Презентация, доклад по русскому языку на тему Односоставные предложения

Содержание

Какое сырое утро!      За окном мутно. Каплет с крыши. Каплет с черёмух. Окна залеплены серым снегом. Он медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает… Как болят кости! Ах, как болят кости! Но надо вставать. Надо

Слайд 1БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Двадцать седьмое ноября Классная работа

БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯДвадцать седьмое ноября Классная работа

Слайд 2Какое сырое утро!
      За окном мутно. Каплет с крыши. Каплет с

черёмух. Окна залеплены серым снегом. Он медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает… Как болят кости! Ах, как болят кости! Но надо вставать. Надо вставать и работать. Наступило утро. В деревне уже выходят на работу. И мне надо работать. Но как болят кости! И старые раны болят. Полежу ещё маленько, чуть - чуть… Я ведь заработал право полежать? Но мало ли кто и чего заработал! Кто подсчитывал? Надо вставать. Вставать! Вставать! Всё то же сырое утро, нет, уже день, мутный, промозглый, родившийся из морока и стыни. Всё так же каплет с черёмух. Мимо окон проехал дядя Фёдор на мокрой лошади к ферме – он везёт вонючий силос. Я вожу ручкой по бумаге. И дяде Феде, и лошади, и мне не хочется работать.

Какое сырое утро!      За окном мутно. Каплет с крыши. Каплет с черёмух. Окна залеплены серым снегом. Он

Слайд 3ЗАДАЧИ :
- значение безличных предложений - особенности сказуемого в безличных предложениях - роль

в речи безличных предложений
ЗАДАЧИ :- значение безличных предложений - особенности сказуемого в безличных предложениях - роль в речи безличных предложений

Слайд 4Способы выражения сказуемого в безличных предложениях

1. Личным глаголом в значении безличного.  Каплет

с черёмух.
2. Словом состояния на – о (окружающей среды или человека). За окном мутно. 3. Возвратным глаголом в безличном значении.   Мне не хочется работать. 4. Инфинитивом (модальное слово в сочетании с инфинитивом – надо, нужно, можно, возможно, нельзя).  Надо вставать. Встать.
Чем ещё может быть выражено сказуемое в безличных предложениях? Обратитесь вновь к тексту.
5. Безличным глаголом. 6. Неизменяемой глагольной формой  нет 7. Краткой формой причастия (страдательное, ср. рода с суф. – н -, - ен, - т -) (опережающее задание в учебнике, если останется время.)
Способы выражения сказуемого в безличных предложениях1. Личным глаголом в значении безличного.  Каплет с черёмух. 2. Словом состояния на

Слайд 5Дифференцированная работа по тексту. Задания для групп написаны на доске)

      1

группа – Составить 2 односоставных предложения на тему: «Пейзаж». Выполните синтаксический разбор одного из них.       2 группа -  Выписать односоставные предложения. Определить их вид. Переконструировать одно односоставное предложение в двусоставное.

     3 группа – Выпишите из текста все односоставные предложения. Подчеркнуть основы предложений.
Дифференцированная работа по тексту. Задания для групп написаны на доске)      1 группа – Составить 2 односоставных предложения

Слайд 6Роль в речи:

Выразительность предложений
Лаконичная форма
Используется для описания пейзажей, обстановки
Лиричное повествование
Оттенок стихийности

Роль в речи:Выразительность предложенийЛаконичная формаИспользуется для описания пейзажей, обстановкиЛиричное повествованиеОттенок стихийности

Слайд 7 Домашнее задание (дифференцированные задания)
3 группа – упр. ,
2 группа

-  Из произведения «Ася» И.С.Тургенева (учебник литературы) выписать односотавные предложения, указать вид односоставных предложений, выполнить синтаксический разбор безличного предложения.
1 группа -  Составить текст их 8-10 предложений, состоящий только из безличных предложений. Указать способ выражения сказуемого.
.
Домашнее задание (дифференцированные задания)3 группа – упр.    , 2 группа -  Из

Слайд 8ОБОБЩЁННО – ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Тридцатое ноября Классная работа

ОБОБЩЁННО – ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.Тридцатое ноября Классная работа

Слайд 9 Выделить грамматическую основу и указать тип предложений.
Как тихо…  Каждый звук и

шорох слышу я.  Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии. На небе ни клочка лазури.  Как жить мне хочется до нового свиданья! И снова мне легко.
            
                                                                             (А.А.Фет)

Выделить грамматическую основу и указать тип предложений. Как тихо…  Каждый звук и

Слайд 10
Для осуществления стирки в бак стиральной машины загружают белье, закрывают дверцу

машины, устанавливают выбранную программу, засыпают стиральный порошок, включают машину в электросеть, открывают кран подачи воды и нажимают кнопку включения машины.

Для осуществления стирки в бак стиральной машины загружают белье, закрывают дверцу машины, устанавливают выбранную программу, засыпают стиральный

Слайд 11


По одежке встречают, по уму провожают.

По одежке встречают, по уму провожают.

Слайд 12Найти односоставные предложения, выделить в них грамматическую основу и указать тип

предложений.

Рассвело. Наскоро закусив, отправляемся дальше. Мы то едем по равнине, то спускаемся в долины. Вот и озеро. Вода прозрачна. Гиппопотамов нет. Хорошо бы искупаться! Кусок скалы – удобное место для ныряния. Но вдруг скала зашевелилась и оказалась громадным крокодилом.

Найти односоставные предложения, выделить в них грамматическую основу и указать тип предложений. Рассвело. Наскоро закусив, отправляемся дальше.

Слайд 13Какую роль играют односоставные предложения в тексте? Попробуйте заменить односоставные предложения

на двусоставные. Произошли ли в тексте какие-либо изменения или нет? (Отрывок из рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки».)



Утро. Я ещё в полусне. Чувствуется приятная свежесть летнего утра. Вдруг в дверь постучались. Быстро я вскакиваю, одеваюсь, бегу открывать. На пороге стоят мои друзья. В руках держат удочки, сачки и корзины. Завтракаем легко, и в путь. Узкая тропинка, цветы вокруг, птицы! Знаю: день проведем отлично! Поэтому весело!

Какую роль играют односоставные предложения в тексте? Попробуйте заменить односоставные предложения на двусоставные. Произошли ли в тексте

Слайд 14
      Леса - величайшие источники здоровья. Это исполинские зеленые

лаборатории.
Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль.
     Вспомните то уд…вительное состояние как (бы) безотчетной радости и силы  охватывающей вас как только вы попадаете  в л…са из душных городских домов.
    Все ваше тело охватывает прохладой листвы. Великая сила жизни видна во всем: в шелесте деревьев, в пересвисте птиц, в глубине неба.
    Какой воздух! Вдыхаем его живительный глоток и насл…ждаемся  жизнью.                      
                               (К.Паустовский)
 

      Леса - величайшие источники здоровья. Это исполинские зеленые лаборатории.Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые

Слайд 15 Памятка «Как вести себя в лесу»

1.Не разводи костер в лесу.
2. Не

ломай ветки деревьев и кустарников.
3. Не разоряй гнезда птиц.
4. Не рви цветов в лесу и на лугу

Памятка «Как вести себя в лесу» 1.Не разводи костер в лесу.2. Не ломай ветки

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть