Слайд 1«Вербальная агрессия и пути ее преодоления в процессе обучения русскому языку»
Слайд 2Цель: изучение путей преодоления вербальной агрессии школьников в процессе обучения русскому
языку.
Объект: вербальная агрессия школьников.
Предмет: пути преодоления вербальной агрессии школьников в процессе обучения русскому языку.
Слайд 3Гипотеза: процесс преодоления вербальной агрессии школьников на уроках русского языка будет
эффективным, если учитель русского языка:
- владеет информацией об уровне вербальной агрессии школьников;
- использует специальные упражнения с целью преодоления вербальной агрессии школьников (разбор речевых ситуаций, составление вариантов извинений, просьб и т.п.);
- реализует элективный курс по русскому языку, направленный на преодоление вербальной агрессии школьников.
Слайд 4Для достижения цели исследования и доказательства гипотезы необходимо решение следующих задач:
-
изучить понятие «вербальная агрессия» в психолого-педагогической литературе, типы вербальной агрессии;
- определить причины и последствия вербальной агрессии;
- рассмотреть пути преодоления вербальной агрессии в процессе обучения русскому языку;
Слайд 5- проанализировать опыт учителей русского языка по проблеме вербальной агрессии школьников
и ее преодолению;
- выявить уровень вербальной агрессии школьников;
- разработать рекомендации по преодолению вербальной агрессии школьников в процессе обучения русскому языку.
Слайд 6Используемые методы исследования:
- на теоретическом уровне: метод анализа, синтеза, обобщения, систематизации,
конкретизации;
- на эмпирическом уровне: изучение психолого-педагогической научной и методической литературы, эксперимент (констатирующий этап), тест агрессивности (опросник Л.Г. Почебут), анализ продуктов деятельности обучающихся (сочинений обучающихся), качественная и количественная обработка результатов исследования.
Слайд 7Пути преодоления вербальной агрессии школьников в процессе обучения русскому языку:
повышение
уровня речевой культуры через самонаблюдение и самоконтроль, развитие способности к толерантности и эмпатии (рефлексия, эмпатия, толерантность);
овладение частными психолого-педагогическими приемами предупреждения и устранения вербальной агрессии в конкретных ситуациях общения (игнорирование вербальной агрессии, переключение внимания, внушение);
использование средств речевого этикета для предотвращения вербальной агрессии (извинение, употребление обращений, вежливое выражение несогласия, эвфемистические замены).
Слайд 8Уровень вербальной агрессии школьников
Слайд 9Структурные типы сочинений школьников:
1. Абстрактное рассуждение о правах и возможностях наказания
другого человека (могу ли и почему?) - 27% респондентов.
2. Перечисление конкретных способов и форм наказаний (как?) - 16% школьников.
3. Рассуждение о праве с последующим перечислением действий (наказаний - в зависимости от признания / непризнания права) (могу ли и как?) - 36% восьмиклассников.
4. Констатация права с последующим перечислением причин наказания (за что?) - 7% респондентов.
5. Дифференцированная характеристика объекта наказаний с последующим их перечислением (кого и как?) - 14% школьников.
Слайд 101. Прочитайте фрагмент повести А.Н. Рыбакова «Приключения Кроша». Определите коммуникативное намерение
говорящего. Можно ли сказать, что в речи директора школы содержится скрытая угроза? Почему?
Директор посмотрел на небо, медленным взглядом проводил проходившего мимо слесаря и добавил:
– А кто не хочет работать, пусть прямо скажет, я того моментально освобожу.
Некоторые были не прочь смотаться отсюда. Я, например, поскольку у меня нет технических наклонностей. Но то, что директор называл «освободить», означало «выгнать». Это мы сообразили. И никто не сказал, что не хочет работать».
Слайд 112. Прочитайте по ролям следующие диалоги и монолог. Замените обидные высказывания
(угрозы, враждебные замечания, грубые требования, отказы, обращения) на вежливые.
1) – Янкель, дай горбушку, – жалобно заскулил Кузя.
– Поди к черту, – обрезал его Черных.
Г. Белых, Л. Пантелеев. «Республика. ШКИД»
2) – Не тронь, а то стукну!.. Какой умный, какой примерный! Уходи!
– Ах, так! Ну, черт с тобой! – и я ушел с сеновала.
В.Н. Александровский. «Когда нам семнадцать…»