Презентация, доклад по русскому языку на тему Русский язык - один из богатейших языков мира (6 класс)

Содержание

Факты о русском языке:Большинство слов с буквой Ф в русском языке — заимствованные. Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с этой буквой — флот.

Слайд 16 класс
Учитель – Крекотнева В.О.
Русский язык - один из богатейших языков

мира
6 классУчитель – Крекотнева В.О.Русский язык - один из богатейших языков мира

Слайд 2Факты о русском языке:
Большинство слов с буквой Ф в русском языке — заимствованные. Пушкин гордился тем,

что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с этой буквой — флот.
Факты о русском языке:Большинство слов с буквой Ф в русском языке — заимствованные. Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего

Слайд 3Факты о русском языке:
В русском языке есть слова на Ы. Это названия российских городов

и рек: Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль.

Факты о русском языке:В русском языке есть слова на Ы. Это названия российских городов и рек: Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль.

Слайд 4Факты о русском языке:
В русском языке есть всего 74 слова, начинающихся с буквы Й. Но большинство из нас

помнит лишь йод, йога и йогурт

Факты о русском языке:В русском языке есть всего 74 слова, начинающихся с буквы Й. Но большинство из нас помнит лишь йод, йога и йогурт

Слайд 5Факты о русском языке:
Единственное односложное прилагательное в русском языке — это злой.

Факты о русском языке:Единственное односложное прилагательное в русском языке — это злой.

Слайд 6Факты о русском языке:
Единственное слово русского языка, которое не имеет корня, — вынуть. Считается,

что в этом слове так называемый нулевой корень, находящийся в чередовании с корнем -им- (вын-им-ать). Раньше, примерно до XVII века, этот глагол выглядел как вынять, и в нем был материальный корень, такой же как в снять, обнять, понять (ср. снимать, обнимать, понимать), однако впоследствии корень -ня- был переосмыслен как суффикс -ну- (как в сунуть, дунуть).
Факты о русском языке:Единственное слово русского языка, которое не имеет корня, — вынуть. Считается, что в этом слове так называемый нулевой

Слайд 7Факты о русском языке:
В русском языке есть так называемые недостаточные глаголы. Иногда

у глагола нет какой-либо формы, и это обусловлено законами благозвучия. Например: победить. Он победит, ты победишь, я... победю? побежу? побежду? Филологи предлагают использовать заменяющие конструкции «я одержу победу» или «стану победителем». Поскольку форма 1-го лица единственного числа отсутствует, глагол является «недостаточным».
Факты о русском языке:В русском языке есть так называемые недостаточные глаголы. Иногда у глагола нет какой-либо формы, и это обусловлено

Слайд 8Факты о русском языке:
Слово «кушать» говорят только невоспитанные люди. Была такая

рекомендация в словаре речевого этикета, согласно которой можно употреблять этот глагол по отношению к детям, так могут говорить о себе женщины, но не должны говорить мужчины.
Факты о русском языке:Слово «кушать» говорят только невоспитанные люди. Была такая рекомендация в словаре речевого этикета, согласно

Слайд 9Факты о русском языке:
Даль предлагал заменить иностранное слово атмосфера на русские колоземица  или мироколица.

Факты о русском языке:Даль предлагал заменить иностранное слово атмосфера на русские колоземица  или мироколица.

Слайд 10Факты о русском языке:
Кофе — заимствованное слово, заканчивающееся на букву «е»,

но мужского рода. В огромном большинстве такие слова приобретают в нашем языке средний род — так уж он устроен, и эта тенденция необыкновенно сильна. Например, «метро» было раньше тоже мужского рода (от «метрополитен»), даже выходила газета «Советский метро». Для иностранцев всегда загадка, почему в русском языке «кафе» среднего рода, а «кофе» — мужского. Но мужской род поддерживается наличием устарелых форм «кофий» и «кофей». Такой своеобразный языковый мемориал.
Факты о русском языке:Кофе — заимствованное слово, заканчивающееся на букву «е», но мужского рода. В огромном большинстве

Слайд 11Факты о русском языке:
«в Украине»
Это очень болезненный вопрос, и он постоянно

выходит за рамки лингвистики. Мы придерживаемся такой позиции: нормы русского языка складываются столетиями, и они не могут за пять, десять или двадцать лет измениться в угоду каким-то политическим процессам. Поэтому по-русски правильно говорить «на Украину». Вообще, образование предлогов не всегда поддается объяснению. Почему, например «в школе», но «на заводе»? Так сложилось. Это многим не нравится, всем надо докопаться до сути. «Всему должно быть объяснение» — это еще один миф, очень многие вещи в языке нельзя объяснить.
Факты о русском языке:«в Украине»Это очень болезненный вопрос, и он постоянно выходит за рамки лингвистики. Мы придерживаемся

Слайд 12Факты о русском языке:
Местоимение «вы» всегда пишется с большой буквы
На самом

деле «вы» пишется с заглавной буквы только при обращении к одному лицу и только в текстах определенных жанров: личные письма, служебные записки, листовки. Это, кстати, и для филологов не всегда очевидно. На сайте Грамоте.ру есть раздел «Календарь конференций», куда приходят заявки от пользователей портала, и почти в каждом объяснении приходится править, потому что обращение к уважаемым коллегам включает местоимение «вы» с прописной буквы.
Факты о русском языке:Местоимение «вы» всегда пишется с большой буквыНа самом деле «вы» пишется с заглавной буквы

Слайд 13Факты о русском языке:
До XIV века на Руси все неприличные слова назывались «нелепыми

глаголами».
Факты о русском языке:До XIV века на Руси все неприличные слова назывались «нелепыми глаголами».

Слайд 14Факты о русском языке:
В Книге рекордов Гиннесса 1993 года самым длинным словом

русского языка названо рентгеноэлектрокардиографического, в издании 2003 года — превысокомногорассмотрительствующий.
Факты о русском языке:В Книге рекордов Гиннесса 1993 года самым длинным словом русского языка названо рентгеноэлектрокардиографического, в издании 2003 года — превысокомногорассмотрительствующий.

Слайд 15А что ещё вам известно о русском языке?

А что ещё вам известно о русском языке?

Слайд 16Что можем мы с вами сделать для русского языка?
Грамотно писать;
Знать правила;
Обогащать

свой словарный запас;
Много читать
Что можем мы с вами сделать для русского языка?Грамотно писать;Знать правила;Обогащать свой словарный запас;Много читать

Слайд 17Упражнения на повторение
 1. Выпишите слова, в которых произношение согласных не совпадает

с написанием (буквы не совпадают со звуками). Эти согласные подчеркните.
Здание, сбор, стон, отголосок, откормить, мягкий, изредка, кормушка, кормежка, сбрасывать, просьба.
Сделайте фонетический разбор выделенного слова.

Упражнения на повторение 1. Выпишите слова, в которых произношение согласных не совпадает с написанием (буквы не совпадают со

Слайд 182. Запишите слова в 2 столбика: 1) буквы е, ё, ю, я обозначают

один звук; 2) буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.
Поле, подъезд, день, белье, ружье, юла, имя, ёж, лён, тюль, яблоко, поляна, пиявка, поёт, уют, люк, полёт.

2. Запишите слова в 2 столбика: 1) буквы е, ё, ю, я обозначают один звук; 2) буквы е, ё, ю,

Слайд 193. Запишите слова в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте ударения.
Квартал,

километр, алфавит, в..рота, м..г..зин, т..рты, д..суг, м..л..дежь, ц..мент, щавель, ф..рфор, п..ртфель, с.нтиметр, силос, предмет, углубить, столяр.

3. Запишите слова в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте ударения.Квартал, километр, алфавит, в..рота, м..г..зин, т..рты, д..суг,

Слайд 204. Прочитайте. Спишите, выделяя и определяя орфограммы в словах.
Те(н,нн)ис, во(?)зал, ма(т,ч)ч,

ко(л,лл)екция, про(б,п)ка, сколь(з,с)кий, профе(с,сс)ия, по(?)черк, шо(с,сс)е, лес(?)ница, рю(?)зак, окрес(?)ность, фу(д,т)бол, хо(к,кк)ей, мес(?)ность, ю(б,п)ка.

4. Прочитайте. Спишите, выделяя и определяя орфограммы в словах.Те(н,нн)ис, во(?)зал, ма(т,ч)ч, ко(л,лл)екция, про(б,п)ка, сколь(з,с)кий, профе(с,сс)ия, по(?)черк, шо(с,сс)е,

Слайд 215. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте приставки и объясните их правописание.
Н..ступила

весна. Солнце с..гнало снег с полей. В п..ж..лтевшей прошлогодней тра..ке приглядывали свежие ярко-з.леныест..бельки. На деревьях раскрывались почки и выпускали м.лоденькие листочки.

5. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте приставки и объясните их правописание.Н..ступила весна. Солнце с..гнало снег с полей.

Слайд 226. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите корень в словах. Назовите самые

маленькие корни и корни-великаны.
Бывать, заб..вать,д..вать, н.. д..вать, смывать, вянуть, т..нуть, за., вить.
Б..р..здить, в.хелить, говорить, г. л..дать, д..р..вянный, ж.лезный, интересный, л..карство, бесконечный.

6. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите корень в словах. Назовите самые маленькие корни и корни-великаны.Бывать, заб..вать,д..вать, н..

Слайд 23 7. Спишите текст. Найдите слова с орфограммой «Буквы ы, и после ц» и

обозначьте ее графически. Разберите эти слова по составу.

Есть слова, где ц в начале,
Где - в средине, где - в конце. Цапля ход..т по б..лоту,
Ждут в гн..зде ее птенц...
Цирк откроется в су(б,бб)оту, вот приехали борц...
В цех явились на р..боту м.лодые кузнец...
В каждой строчке буква ц, 
Словно камушек в кольце.. . И в ц..плятах на крыльце, тоже есть две буквы ц.

7. Спишите текст. Найдите слова с орфограммой «Буквы ы, и после ц» и обозначьте ее графически. Разберите

Слайд 248. Выпишите слова в следующей последовательности: 1) основа слова равна корню;

2) в основу входят корень и суффикс; 3)в основу входят все значимые части слова.
Цв.ты и лист(?)я прин.ли кр..сноватый .ттенок. Вдру.. брызнули з.л.тые лучи, и с.лнце п..к..залось над горизонтом.

8. Выпишите слова в следующей последовательности: 1) основа слова равна корню; 2) в основу входят корень и

Слайд 25 9. Спишите текст. Укажите известные вам самостоятельные части речи. Предлоги заключите

в кружки, союзы - в прямоугольники. Вставьте и выделите пропущенные буквы.


С добрым утром!
Задр..мали звезды з..л..тые, Задр..жало зеркало затона, Брезж.лг свет на заводи речные И румян..т сетку небосклона.
Улыбнулись сонные б..резки, Растрепали шелковые косы. 111..л..стят зеленые сережки, И г..рят с.ребряные росы.


Слайд 26 10. Спишите, определяя границы предложений. Расставьте знаки препинания.
Дятел
Кто это барабанит в

лесу так громко что это за барабанщик такой вот он прилетел на сосну когтями в кору вцепился хвостом снизу подперся и застучал клювом как он только не устанет

10. Спишите, определяя границы предложений. Расставьте знаки препинания. ДятелКто это барабанит в лесу так громко что

Слайд 27Итоги урока

Итоги урока

Слайд 28Использованные ресурсы
Гудина Елена Георгиевна ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ
https://infourok.ru/kartochki-po-russkomu-yaziku-dlya-uchaschihsya-klassa-povtorenie-izuchennogo-v-klasse-634862.html

Использованные ресурсыГудина Елена Георгиевна ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕhttps://infourok.ru/kartochki-po-russkomu-yaziku-dlya-uchaschihsya-klassa-povtorenie-izuchennogo-v-klasse-634862.html

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть