Слайд 1РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ,
ЕГО СТИЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ
Слайд 2Научиться говорить – значит научиться строить высказывания
Слайд 3 В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи, и прежде
всего интонация.
Непринуждённая речь отличается резкими повышениями и понижениями тона, удлинением, «растягиванием» гласных, скандированием гласных, паузами, изменениями темпа речи.
Слайд 4Лексика характеризуется различными оттенками экспрессивной окраски
существительные: балагур, враньё, ерунда, задира, злюка,
картошка,
дурачина, чепуха, чушь, электричка и др.;
прилагательные: долговязый, дотошный, носатый, нынешний, кусачий, развесёлый и т. д.;
глаголы: вздремнуть, вопить, впихнуть, грохнуться, ехидничать,
жадничать, огорошить, прихворнуть, чудить и др.
наречия: вкривь, вприкуску, втихомолку, донельзя, чуточку и др.
Слайд 5Фразеологизмы
стилистически выразительны
содержат разнообразные экспрессивно-оценочные оттенки: иронический, пренебрежительный, шутливый
характеризуются структурным разнообразием:
ветер в голове, глядеть в оба, ждать не дождаться, заварить кашу, лезть из кожи вон, обвести вокруг пальца, яблоку негде упасть и др.
Слайд 6Словообразовательные особенности разговорного стиля связаны с его
экспрессивностью и оценочностью
В разряде существительных
используются следующие суффиксы, придающие словам разговорный характер:
ак/-як: добряк, здоровяк;
ан/-ян: старикан, грубиян;
ач: бородач, силач;
ежк(а): зубрежка, кормежка;
отн(я): беготня, пачкотня;
ыш: глупыш, крепыш;
-яг(а): доходяга, работяга
Слайд 7Словообразовательные особенности разговорного стиля связаны с его
экспрессивностью и оценочностью
Для прилагательных, имеющих
разговорный характер, можно выделить суффиксы:
аст-: глазастый, языкастый;
енн-: здоровенный, обалденный.
К разговорной лексике относятся глаголы на:
ничать: бродяжничать, жеманничать;
ивать: пошаливать, поговаривать.
Слайд 8Синтаксис
1. Широкое использование вопросительных и побудительных предложений:
Кого
они любят? Что им надо? (М. Горький).
За что ты его терзаешь? Ну, иди, старик! Марш! (М. Горький).
2. Использование неполных предложений в диалоге:
- А что, Денисов хороший? - спросила она. – Хороший.
Слайд 9Синтаксис
3. Часто допускаются лексические повторы:
Надо, чтоб парень был видный, из
себя красивый. Да, да, да. (Н. Островский).
4. В устной разговорной речи много своеобразных оборотов, не свойственных книжной речи:
Люди как люди. Что за человек! Нашел с кем дружить!
Слайд 10Этикет – правила вежливости
Придворный этикет – строго регламентируемый порядок и формы
обхождения, установленные при дворах монархов.
Дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приёмах, визитах, переговорах.
Воинский этикет- свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности.
Общегражданский этикет – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.
Слайд 11Ситуация 1
Нарядная, оживлённая женщина входит в автобус; увидев её, рядом поднимается
мальчик.
-Садитесь, пожалуйста!
-Ну, что ты…Спасибо…Не надо…
-Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым людям место уступаю.
В чём не прав мальчик?
Слайд 12Ситуация 2
Две девочки, проходя мимо мальчика, рассыпали яблоки из пакета. Наклонились,
собирают. Мальчик, внимательно наблюдая, говорит: "Вон там поднимите, пожалуйста, за стул закатилось".
В чём не прав мальчик?
Слайд 13воспитывайте в себе привычку постоянно помнить об окружающих:
не проталкивайся в
толпе, помогая себе локтями;
закрывай рот рукой, когда кашляешь или чихаешь;
не забывай говорить "волшебные слова";
помоги пожилому человеку или малышу;
если в компании что-нибудь разыгрывают или делят, старайся подойти последним;
помоги взрослым поддерживать чистоту окружающего нас мира: не сори на улице, в общественных местах;
помни: ты –человек, веди себя по-человечески!