марта
Классная работа
Бе..корыс…ная мысль, что внуки будут уважены за имя нами переда…ое не есть ли благороднейшая надежда человеческого сердца?
А.С.Пушкин
Слайд 2Знаки препинания
при обособленных определениях и приложениях
А.С.Пушкин
Слайд 3Мы повторяем правила употребления
большой и разнообразной группы
обособленных членов предложения:
обособленных определений и
приложений .
Согласны ли вы с данным тезисом?
Какие группы обособленных согласованных определений вы знаете?
Вспомните условия обособления определений и приложений.
Слайд 41.[ / /,л.м. ].
2.[… , /
/,.. ].
].
(Так как…), [ ].
(Хотя …), [ ].
Слайд 6И мрачнее черной ночи он потупил грозны
очи.
Его разговор свободный и
любезный скоро рассеял одичалую застенчивость.
Овеянные оттепелью хорошо пахнут вишневые
сады.
Орлы спутники войск поднялись над горой.
Постройте схемы предложений , объясните расстановку
знаков препинания.( Знаки не проставлены)
Слайд 7Познакомьтесь с описанием внешности А. Пушкина его современниками. На какие примечательные
черты в портретной характеристике поэта они указывают? Какое условие обособления объединяет эти примеры? Чем они отличаются?
« Это был живой мальчик, курчавый , быстроглазый». (И. Пущин )
«Саша Пушкин, угрюмый и молчаливый в многочисленном обществе, бывая у нас, смешил своею резвостью ». ( А. Каратыгина)
Слайд 8Выполни гимнастику для глаз по схеме:
Слайд 9Проза или поэзия?
И.Е. Репин «Пушкин на лицейском экзамене 8 января
1815 года».
Слайд 10Как жалки те поэты, которые начинают
писать прозою.
(А.Пушкин)
Перестройте сложное предложение в простое с
обособленным согласованным определением ,
выраженным причастным оборотом.
Слайд 11Прочитайте записанные на доске строки, принадлежащие А.С. Пушкину, вдумайтесь в их
смысл.
1. Что касается до слога, то чем он проще, тем будет лучше. Главное: истина, искренность.
2. Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности.
-О каких качествах письменной речи говорит поэт?
Слайд 12Прочитайте отрывок из письма, которое написано А. Пушкиным А.Х.Бекендорфу в Петербурге.
Расставьте недостающие знаки препинания, графически объясняя свой выбор.
«…С чувством глубочайшего благоговения принял я книгу всемилостивейше пожалованную мне его императорским величеством. Драгоценный знак царского ко мне благоволения возбудит во мне силы для совершения предпринимаемого мною труда, и который будет ознаменован если не талантом, то по крайне мере усердием и добросовестностию. Одобренный благосклонностью Вашего высокопревосходительства осмеливаюсь я вновь беспокоить Вас покорнейшею просьбою: о дозволении мне рассмотреть находящуюся в Эрмитаже библиотеку Вольтера пользовавшегося разными редкими книгами и рукописями доставленными ему Шуваловым для составления его "Истории Петра Великого".
Слайд 13Определите, какими же качествами должна обладать письменная речь.
"Оскорбление русскому языку принимал он за оскорбление, ему нанесённое " (П.А.Вяземский).
Пушкин не признавал в языке манерности, излишней красивости, пустой изысканности. Поэт никогда не теоретизировал о языке, но на полях рукописей, в литературных рецензиях, в своих дневниках он оставил удивительно меткие замечания о судьбе отечественного языка, его истории, о богатстве стилистических возможностей, выразительных средствах, о грамматике "звучного и выразительного" языка.
Слайд 14Расставьте знаки препинания. Найдите определения, соответствующие перечисленным условиям, указав номера предложений:
А
– выраженное причастным оборотом;
Б – выраженное однородными причастными оборотами с сочинительным союзом;
В – необособленное определение, выраженное причастным оборотом;
Г – выраженное прилагательным с зависимым словом;
Д – выраженное нераспространёнными однородными прилагательными с союзами;
Е – определяемое слово выраженно личным местоимением;
1)Его глаза , удивительные своей задушевностью, поразили всех гостей.(И.А.Гончаров)
2)Пушкин был необыкновенно живой в своих приемах, часто смеющийся в избытке веселости и неожиданно переходящий к думе. (В.И.Горчаков)
3)Пушкин был шатен с сильно вьющимися волосами . (В. А. Нащокина )
4)Не умевший скрывать своих чувств он выражал их всегда искренно.(А.П.Керн)
5) Пушкин был живой мальчик, курчавый и быстроглазый . (И.И.Пущин . 1811 г.)
6)Мрачность его (Пушкина) сменил соединенный с непрерывною речью звонкий смех. (В.И.Горчаков)
Слайд 15КЛЮЧИ:
А – выраженное причастным оборотом;
Б – выраженное однородными причастными оборотами с
сочинительным союзом;
В – необособленное определение, выраженное причастным оборотом;
Г – выраженное прилагательным с зависимым словом;
Д – выраженное нераспространёнными однородными прилагательными с союзами;
Е – определяемое слово выраженно личным местоимением;
1)Его глаза , удивительные своей задушевностью, поразили всех гостей.(И.А.Гончаров)
2)Пушкин был необыкновенно живой в своих приемах, часто смеющийся в избытке веселости и неожиданно переходящий к думе. (В.И.Горчаков)
3)Пушкин был шатен с сильно вьющимися волосами . (В. А. Нащокина )
4)Не умевший скрывать своих чувств он выражал их всегда искренно.(А.П.Керн)
5) Пушкин был живой мальчик, курчавый и быстроглазый . (И.И.Пущин . 1811 г.)
6)Мрачность его (Пушкина) сменил соединенный с непрерывною речью звонкий смех. (В.И.Горчаков)
Слайд 16Устно сформулировать ответы на вопросы:
-В какой речи употребляются предложения с обособленными
оборотами?
-Что на уроке вызвало трудности?
Слайд 17Д-З
А) Составить сочинение-миниатюру в форме письма о бережном отношении к родному
языку или о культуре речи. В сконструированный текст включить обособленные обороты.
Б) Построить рассуждение, используя синтаксические примеры, о смысле высказывания Пушкина: « Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи». В рассуждение включить обособленные обороты.