Презентация, доклад по русскому языку на тему Глагол как часть речи (10 классы)

Содержание

Цель урока: 1) систематизация и обобщение знаний о глаголе;   2) формирование умения находить глагол и определять его морфологические признаки, синтаксическую роль;   3) обосновывать правильность выбора орфограмм при написании глагола; использовать глагол в речи;  

Слайд 1Урок русского языка в 10-м классе. Презентация к уроку учителя русского

языка и литературы МАОУ «СШ №36» Петропавловск-Камчатского ГО Ковтун Ирины Николаевны
Урок русского языка в 10-м классе.  Презентация к уроку учителя русского языка и литературы МАОУ «СШ

Слайд 2Цель урока: 1) систематизация и обобщение знаний о глаголе;   2) формирование умения находить

глагол и определять его морфологические признаки, синтаксическую роль;   3) обосновывать правильность выбора орфограмм при написании глагола; использовать глагол в речи;   4) формировать интерес к предмету через использование различных форм обучения и создания ситуации успеха.
Цель урока: 1) систематизация и обобщение знаний о глаголе;   2) формирование умения находить глагол и определять

Слайд 3 Двадцатое марта. Классная работа. Глаголы.

Двадцатое марта.  Классная работа.  Глаголы.

Слайд 4Это в памяти остается,
Повторяется, как молва:
Сердце бьется,
Армия бьется –
Одинаковые слова.
Одинаковые

глаголы –
Не случайные наверняка.

Одинаковые законы
И у сердца, и у полка.
Говорится, словно поется
С интонацией вихревой:
Бьется армия,
Сердце бьется,
Бьется знамя над головой.
Р.Рождественский

Определите тему урока

Это в памяти остается,Повторяется, как молва: Сердце бьется,Армия бьется –Одинаковые слова.Одинаковые глаголы –Не случайные наверняка.Одинаковые законы И

Слайд 5Синтаксический разбор предложения.
Сашка только что выш…ший из под…езда выгл…д…л очень

довольным видимо он (не) знал всех …собенностей этого человека.⁴


Синтаксический разбор предложения. Сашка только что выш…ший из под…езда выгл…д…л очень довольным видимо он (не) знал всех

Слайд 6Синтаксический разбор предложения.
Сашка, только что вышедший из подъезда, выглядел очень

довольным; видимо, он не знал всех особенностей этого человека.⁴

Грамматическое значение.
Морфологические признаки.
Синтаксическая роль.

Синтаксический разбор предложения. Сашка, только что вышедший из подъезда, выглядел очень довольным; видимо, он не знал всех

Слайд 7I. Грамматическое значение.

Самостоятельная часть речи.
Действие предмета.
Что делать? Что сделать?



I. Грамматическое значение.Самостоятельная часть речи. Действие предмета. Что делать? Что сделать?

Слайд 8II. Морфологические признаки.
Неопределенная форма глагола (инфинитив).
Что делать? Что сделать?


подморозит –
поём –
зайдёт –
искупаюсь –
берегу –



II. Морфологические признаки. Неопределенная форма глагола (инфинитив). Что делать? Что сделать? подморозит – поём – зайдёт –

Слайд 9II. Морфологические признаки.
бросать
прыгать
махать
повторять
решать
получать
стучать
- бросить
- прыгнуть
- махнуть
-

повторить
- решить
- получить
- стукнуть

Какой опознавательный признак объединяет все глаголы группы?

сов. – несов. вид

II. Морфологические признаки. бросать прыгать махатьповторятьрешатьполучатьстучать- бросить - прыгнуть - махнуть- повторить- решить- получить- стукнутьКакой опознавательный признак

Слайд 10II. Морфологические признаки.
препятствовать движению – тормозить движение
В.п. без предлога
Р.п.

(часть ч.-л.)
НЕ при глаголе

Какой опознавательный признак разделяет глаголы в словосочетаниях?

непереходность – переходность

– прямое дополнение

переходные глаголы!

II. Морфологические признаки. препятствовать движению – тормозить движение В.п. без предлогаР.п. (часть ч.-л.) НЕ при глаголеКакой опознавательный

Слайд 11II. Морфологические признаки.
изменять
выделиться
шагать
умываться
сверкать
выключаться
отменять
улыбаться
Какой опознавательный признак

разделяет все глаголы группы?

возвратность – невозвратность

II. Морфологические признаки. изменять выделитьсяшагать умываться сверкать выключатьсяотменять улыбатьсяКакой опознавательный признак разделяет все глаголы группы? возвратность –

Слайд 12Переходный или непереходный?
строить дом
переходить улицу
переплыть реку
не ждать дождя


выпить молока
ходить по тропинке
стоять на остановке
чувствовать боль
встретиться с друзьями



Возвратные глаголы - непереходные

Переходный или непереходный?строить дом переходить улицу переплыть реку не ждать дождя выпить молока ходить по тропинке стоять

Слайд 13Спряжение -
ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ.

I спряжение

( -ю)
-ешь ( -ёшь)
-ет ( -ёт)
- ем ( -ём)
-ете ( - ёте)
- ут ( -ют)

Проспрягайте глаголы: идти, говорить.


II спряжение
- у ( -ю)
- ишь
- ит
- им
- ите
- ат ( -ят)

Глаголы с окончаниями под ударением.

Спряжение - ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ.I спряжение -у    ( -ю) -ешь (

Слайд 14К I-ому спр. –
все остальные
(на – АТЬ,

ОТЬ,
УТЬ,
ЮТЬ,
ЫТЬ и т.д.)

Ко II-ому же спряженью отнесём мы, без сомненья, все глаголы, что на – ИТЬ, исключая брить, стелить;
и ещё
смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать,
держать, терпеть,
и зависеть, и вертеть.

Безударное положение

К  I-ому спр. – все остальные (на – АТЬ,   ОТЬ,   УТЬ,

Слайд 15Определите спряжение глаголов
крепить
прикреплять
верить
уверять
гнать
выгнать
слышать
стелить

II

спр.
I спр.
II спр.
I спр.
II спр. (искл.)
II спр. (искл.)
II спр. (искл.)
I спр. (искл.)







дать
бежать

Определите спряжение глаголовкрепить прикреплять верить уверять гнать выгнать слышать стелить II спр. I спр. II спр. I

Слайд 16Разноспрягаемые глаголы
1 л. хочу
2 л. хочешь
3 л.

хочет

1 л. бегу
2 л. бежишь
3 л. бежит

хотим
хотите
хотят

бежим
бежите
бегут

ед. ч.

мн. ч.

ХОТЕТЬ
БЕЖАТЬ

Определить вид и спряжение

Разноспрягаемые глаголы1 л.  хочу 2 л.  хочешь 3 л.  хочет 1 л.  бегу

Слайд 17Наклонения глагола.
повелительное
условное
сослагательное
изъявительное

Наклонения глагола. повелительноеусловное сослагательноеизъявительное

Слайд 18II. Морфологические признаки.
Радовал успехами.
Порадую успехами.
Радую успехами.
Буду радовать

успехами.

прошедшее время
будущее время
настоящее время
будущее время

Определите наклонение глаголов.
изъявительное

II. Морфологические признаки. Радовал успехами. Порадую успехами. Радую успехами. Буду радовать успехами. прошедшее времябудущее времянастоящее времябудущее время

Слайд 19III. Синтаксическая роль.

III. Синтаксическая роль.

Слайд 20
начал заниматься
продолжает тренироваться
стал улыбаться
задумал уйти
хотел встать
решил прочитать


Чьё действие обозначает глагол в личной форме?


советовал заниматься
рекомендовали напечатать
просит уйти
умоляла оставить
приказал встать
предложил прочитать

- - - - - - - - - - - - - -

- - - - - - - - - - - - -

- - - - - -

- - - - - - - - - -

- - - - - - -

- - - - - - - - - - - - -

начал заниматьсяпродолжает тренироваться стал улыбаться задумал уйти хотел встать решил прочитать Чьё действие обозначает глагол в личной

Слайд 21Выделить корень, объяснить орфограмму
соб…рать
зат…рать
прож…гать
расст…лать
ум…реть
бл…стать
сд…ру
зап…рать
выч…сть
– соб…ру
– зат…реть

прож…чь
– расст…лить
– ум…рать
– бл…стеть
– сд…рать
– зап…реть
– выч…тать

Выделить корень, объяснить орфограммусоб…ратьзат…рать прож…гатьрасст…латьум…реть бл…статьсд…рузап…ратьвыч…сть–  соб…ру –  зат…реть–  прож…чь –  расст…лить –

Слайд 22Чередование Е - И
бир – бер
дир – дер
мир –

мер
пир – пер
тир – тер
стил – стел
блист – блест
жиг – жег
чит – чет





… И …

а

Чередование Е - Ибир – бер дир – дер мир – мер пир – пер тир –

Слайд 23Почему?
не разгорается – не разгораться
не разливается – не разливаться
не расстилается –

не расстилаться

Мне нездоровится.
Почему?не разгорается – не разгоратьсяне разливается – не разливатьсяне расстилается – не расстилатьсяМне нездоровится.

Слайд 24Задания в рамках ЕГЭ
В каком ряду в обоих словах пишется Ь?
Испугаеш…ся,

поднимает…ся
Сбереч…, угадывает…ся
Надо трудит…ся, заслушаеш…ся
Подстереч…, слышит…ся
Задания в рамках ЕГЭВ каком ряду в обоих словах пишется Ь?Испугаеш…ся, поднимает…сяСбереч…, угадывает…сяНадо трудит…ся, заслушаеш…сяПодстереч…, слышит…ся

Слайд 25НЕгодовать
НЕдоумевать
НЕвзлюбить
НЕнавидеть
НЕдомогать
НЕсдобровать
НЕздоровится

НО:
не поздоровится
Не

с глаголами

(не)плакал
(не)гулял
(не)страдал
(не)бежал
(не)был
(не)может
(не)должен
(не)удержал бы

- не плакал
- не гулял
- не страдал
- не бежал
- не был
- не может
- не должен
- не удержал бы

НЕгодовать НЕдоумевать НЕвзлюбить НЕнавидеть НЕдомогать НЕсдобровать НЕздоровится НО: не  поздоровитсяНе с глаголами (не)плакал (не)гулял (не)страдал (не)бежал

Слайд 26НЕДО
недобрать тетрадей
недовыполнить план
недоварить картофель
недовесить масла
недогрузить вагон
недооценить

возможности


НЕДО = ПЕРЕ


НЕДОнедобрать тетрадей недовыполнить план недоварить картофель недовесить масла недогрузить вагон недооценить возможности НЕДО  = ПЕРЕ

Слайд 27Задания в рамках ЕГЭ
В каком случае НЕ со словом пишется слитно?
(не)

выйдет
(не) годуют
(не) просил
(не) изменится
Задания в рамках ЕГЭВ каком случае НЕ со словом пишется слитно?(не) выйдет(не) годуют(не) просил(не) изменится

Слайд 28Что написать???
кол (Ю/Я) т
кле (Ю/Я) т
бор (Ю/Я) тся
езд

(Ю/Я) т
стро (Ю/Я) т
гон (Ю/Я) т
вид (Ю/Я) т

- колоть (I спр.); колЕШЬ, колЕМ
- клеить (II спр.); клеИШЬ, клеИМ
- бороться (I спр.); борЕШЬся, борЕМся
- ездить (II спр.); ездИШЬ, ездИМ
- строить (II спр.); строИШЬ, строИМ
- гнать (искл., II спр.); гонИШЬ, гонИМ
- видеть (искл., II спр.); видИШЬ, видИМ

ЮТ

ЯТ

ЮТ

ЯТ

ЯТ

ЯТ

ЯТ

Что написать???кол (Ю/Я) т кле (Ю/Я) т бор (Ю/Я) тся езд (Ю/Я) т стро (Ю/Я) т гон

Слайд 29Как определить спряжение глагола?
I спр. -

-

II спр. - -

ВЫСП … ТСЯ

МОКН … М

УВИД … ШЬ

ут

ют

ат

ят

ИТ

- выспЯТся, II спр.

ЕМ

- мокнУТ, I спр.

ИШЬ

- увидЯТ, II спр.

Как определить спряжение глагола?I спр. -      - II спр. -

Слайд 30Задания в рамках ЕГЭ
Какой глагол совершенного вида?
Перетягивали
Принимает
Раздается
Выберу

Задания в рамках ЕГЭКакой глагол совершенного вида?ПеретягивалиПринимаетРаздаетсяВыберу

Слайд 31Правописание суффиксов глагола :
одолéть
одолевáть, одолевáю
Запомни!
застревать
затмевать
продлевать
увещевать
обуревать
недоумевать

Правописание суффиксов глагола :одолéтьодолевáть, одолевáю Запомни! застревать затмевать продлевать увещеватьобуреватьнедоумевать

Слайд 32Правописание суффиксов глагола :
ова-, - ева


- ыва-, - ива

→ ую

, юю
беседовал –беседую

→ ываю, иваю
развеивал → развеиваю
Правописание суффиксов глагола :ова-, - ева - ыва-, - ива→ ую , юю беседовал –беседую → ываю,

Слайд 33Оцените свои знания по темам, затронутым в процессе данного урока

Кто

любит трудиться, тому есть чем похвалиться.
Упустишь минуту – потеряешь час.
Голова удачна, да лень перекатна.
Оцените свои знания по темам, затронутым в процессе данного урока Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть