Презентация, доклад по русскому языку на тему Определение (5 класс)

Содержание

Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Много предстоит узнать. Постарайтесь все понять

Слайд 1Подготовила учитель
русского языка и литературы
МОУ «ВСОШ»
Степанова О. А.


Презентация по

русскому языку к уроку в 5 классе
Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «ВСОШ»Степанова О. А.Презентация по русскому языку  к уроку в

Слайд 2Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Много предстоит узнать. Постарайтесь все понять

Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок.  Много предстоит узнать. Постарайтесь все понять

Слайд 3Гадание по ромашке (проверка теории)

Гадание по ромашке (проверка теории)

Слайд 4Как сказал немецкий поэт Гете, «суха теория, мой друг, а древо

жизни пышно зеленеет», и сейчас мы от теории опять перейдем к практическому занятию. А задание будет таким: произвести полный синтаксический разбор предложений:
Наша д…рога выв…ла нас на ш…рок… п…ляну.
Планы и мечты бабушки пр…стирались д…леко.
Как сказал немецкий поэт Гете, «суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет», и сейчас мы

Слайд 5– Подумайте, от какого слова произошло слово определение? – Как вы понимаете

значение слова определять? – Можно ли сказать, определять – значит характеризовать предмет по цвету, форме, массе и т. д? – Определение отвечает на вопросы:…….
– Подумайте, от какого слова произошло слово определение? – Как вы понимаете значение слова определять? – Можно

Слайд 6Прочитайте текст. Наступила (какая?) осень. В лесу (какие?) деревья давно облетели.

Только (какие?) березки сохранили (какие?) листочки. Изредка (какие?) лучи (какого?) солнца озаряют (какой?) лес. – Можно ли эти предложения назвать текстом? – Красивый текст? Почему? – Ваша задача – подобрать к существительным определения.
Прочитайте текст.  Наступила (какая?) осень. В лесу (какие?) деревья давно облетели. Только (какие?) березки сохранили (какие?)

Слайд 7– Как вы думаете, кто в своей речи больше всего использует

определений? – Выпишите словосочетания с определениями из стихотворения С. Есенина. Какую роль играют определения в тексте? Как называются такие определения в литературе?
– Как вы думаете, кто в своей речи больше всего использует определений? – Выпишите словосочетания с определениями

Слайд 8В этот лес завороженный,
По пушинкам серебра,
Я с винтовкой заряженной
На охоту шел

вчера.
По дорожке чистой, гладкой
Я прошел, не наследил...
Кто ж катался здесь украдкой?
Кто здесь падал и ходил?
Подойду, взгляну поближе:
Хрупкий снег изломан весь.
Здесь вот когти, дальше – лыжи...
Кто-то странный бегал здесь.
Кабы твердо знал я тайну
Заколдованным речам,
Я узнал бы хоть случайно,
Кто здесь бродит по ночам.
Из-за елки бы высокой
Посмотрел я на кругу:
Кто глубокий след далекий
Оставляет на снегу?

В этот лес завороженный,По пушинкам серебра,Я с винтовкой заряженнойНа охоту шел вчера.По дорожке чистой, гладкойЯ прошел, не

Слайд 9По пушинкам серебра
– Вы обратили внимание, что одно из определений выражено

существительным?

Такие определения называются несогласованными.

– Я предлагаю вам рассмотреть фотографии и подобрать к существительным определения – эпитеты.

По пушинкам серебра– Вы обратили внимание, что одно из определений выражено существительным?  Такие определения называются несогласованными.–

Слайд 11– Что лучше: одно существительное или словосочетание, в состав которого входит

определение?

– Какую роль выполняют определения в речи?

– Что лучше: одно существительное или словосочетание, в состав которого входит определение?– Какую роль выполняют определения в

Слайд 12Безмолвие леса - лесное безмолвие, листья березы - …, горные вершины

- …, дубовые заросли - …. осеннее золото - …

– Замените согласованные определения несогласованными, и наоборот, несогласованные – согласованными.

Безмолвие леса - лесное безмолвие, листья березы - …,  горные вершины - …, дубовые заросли -

Слайд 13Игра «Снежки».
Учитель бросает «снежок» (скомканный лист белой бумаги) ученикам, называет

существительное, ученики подбирают к нему определение.
Игра «Снежки». Учитель бросает «снежок» (скомканный лист белой бумаги) ученикам, называет существительное, ученики подбирают к нему определение.

Слайд 14 Сегодня главный наш инструмент на уроке – слово. Художник,

рисуя, смешивает краски, создает своеобразную палитру. Мы тоже художники, художники слова, и сейчас мы будем создавать свою палитру, которую используем потом при создании нашего шедевра – сочинения.

Наше творчество

Сегодня главный наш инструмент на уроке – слово. Художник, рисуя, смешивает краски, создает своеобразную палитру.

Слайд 15Запишите ассоциации, вызванные этим словом.
Подберите к нему эпитеты.
– Что вам

приходит в голову, когда вы слышите слово утро?

Сонное, благоухающее, ласкающее, доброе, жизнерадостное, хмурое, светящееся, хорошо начинающееся, светлое и т.д.

– Мы сказали, что утро бывает разным. А какое утро было у речки в сказке Н. Абрамцевой «Тише, пожалуйста, тише!»?

Запишите ассоциации, вызванные этим словом. Подберите к нему эпитеты.– Что вам приходит в голову, когда вы слышите

Слайд 16ТИШЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ТИШЕ!
Где-то в лесу жила-была речка. Чистая-чистая, прозрачная-прозрачная. Весь свой

лес поила прохладной водой. Каждому позволяла смотреться в себя, как в зеркало. Ни с кем не ссорилась, со всеми болтала. Веселая, добрая речка.
Так было долго. Но однажды утром проснулась она в плохом настроении. То ли сон грустный увидела, то ли еще что случилось. Вздохнула речка печально, потянулась и зацепилась волной за корягу, поцарапалась. Совсем расстроилась речка, чуть помутнела ее вода.
ТИШЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ТИШЕ!Где-то в лесу жила-была речка. Чистая-чистая, прозрачная-прозрачная. Весь свой лес поила прохладной водой. Каждому позволяла

Слайд 17Заметило это солнце. Решило развеселить речку. Пощекотало ее своим длинным лучиком,

да как-то неудачно: сломался луч, уколол и без того поцарапанную волну. Вскрикнула речка испуганно. «Что за глупые шутки?» – подумала она обиженно. А тут еще неприятность: кто-то больно толкнул речку копытцем. Оказывается, совсем маленький лосенок, покачиваясь на своих тоненьких ножках, пришел попить. Запутался в речной траве и упал в воду, еле выбрался. Эта мелочь окончательно вывела речку из себя.
Заметило это солнце. Решило развеселить речку. Пощекотало ее своим длинным лучиком, да как-то неудачно: сломался луч, уколол

Слайд 18Да, расстроенная, испуганная, обиженная речка рассердилась, разозлилась, фыркнула и... вышла из

себя. Из берегов своих... Сначала осторожно, на прибрежную траву. Дальше – до первых кустов. Потом закружилась вокруг стволов деревьев. Во все стороны, дальше, дальше, дальше растекается речка... И понимает, что не то делает, а вернуться не может. И коряга не хотела царапаться, и солнечный луч нечаянно уколол, и лосенок, конечно же, не нарочно упал в воду. Все понимает речка, а теперь – бесформенная мелкая огромная лужа. Все понимает, а вернуться не может... Сорвалась... Вышла из себя. И вперед бежать не может, сил больше нет... Качается почти стоячая вода меж кустов и деревьев. Гниют ветки, листья, трава в стоячей воде. Никто не пьет из бывшей речки, никто в нее не смотрится. Мутной, грязной, вязкой трясиной стала чистая, светлая речная вода.
Да, расстроенная, испуганная, обиженная речка рассердилась, разозлилась, фыркнула и... вышла из себя. Из берегов своих... Сначала осторожно,

Слайд 19Болото... Неверные кочки... Ползучие стебли... Страшные черные оконца... Болото...
А была

речка. Была... Добрая, веселая лесная речка. Только вот из себя вышла... Выйти каждый может. Всегда может. Выйти легко... Очень… Слишком даже...
...Не надо кричать... И дверью хлопать не стоит... Спокойно... Зачем бить посуду?! Тише, пожалуйста... Тише...
Болото... Неверные кочки... Ползучие стебли... Страшные черные оконца... Болото... А была речка. Была... Добрая, веселая лесная речка.

Слайд 20– Понравилась сказка? – О чем напоминает автор? От чего предостерегает? – Давайте

посмотрим, как писательница обыгрывает слова, словосочетания, создавая свое произведение. – Другими словами, какие художественно-изобразительные средства использует Абрамцева, создавая образ речки, описывая все происходящее? – Мы с вами увидели, как можно, пользуясь словом, нарисовать «картинку», создать произведение. – Посмотрите на свою палитру: богатая она получилась, красочная? Перечитайте свои записи и выберите слово или словосочетание, которое станет темой вашего домашнего сочинения
– Понравилась сказка? – О чем напоминает автор? От чего предостерегает? – Давайте посмотрим, как писательница обыгрывает

Слайд 21– Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас появлялись

в процессе работы? Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? – Дайте оценку нашей работе.
– Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть