
6. Здесь лежали еще (не) разобра...ые книги.
7. Книги (не) разобра...ы.
8. (Не) раскраше...ый рисунок лежал в альбоме.
Слайд 8Переписать предложения. Определить, чем являются выделенные слова : кратким причастием, полным
причастием или глаголом.
1 Земл..трясние началось на рассвете. 2. Экзамен начат в девять часов утра. 3. Начатую работу необходимо закончить. 4. Нельзя использовать непроверенные факты. 5. Работа проверена учеником небрежно. 6. Я все внимательно проверила. 7. Бой наконец-то окончен. 8. Патроны закончились. 9. Посуда была вытерта насухо. 10. Он оставлен на второй год. 11. Подушка была набита пухом. 12. Надо улыбаться, даже если на душе тяжело. 13. Улыбающийся ребенок протянул мне игрушку. 14. Коса была очень туго заплетена. 15. Мне не нравится молотый кофе. 16. В открытую дверь ворвался свежий воздух. 17. Открой дверь пошире! 18. Двери и окна открыты.
Слайд 10Образуйте от глаголов действительные причастия настоящего времени.
От глаголов I спряжения:
исчерпывать –
(они) исчерпывают – исчерпывающий оправдывать – оправдыв….т – оправдыв… щий перекрещивать – перекрещив….т – перекрещив…,щийся перерабатывать – перерабатыв….т – перерабатыв….щий падать – пад….т – пад….щий
искать – ищ..т – ищущийплакать – плач.т – плач., щийскакать – скач. .т – скач. .щийдремать – дремл. .т – дремл-.щийбороться – бор. .тся – бор.. щийсясеять – се. .т – се. .щий реять – ре..т – ре., щий таять (снег) – та..т – та..щий
От глаголов ІІ спряжения: строить – (они) строят – строящий клеить – кле.т – кле..щий держать – держ..т – держ..щий дышать – дыш.-т – дыш..щий зависеть – завис, .т – завис, щий видеть – вид-.т – вид., щий слышать – слыш..т – слыш..ий ненавидеть – ненавид.т – ненавидящий значить – знач.т – значащий таить (секрет) – та..т – та. щий
!
Слайд 11От данных причастий образуйте краткие формы мужского, женского и среднего рода,
а также формы множественного числа.
Организованный, продуманный, отправленный, убеждённый, сокращённый, вырытый, расстёгнутый, изобретённый, любимый, уважаемый, выполненный, вышитый, совершённый, увиденный, покрытый, снятый, поставленный.
Слайд 12Составьте предложения с данными причастными оборотами.
Коллекционирующие почтовые марки люди, ремонтирующие квартиру
рабочие, очищающий воздух прибор, идущий с утра дождь, работающая много лет медицинская сестра, летящие по небу облака
Слайд 13Задание: выделить графически причастные обороты, если нужно, поставить знаки препинания.
1. Испуганный
шорохом конь бросился в сторону.
2. Контуры деревьев обрызганных дождем выступают из мрака ночи.
3. Побежали по деревенским улицам сверкающие на солнце ручейки.
4. Воробьи стаями обсыпавшие соседние деревья кричали радостно и возбужденно.
5. Лениво поворачивалось мельничное колесо почерневшее от времени и набирало в коробки сонную журчащую воду.
6.Ему снился конь уносящий его от погони.
7. Люди идущие с цветами и оркестры играющие веселую музыку заполнили улицы.
8. Он убежденный в своей правоте упрямо отстаивал свою точку зрения
9. С этого берега открытого всем ветрам был высажен десант.
10. Солнечные частицы проникающие в атмосферу вызывают полярное сияние поражающее своей красотой.