Слайд 1Глагол. Правописание глаголов.
Повторение.
Урок в 9 классе
Автор: учитель русского языка
МКОУ «Вечерняя школа № 4 г. Йошкар-Олы» Баженова Н.В.
Слайд 2Глагол. Правописание глаголов. Повторение.
Цель: обобщить и систематизировать материал о
глаголе как части речи; закрепить орфографические навыки обучающихся в правописании глаголов; развить творческие способности подростков, умение анализировать полученный материал и применять его на практике; воспитать в обучающихся доброту.
Слайд 3
Задание: Списать слова, вставить пропущенные буквы, объяснить лексическое
значение слов.
Гра…офон, д…л…икатес, иван(да)марья, к…мп…стировать, ду…шлаг, и…игрантский, гр…йпфрут, э…енция, (меч)рыба, конфе…и, импре…арио, к…мпр…метировать, расч…ска, (не)дооценить, транскри…ция, це…офан, транскри…ировать, л…бретто, д…р…жабль, к…нферансье, м…нсарда.
Слайд 4Проверь себя!
Граммофон, деликатес, иван-да-марья, компостировать, дуршлаг, иммигрантский, грейпфрут, эссенция,
меч-рыба, конфетти, импресарио, компрометировать, расческа, недооценить, транскрипция, целлофан, транскрибировать, либретто, дирижабль, конферансье, мансарда.
Слайд 5Анатолий Чепуров «Давайте поклоняться доброте»
«Давайте поклоняться доброте…»
На кладбище военном, на плите,
Я
прочитал и в жизнь унёс когда-то.
И лучевой строкой в моем труде
Вдруг стала эта заповедь солдата
«Давайте поклоняться доброте…»
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Слайд 6Личные окончания глаголов.
Задание: Записать словосочетания, определить спряжение, выделить окончания глаголов.
Едете в поезде, борются с вредителями, никогда не обидишь малыша, чуть дремлется, пробираешься по равнине, сеют рожь, варите суп, пишешь в тетради, определяешь спряжение, видишь свои недостатки, ругаешь лентяя.
Слайд 7Проверь себя!
Едете (1спр.) в поезде, борются (1спр.) с вредителями,
никогда не обидишь (2спр.) малыша, чуть дремлется (1спр.), пробираешься (1спр.) по равнине, сеют (1спр.) рожь, варите (2спр.) суп, пишешь (1спр.) в тетради, определяешь (1спр.) спряжение, видишь (2спр.) свои недостатки, ругаешь (1спр.) лентяя.
Слайд 9Спряжение глаголов настоящего времени
Слайд 10Задание: Образуйте от данных глаголов формы 3л.ед. и мн.числа настоящего или
будущего времени. Поставьте ударение, укажите вид глагола и спряжение. Обозначьте окончание.
Гнать, гонять, выгружать, выгрузить, заправить, заправлять, ответить, отвечать, проверить, проверять, обидеть, обижать, бросить.
Слайд 11Проверь себя!
Гнать- гонит- гонят, несов.вид, 2 спр.
гонять –гоняет- гоняют, сов.вид,1спр.
выгружать- выгружает-
выгружают, нес.вид, 1спр.
выгрузить – выгрузит- выгрузят, сов.вид, 2 спр.
заправить –заправит- заправят, сов.вид, 2 спр.
заправлять- заправляет- заправляют, несов.вид, 1 спр.
ответить –ответит- ответят, сов.вид, 2 спр.
отвечать –отвечает- отвечают, нес.вид, 1спр.
проверить – проверит - проверят, сов.вид, 2 спр
проверять - проверяет – проверяют, нес.вид, 1спр
обидеть – обидит- обидят, сов.вид, 2 спр.
обижать – обижает –обижают, нес.вид, 1спр.
бросить –бросит- бросят, сов.вид, 2 спр.
Слайд 12Правописание глаголов в форме 2 л. ед.ч., мн.ч. повелительного и изъявительного
наклонения
Задание: Записать предложения. Объяснить написание буквы Е и И. Глаголы в повелительном наклонении подчеркнуть одной чертой, в изъявительном - двумя.
Выскаж..те всё, что вы дума..те об этом деле. Если вы всё выскаж..те, то стан..те спокойнее.
Прыгн..те на лыжах с этого трамплина. Когда вы прыгн..те, почувствуете большое удовольствие.
Выпиш..те из текста определения. После того как вы их выпиш..те, выбер..те из них наиболее яркие эпитеты.
Выруч…те меня и на этот раз. Если выруч…те, я буду вам премного обязан.
Слайд 13 Правописание глаголов 2л. мн.ч.
повелительного и изъявительного наклонения
Слайд 14Проверь себя!
Выскажите всё, что вы думаете об этом деле. Если вы
всё выскажете, то станете спокойнее.
Прыгните на лыжах с этого трамплина. Когда вы прыгнете, почувствуете большое удовольствие.
Выпишите из текста определения. После того как вы их выпишете, выберите из них наиболее яркие эпитеты.
Выручите меня и на этот раз. Если выручите, я буду вам премного обязан.
Слайд 15
Тест
1) Какие глаголы употреблены в форме повелительного наклонения?
а) намажете
б) намажьте
в) скажите
г)
скажете
д) продаёте
е) продайте
2) В каком слове пропущена буква И?
а) Насильно мил не буд..шь.
б) От правды не спряч..шься.
в) Кто поздно встает, тот дня не вид..т.
г) Правда глаза кол..т.
3) В каком слове пропущена буква Е?
а) Как вы это терп…те?
б) Крикн…те погромче!
в) Умолкн…те хоть на минутку!
г) Пока не умолкн…те, я ничего не скажу.
Слайд 164) В каких глаголах пишется ь?
а) отреж…те.
б) беспокоиш…ся
в) не удержит…ся
г)
не эконом…те
5) В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется И?
а) Стукн..те мне в окно, если выйд..те прогуляться.
б) Выпиш..те все глаголы, когда законч..те читать упражнение.
в) Когда вымет..те мусор, вынес..те его.
г)Если выпиш..те газеты на дом, привыкн..те их регулярно читать.
Слайд 18http://content.foto.mail.ru/bk/u1177/_blogs/i-1108.jpg
http://cle.pickens.k12.sc.us/images/announcement/142542-2081126-857.gif