Слайд 1Урок русского языка в 8 классе по теме
«Обособление обстоятельств, выраженных
одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами»
Слайд 2Цель урока
умение обособлять обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными
деепричастиями;
умение отличать деепричастия от наречий, образовавшихся морфолого-синтаксическим способом.
Для того чтобы любить
русский язык, нужно его
хорошо знать.
К. Паустовский
Слайд 4План ответа
На какой вопрос отвечает?
Каково общее грамматическое значение?
Морфемный показатель.
Морфологические признаки:
а)глагола,
б)наречия.
Слайд 5Соедините правила обособления и примеры.
Какие примеры вы не использовали?
Слайд 6Проверь себя
1 Б, 2 Г, 3 А
Не использовали В, Д
Слайд 7Анализ предложения
Читать лёжа вредно.
К какой части речи относится слово лёжа?
Это наречие,
образованное морфолого-синтаксическим способом – переход из одной части речи в другую (адвербиализация)
Слайд 8Не обособляются обстоятельства, выраженные адвербиализированными наречиями
лёжа
молча
сидя
стоя
нехотя
шутя
не глядя
Слайд 9Анализ предложения
Они слушали его рассказ затаив дыхание.
Что такое затаив дыхание?
Это фразеологизм.
Слайд 10Не обособляются обстоятельства, выраженные фразеологизмами
Засучив рукава
Не покладая рук
Спустя рукава
Слайд 12Потренируемся
Один из глаголов замените деепричастием
Собака рычала и кидалась на зверя.
Добавьте
зависимое слово
Он оглянувшись увидел незнакомого человека.
Слайд 13Конструирование предложений
Составьте 2-3 предложения с деепричастиями и наречиями.
Петя, читать лёжа вредно.
Петя
читал, лёжа на диване.
Используйте слова: молча, сидя, стоя, нехотя, шутя, не глядя
Слайд 14
сломя голову
очертя голову
не солоно хлебавши
скрепя сердце
не мудрствуя лукаво
не переводя
дыхание
положив руку на сердце
понурив голову
положа зубы на полку
Вспомните фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия. С 2-3 составьте предложения
Слайд 15История фразеологизма
не солоно хлебавши
То есть не получив удовлетворения, ничего не
добившись. Выражение это создалось еще в те времена, когда соль была дорогим и трудно добываемым продуктом: «хлебать с солью» считалось примерно таким же признаком состоятельности, благополучия, как «сладко есть». Случалось, что в богатом доме почетные гости «хлебали солоно», а бедным доставалась несоленая пища.
Слайд 16Исправление ошибок в употреблении деепричастных оборотов
Подъезжая к сией станции и глядя
на природу в окно, у меня слетела шляпа.
Когда он у вас в гостях сидит, так вы в его впившись глазами, словно в ангела какого-нибудь.
Добрые люди уже чаю напившись, а вы всё никак глаз не продерёте.
Церковь была заперши, колокольню всю как есть полымем обхватило.
Слайд 17Работа с текстом
1)Чехов чувствовал горячую склонность ко всякому творческому
вмешательству в жизнь. 2)Натура жизнеутверждающая, динамическая, неистощимо активная, он стремился не только описывать жизнь, но и переделывать её. 3) То хлопочет об устройстве в Москве первого Народного дома с библиотекой, аудиторией, театром. 4)То добивается, чтобы в Москве была выстроена клиника кожных болезней. 5)То хлопочет об устройстве в Крыму первой биологической станции. 6)То собирает книги для всех сахалинских школ.
Слайд 18 7)Затеяв устроить в родном Таганроге общественную библиотеку, он
пожертвовал туда больше двух тысяч томов своих собственных книг с автографами. 8)Подарил галерею портретов замечательных деятелей науки и искусства.
9)Недалеко от Москвы он строит три школы для крестьянских детей. 10)Поселившись в Крыму, строит четвёртую школу.
11)Всякое строительство, увлекающее Чехова, по его представлению, увеличивает сумму человеческого счастья.
(По К. Чуковскому)
Слайд 19
Грамматические задания к тексту
Найти и выписать предложения с обособленными обстоятельствами.
Найти
предложения с другими обособленными членами предложения (приложение, определение)
Слайд 20Проверочная работа
1. Он молча повесил шинель на гвоздь.
2. Лётчик стиснув зубы
рванул щит и потерял сознание.
3. Лена нарочно дожидалась стоя на мостике.
4. Она стояла отвернувшись к окну и всхлипывала.
5. Он отвечал не мудрствуя лукаво.
6. Оркестр отдалившись заиграл марш.
7. Спал сторож сидя.
8. Смеясь и шутя девочки побежали к школе.