Слайд 1Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе. Задание2.
Подробный
пересказ текста с включением приведённого высказывания.
Презентацию подготовила:
Рохлина Лариса Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа №43»
г. Ростов-на-Дону
Слайд 2Задание 2
В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием.
Время на подготовку – до 2-х минут.
Слайд 5Советы для подготовки пересказа
еще раз прочитайте текст и устно сформулируйте его
основную мысль;
пронумеруйте количество абзацев (Запомните: сколько абзацев, столько и микротем!);
пользуйтесь записями, сделанными во время подготовки к выразительному чтению,
перескажите текст, логично и уместно включив приведенное высказывание;
заучивать или записывать цитату, которую нужно вставить в текст, не надо;
нельзя просто «прилепить» цитату к тексту, она должна быть органично «привязана» к содержанию.
Слайд 6 Рекомендации, которые необходимо соблюдать при пересказе текста:
1. В пересказе должна звучать
живая речь ученика, а не заученный образец.
2.При пересказе ребёнок должен использовать лексику, обороты речи и некоторые синтаксические конструкции образца.
3.В пересказе должен сохраняться стиль образца.
4. Должны быть соблюдены последовательность событий, причинно-следственные связи, переданы все основные факты и описания.
5.В пересказе должны отражаться чувства ребёнка через выразительность его речи.
Слайд 7Памятка-алгоритм для обучающихся.
1.Перечитываю про себя произведение.
2. Отмечаю галочкой (или выписываю на
черновик) ключевые слова, которые мне помогут при пересказе текста.
3. Определяю, о чём говорится в каждом абзаце.
4. Составляю план текста к каждому абзацу.
5. Продумываю последовательность своего рассказа, ещё раз перечитываю отмеченные ключевые слова.
6. Составляю рассказ ( мысленно).
7. Проверяю по тексту, не упустил ли что-нибудь важное.
8. Пересказываю, пользуясь своими записями.
Слайд 8Маленькие хитрости, которые помогут лучше запомнить содержание
Читая текст, рисуйте мысленно картину
— подробно, в красках, с запахами и звуками. Так, при прочтении художественного произведения мысленно можно даже кино снять. Это поможет лучшему запоминанию образов и описанных в тексте событий.
При первом прочтении не проговаривайте слова вслух и не старайтесь повторять ключевые моменты сразу, в процессе чтения. Это мешает целостному восприятию текста.
Если текст сложный, попробуйте читать вслух и "с чувством, толком, с расстановкой".
Большой текст уместно разделить на части и пересказывать части отдельно.
И главное — пересказу невозможно научится сразу, за один день. Тут важна планомерная, постепенная и постоянная работа. Ведь умение пересказывать пригодится не только в школе, но и в дальнейшей жизни.
Слайд 9Включение цитаты в пересказ
Способы цитирования
В русском языке существуют три основные способы
цитирования.
Предложения с прямой речью.
Например: Пушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен».
Предложениями с косвенной речью.
Например: Гоголь писал, что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте».
А. П. Чехов подчёркивал, что «...праздная жизнь не может быть чистою».
Предложениями с вводными словами.
Например: По словам А. М. Горького, «искусство должно облагораживать людей».
Начиная работу с цитатами, обучающийся оценивает место и назначение цитаты в тексте, соотношение с авторской речью.
Слайд 10Введение высказывания в текст пересказа: речевые клише
удивительно точно об этом человеке
(назвать) было сказано известным писателем ФИО… : «высказывание»;
говоря об этом удивительном человеке, нельзя не вспомнить высказывание ФИО: «высказывание»;
всё то, о чём мы сейчас говорили, находит подтверждение в словах ФИО, который сказал: «высказывание»;
оценивая вклад ФИО (имя героя текста) в …, ФИО (автор цитаты) говорил: «высказывание»;
как утверждал ФИО (автор цитаты), «высказывание»
ФИО (автор цитаты) считал, что «высказывание» и т.п.
Слайд 11Соедините реплики персонажей и авторские слова
Реплики
«Сашенька, хватит сердиться! Извини меня,
если я тебя обидела...»
«И ты еще издеваешься? И ты еще осмеливаешься спра - шивать?»
«Я на тебя нисколько не сержусь. Клянусь.» «Я ни в чем не виновата!» «Да-а-а, с тобой каши не сваришь...
Авторские:
— с сожалением протянула она.
— сказала она тихо, но решительно.
— кричала и даже взвизгивала она, размахивая руками
— сказала она веселым голосом.
— сказала она кающимся голосом.
Слайд 12ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА №2
Пересказ текста – это передача главной информации, основного
содержания. Не нужно стараться запомнить дословно текст, важно показать, что вы его поняли и можете отделить главное от второстепенного.
Постарайтесь запомнить ключевые слова, из которых можно составить свои предложения.
При пересказе используются те же приемы сжатия текста, что и при изложении (исключение, обобщение, замена)
Количество микротем (абзацев) не должно сократиться. Нельзя исключить целый абзац.
При пересказе не допускается нарушать последовательность микротем, то есть излагать их в другом порядке.
Слайд 14Литература
Архарова Д.И., Долинина Т.А, Чудинов А.П. Речь и культура общения.
– Екатеринбург, «Сократ», 2012.
Егораева Г.Т. ОГЭ 2018. Русский язык. Тренажёр. Устное собеседование для выпускников основной школы. - М.: Издательство «Экзамен», 2018.
Флоренская Е.А. Русский язык. Правописание. Культура речи. Рабочая тетрадь. 9 класс.-М. Издательство «Вентана Граф», 2017.-160 с.
Цыбулько И.П. ОГЭ. Русский язык. Устное собеседование. Типовые варианты. 20 вариантов. Под ред. И.П.Цыбулько. – М.: «Издательство «Национальное образование», 2018.
Слайд 15Интернет-ресурсы
https://uchitelya.com/russkiy-yazyk/126731-prezentaciya-gotovimsya-k-ustnomu-sobesedovaniyu-po-russkomu-yazyku-9-klass.html
https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2019/09/24/ustnoe-sobesedovanie-2019-2020-monologicheskoe-vyskazyvanie