Презентация, доклад по русскому языку на тему Язык и человек. Язык и речь (5 класс)

Содержание

Цели урока:Познакомить со значениями слов “речь”, “язык”, “слово”,Развивать умение отличать значения данных слов в контексте.Формировать навык работы со словарями.Воспитывать любовь к родному языку.

Слайд 1Язык и человек. Язык и речь.
Урок русского языка
5 класс

Язык и человек. Язык и речь. Урок русского языка5 класс

Слайд 2Цели урока:
Познакомить со значениями слов “речь”, “язык”, “слово”,
Развивать умение отличать значения

данных слов в контексте.
Формировать навык работы со словарями.
Воспитывать любовь к родному языку.

Цели урока:Познакомить со значениями слов “речь”, “язык”, “слово”,Развивать умение отличать значения данных слов в контексте.Формировать навык работы

Слайд 3Что такое язык?
«Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь

между собой, передают друг другу свои мысли… Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом.»
Лев Успенский “Слово о словах.”
Что такое язык? «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои

Слайд 4Словарная работа Речь:
1. Способность говорить, говорение. Владеть речью. Дар речи.
2. Разновидности или

стили языка. Устная и письменная речь.
3. Звучащий язык. Русская речь музыкальна.
4. Разговор. Беседа. Умные речи приятно слушать.
5. Публичное выступление. Выступать с речью.

Словарная работа Речь: 1. Способность говорить, говорение. Владеть речью. Дар речи.2. Разновидности или стили языка. Устная и письменная речь.3.

Слайд 5Словарная работа
Слово – единица речи, речь.

Словарная работаСлово – единица речи, речь.

Слайд 6Словарная работа Язык:
Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющихся орудием

общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский язык. Славянские языки.
Совокупность средств выражения в словесном творчестве (стиль). Язык Пушкина. Язык писателей.
Речь, способность говорить. Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений.
Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Язык пчел. Язык животных. Язык дорожных знаков.
Переносное. То, что выражает, объясняет собой что-нибудь (о предметах и явлениях). Язык фактов. Язык танца.
Переносное. Пленный, захваченный для получения нужных сведений. (разговорное). Взять, привести языка.

Словарная работа Язык:Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющихся орудием общения, обмена мыслями и взаимного

Слайд 7Определите значение слова «речь»:
1) Отовсюду были слышны поздравительные речи. 
2) Об этом

не может быть и речи. 
3) У этого мальчика затруднительная речь.  
4) Звучит многоязычная речь.  
5) В обыденной жизни мы пользуемся разговорной речью.  
6) О чем речь? 

– А в каком из этих пяти значений слово “речь” употреблено в теме нашего урока? 

Определите значение слова «речь»:1) Отовсюду были слышны поздравительные речи. 2) Об этом не может быть и речи. 3) У

Слайд 8Определите значение слова «речь»:
1) Отовсюду были слышны поздравительные речи. (5.)
2) Об этом

не может быть и речи. (4.) 
3) У этого мальчика затруднительная речь. (1.) 
4) Звучит многоязычная речь. (3.) 
5) В обыденной жизни мы пользуемся разговорной речью. (2.) 
6) О чем речь? (5.)

– А в каком из этих пяти значений слово “речь” употреблено в теме нашего урока? (1.)

Определите значение слова «речь»:1) Отовсюду были слышны поздравительные речи. (5.)2) Об этом не может быть и речи. (4.) 3) У

Слайд 9Вывод
Русский язык (русскую речь) мы изучаем для того, чтобы точно,

ярко, образно выражать свои мысли устно и письменно. Нам надо научиться рассказывать и писать так, чтобы слушающим и читающим было не только понятно, но и интересно.

Вывод Русский язык (русскую речь) мы изучаем для того, чтобы точно, ярко, образно выражать свои мысли устно

Слайд 10Лев Успенский “Слово о словах”
В каких значениях слово “слово” употребляется в первом

и во втором случае?
Лев Успенский “Слово о словах”В каких значениях слово “слово” употребляется в первом и во втором случае?

Слайд 11Лев Успенский “Слово о словах”
В каких значениях слово “слово” употребляется в первом

и во втором случае?

«Речь о языке»

Лев Успенский “Слово о словах”В каких значениях слово “слово” употребляется в первом и во втором случае?

Слайд 12Предание
Язык
Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа.


Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее.
Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: “Ты велел купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка”.
Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.
Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому.
Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: “Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может развязать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!
Предание Язык Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и

Слайд 13Словарная работа
Предание;
Древняя Греция;
Баснописец Эзоп;
Философ Ксанф.

Словарная работаПредание;Древняя Греция;Баснописец Эзоп;Философ Ксанф.

Слайд 14Вопросы и задания
Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, Что лучше

языка ничего на свете нет, в другом – утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на свете? Как понять это противоречие? – Спишите из текста те предложения, в которых говорится о языке как о речи.
Вопросы и заданияПочему баснописец Эзоп в одном случае говорит, Что лучше языка ничего на свете нет, в

Слайд 15
“Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединить

людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей?”
Л.Н. Толстой
Что общего в рассказе о баснописце Эзопе и в высказывании Л.Н.Толстого?
К чему призывает Л.Н.Толстой?


“Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их,

Слайд 16
– Ты таким языком со мной не смей говорить!

А у меня один язык (высовывает язык, показывает), и я со всеми им говорю.
(Из рассказа М.Горького.)
В каких значениях употреблено слово “язык”?
–  Ты таким языком со мной не смей говорить!–   А у меня один язык

Слайд 17Домашнее задание
Подобрать пословицы и поговорки со словами
“речь”, “язык”

и “слово”.

Домашнее заданиеПодобрать пословицы и поговорки со словами  “речь”, “язык” и “слово”.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть