Слайд 1Фразеологизмы.
Свободные сочетания слов и
фразеологические обороты
Презентация
к уроку русского языка в 6 классе
(возраст обучающихся - 11-12
лет)
Слайд 2Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для
выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое
(то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая).
С.И. Ожегов
Слайд 4… фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное,
самородное богатство.
В.Г. Белинский
Слайд 6ФРАЗЕОЛОГИЗМ – это свойственное только данному языку устойчивое сочетание слов, имеющее
своё значение.
Значение фразеологизма не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности.
Фразеологизмы придают языку яркую эмоциональную окраску.
Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.
Слайд 7Происхождение фразеологизмов
Слайд 8Из истории происхождения некоторых фразеологизмов
Слайд 21Отделите фразеологизмы от свободных словосочетаний
Медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит,
дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство.
Слайд 22Шуточные вопросы
Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека
не две ноги, а больше?
Есть ли ноги у газеты, книги, журнала?
В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения?
В каком фразеологизме насекомое превращается в млекопитающее?
Слайд 23Шуточные вопросы. Проверь себя
Бежать со всех ног.
Есть, когда их держат вверх
ногами.
Знать как дважды два.
Делать из мухи слона.
Слайд 24Что это?
Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать
в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.
Слайд 25Что это?
Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если
чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
Слайд 26Что это?
Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить; он хорошо
подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.
Слайд 27Что это?
Ее толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается
бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из нее сухими.
Слайд 28Что это?
Ее заваривают, затевая какое-либо неприятное, хлопотливое дело; ее не сварить
с тем, с кем трудно сговориться; ее просит рваная обувь; она в голове у путаников.
Слайд 29Что это?
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду
суют, вмешиваясь не в свое дело.
Слайд 32Использование фразеологизмов в речи
Слайд 33Найдите фразеологизмы в тексте
Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За
грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: “Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел”. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего “приятеля” дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке на воскресенье.
- Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, - растерялись мы.
- Вот пустомеля, - возмутился дед, - всё время кому-нибудь морочит голову.
У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
- Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте.
И пошли. И рыбу ловили. И костёр развели. И уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.
Слайд 34Определите по рисункам фразеологизмы и составьте
с ними предложения
Слайд 35Найдите предложение, в котором есть фразеологизм
Мишка сел на шею папе
и смог увидеть арену.
Комар сел мне на шею.
Только дай слабину — мигом на шею сядут!
Отец сидел в седле, а сын — почти на шее коня.
Слайд 36Найдите предложение, в котором есть фразеологизм
Сел поросенок в лужу и
доволен.
Сидеть в луже — любимое занятие свиней.
Не уследила я за ним, как он кота в лужу посадил.
С такой подготовкой как бы нам не сесть в лужу.
Слайд 37Найдите предложение, в котором есть фразеологизм
Хоть я и не мастер,
но любого инженера заткну за пояс.
Мужичок заткнул за пояс топор и отправился в лес.
Не размахивай топором.
Заткни дыру хоть шарфом, хоть поясом.
Слайд 38Найдите предложение, в котором нет фразеологизма
Он, как мне кажется, одаренный
физик, есть в нем божья искра.
Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: «Я лгун».
Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.
Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.
Слайд 39Найдите неверное утверждение
Существуют фразеологизмы-синонимы.
Фразеологизмы - свободные сочетания слов.
Фразеологизмы
придают речи живость и образность.
В предложении фразеологизм является одним членом предложения.