Презентация, доклад по русскому языку на тему Назывные предложения

Содержание

Цель урока :дать понятие назывного предложения;формировать умение нахождения назывных предложений в художественной литературе;показать их значение и сферу употребления;развивать речевую культуру учащихся.

Слайд 1Односоставные предложения с главным членом – подлежащим. Назывные предложения

Учитель-предметник: Утепбергенова А.А.

Односоставные предложения с главным членом – подлежащим. Назывные предложенияУчитель-предметник: Утепбергенова А.А.

Слайд 2Цель урока :
дать понятие назывного предложения;
формировать умение нахождения назывных предложений в

художественной литературе;
показать их значение и сферу употребления;
развивать речевую культуру учащихся.


Цель урока :дать понятие назывного предложения;формировать умение нахождения назывных предложений в художественной литературе;показать их значение и сферу

Слайд 3Блиц-опрос:
Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?
На какие группы делятся односоставные предложения

по форме главного члена?
Назовите основные группы односоставных предложений с главным членом сказуемым.
Какие предложения называются определенно-личными?
Какие предложения называются неопределенно-личными?
Какие предложения называются безличными?


Блиц-опрос:Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?На какие группы делятся односоставные предложения по форме главного члена?Назовите основные группы

Слайд 4По наличию главных членов предложения делятся на :
двусоставные
односоставные
подлежащее и сказуемое
подлежащее или

сказуемое
По наличию главных членов предложения делятся на :двусоставныеодносоставныеподлежащее и сказуемоеподлежащее или сказуемое

Слайд 5Односоставные предложения с главным членом
сказуемым
подлежащим
определенно-личные
неопределенно-личные
безличные

Односоставные предложения с главным членомсказуемымподлежащимопределенно-личныенеопределенно-личныебезличные

Слайд 6Назовите грамматическую основу предложений, дайте им характеристику,
1)

Люблю тебя, Петра творенье!_________
2) Дерево смотри в плодах, а человека – в делах. ____________
3) А песня летит над аулом…_____________
4) Не только здесь прислушиваются к ней. __________
5) Быть грозе. ______________
6) Без труда не выловишь и рыбки из пруда. _________
7) Не пером пишут, а умом. ________________

1) опред.-личное, 2) обобщ.-личное,
3) простое предл., 4) неопред.-личное,
5) безличное, 6) опред.-личное,
7) обобщ.-личное
Назовите грамматическую основу предложений,  дайте им характеристику,    1) Люблю тебя, Петра творенье!_________

Слайд 7Односоставные предложения с главным членом
сказуемым
подлежащим
определенно-личные
неопределенно-личные
безличные
назывные

Односоставные предложения с главным членомсказуемымподлежащимопределенно-личныенеопределенно-личныебезличныеназывные

Слайд 8Чтобы отграничить назывные предложения от двусоставных неполных, нужно знать грамматические признаки

назывных предложений:

а) Назывные предложения имеют один главный член – подлежащее, которое может быть выражено:
именем сущ. в И.п. (Лес. Поляна.);
количественно-именным словосочетанием (Двадцать минут одиннадцатого.);
личным местоимением (Вот и она.)
числительным (-Двадцать три!- продолжает Гриша).
В схему указанных назывных предложений входят также частицы вот и вон, тогда такие предложения приобретают указательное значение.(Вон колодец. Вот и дорога.)

б) Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными.
(Осень. Море, ночь, луна, безлюдные острова и полное одиночество души.)
Специфика назывных предложений в этом плане заключается в том, что главный член их может распространяться только определениями, согласованными и несогласованными.

Чтобы отграничить назывные предложения от двусоставных неполных, нужно знать грамматические признаки назывных предложений:а) Назывные предложения имеют один

Слайд 9Сфера употребления назывных предложений:
Назывные предложения употребляются преимущественно в художественной речи
(поэзии,

прозе).

Сфера употребления  назывных предложений:Назывные предложения употребляются преимущественно в художественной речи (поэзии, прозе).

Слайд 10Назывные предложения часто использовал в своих рассказах А.П.Чехов. Земская больница. Утро.

(Рассказ «Хирургия») Вечерние сумерки. Крупный, мокрый снег. (Рассказ «Тоска»)

А.А.Ахматова в своих стихах часто использовала назывные предложения: Двадцать первое.
Ночь.
Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.

Назывные предложения часто использовал в своих  рассказах А.П.Чехов.  Земская больница. Утро. (Рассказ «Хирургия») Вечерние сумерки.

Слайд 11 Шёпот, робкое дыханье,
Трели

соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучах пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
А. А. Фет

Шёпот, робкое дыханье,		     Трели соловья,	   Серебро и колыханье

Слайд 12Глушь да топь, коряги да пеньки.
Старая берёзовая роща,
Редкий лес на берегу

реки.
( Д. Кедрин)

Глушь да топь, коряги да пеньки.
Старая берёзовая роща,
Редкий лес на берегу реки.
( Д. Кедрин)

Глушь да топь, коряги да пеньки.Старая берёзовая роща,Редкий лес на берегу реки.

Слайд 13Упражнение №224

Упражнение №224

Слайд 14Блиц-опрос:

Назывные – односоставные предложения?


2. Назывные – двусоставные предложения?

3. Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее?

4. Может ли назывное предложение быть нераспространённым?

5. Может ли назывное предложение быть распространённым?
Блиц-опрос: Назывные – односоставные предложения?

Слайд 15Объявили тревогу и через несколько минут отряд двинулся дальше.

(Сложное, 1- н-л)
В кузнице молот стучит мельницу выстроят скоро.
(Сложное, 2- н-л)
Тайга. Река. Откосы гор.
( Простые предложения, односост.,назывн.)
На луну стало постепенно наползать облако но света ещё хватало.
(Сложное, 2- безличное пред)

Назовите грамматическую основу предложений, дайте им характеристику, расставьте знаки препинания.

Объявили тревогу и через несколько минут отряд двинулся дальше.

Слайд 16Тест
1. Какое из предложений является односоставным?

a) Всё это было чрезвычайно ново в той губернии.
b) Сырая земля упруга под ногами.
c) В прочем, нам и в голову не приходило подозревать в Сильвио
что-нибудь похожее на робость.
d) Недостаток смелости менее всего извиняется молодыми людьми.

2. Какое из предложений не является односоставным?
a) Делать было нечего.
b) Вдруг мелькнула ей мысль.
c) Мне всё же нельзя будет с ним познакомиться…
d) Не до смеху было чопорной англичанке.

3. Укажите номер определённо-личного предложения.
a) Я бы сделал уроки пораньше.
b) Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
c) После драки кулаками не машут.
d) Мне холодно.


Тест1. Какое из предложений является односоставным?	       a) Всё это было чрезвычайно

Слайд 174. Укажите номер неопределённо-личного предложения.
a) Нужны песок, лопата.
b) Смелому всюду почёт.
c)

Любишь кататься – люби и саночки возить.
d) И на обломках самовластья напишут наши имена!

5. Укажите номер назывного предложения. a) Не уходи, побудь со мною! b) Недвижный камыш. c) и сердцу так грустно. d) Вечер свеж.


4. Укажите номер неопределённо-личного предложения.	a) Нужны песок, лопата.	b) Смелому всюду почёт.	c) Любишь кататься – люби и саночки

Слайд 18ОТВЕТЫ
Задание Ответ
1 - c
2 - b
3 -

b
4 - d
5 - b
ОТВЕТЫЗадание	Ответ1  -  c2  -  b3  -  b4  -  d5

Слайд 21 Дифференцированное домашнее задание.
1) Для творческих ребят: составить сказку о назывных предложениях.

2)

Всем остальным: упр.229
Дифференцированное домашнее задание. 1) Для творческих ребят: составить сказку о назывных предложениях.2) Всем остальным: упр.229

Слайд 22СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!

СПАСИБОЗАВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть