Слайд 1Язык и человек.
Язык и речь.
Урок русского языка
5 класс
Слайд 2Цели урока:
Познакомить со значениями слов “речь”, “язык”, “слово”,
Развивать умение отличать значения
данных слов в контексте.
Формировать навык работы со словарями.
Воспитывать любовь к родному языку.
Слайд 3Что такое язык?
«Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь
между собой, передают друг другу свои мысли… Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом.»
Лев Успенский “Слово о словах.”
Слайд 4Словарная работа
Речь:
1. Способность говорить, говорение. Владеть речью. Дар речи.
2. Разновидности или
стили языка. Устная и письменная речь.
3. Звучащий язык. Русская речь музыкальна.
4. Разговор. Беседа. Умные речи приятно слушать.
5. Публичное выступление. Выступать с речью.
Слайд 5Словарная работа
Слово – единица речи, речь.
Слайд 6Словарная работа
Язык:
Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющихся орудием
общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский язык. Славянские языки.
Совокупность средств выражения в словесном творчестве (стиль). Язык Пушкина. Язык писателей.
Речь, способность говорить. Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений.
Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Язык пчел. Язык животных. Язык дорожных знаков.
Переносное. То, что выражает, объясняет собой что-нибудь (о предметах и явлениях). Язык фактов. Язык танца.
Переносное. Пленный, захваченный для получения нужных сведений. (разговорное). Взять, привести языка.
Слайд 7Определите значение слова «речь»:
1) Отовсюду были слышны поздравительные речи.
2) Об этом
не может быть и речи.
3) У этого мальчика затруднительная речь.
4) Звучит многоязычная речь.
5) В обыденной жизни мы пользуемся разговорной речью.
6) О чем речь?
– А в каком из этих пяти значений слово “речь” употреблено в теме нашего урока?
Слайд 8Определите значение слова «речь»:
1) Отовсюду были слышны поздравительные речи. (5.)
2) Об этом
не может быть и речи. (4.)
3) У этого мальчика затруднительная речь. (1.)
4) Звучит многоязычная речь. (3.)
5) В обыденной жизни мы пользуемся разговорной речью. (2.)
6) О чем речь? (5.)
– А в каком из этих пяти значений слово “речь” употреблено в теме нашего урока? (1.)
Слайд 9Вывод
Русский язык (русскую речь) мы изучаем для того, чтобы точно,
ярко, образно выражать свои мысли устно и письменно. Нам надо научиться рассказывать и писать так, чтобы слушающим и читающим было не только понятно, но и интересно.
Слайд 10Лев Успенский
“Слово о словах”
В каких значениях слово “слово” употребляется в первом
и во втором случае?
Слайд 11Лев Успенский
“Слово о словах”
В каких значениях слово “слово” употребляется в первом
и во втором случае?
«Речь о языке»
Слайд 12Предание
Язык
Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа.
Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее.
Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: “Ты велел купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка”.
Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.
Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому.
Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: “Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может развязать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!
Слайд 13Словарная работа
Предание;
Древняя Греция;
Баснописец Эзоп;
Философ Ксанф.
Слайд 14Вопросы и задания
Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, Что лучше
языка ничего на свете нет, в другом – утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на свете? Как понять это противоречие?
– Спишите из текста те предложения, в которых говорится о языке как о речи.
Слайд 15
“Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединить
людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей?”
Л.Н. Толстой
Что общего в рассказе о баснописце Эзопе и в высказывании Л.Н.Толстого?
К чему призывает Л.Н.Толстой?
Слайд 16
– Ты таким языком со мной не смей говорить!
–
А у меня один язык (высовывает язык, показывает), и я со всеми им говорю.
(Из рассказа М.Горького.)
В каких значениях употреблено слово “язык”?
Слайд 17Домашнее задание
Подобрать пословицы и поговорки со словами
“речь”, “язык”
и “слово”.