Слайд 1Интегрированный
урок
русский язык
и
изобразительное
искусство
Выполнила:
Усцелемова Анна Сергеевна
учитель начальных классов
г.
Сергиев Посад. 2017г.
Слайд 2Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Так, как душа у
народа, красива,
Так, как и люди, служишь отчизне!
В. Боков
Слайд 3«Добрым людям на загляденье»
(описание предмета)
Слайд 4Цели урока:
- Учиться художественному видению окружающего мира;
- подготовиться
к сочинению-описанию.
2. Развивать коммуникативную компетенцию.
3. Воспитывать чувство красоты слова, интерес к народным промыслам и традициям.
Слайд 5Словарная работа
Народный промысел – мелкое ремесленное
производство, обычно
подсобное хозяйство
при основном
сельскохозяйственном.
Хохлома –
изделия, которые делают мастера;
народный промысел;
большое старинное торговое село, где продают хохлому (изделия)
Слайд 6ИСТОРИЯ
Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу
Волги, в деревнях Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.
Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».
Слайд 7В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов,
где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в Сёмино, в других деревнях — филиалы).
Слайд 8Работа с текстом
Издавн… делали и ра…писывали посуду в лесных
заволжских деревеньках Новопокровское, Кулигино, Семино, Хрящи. Но з…вут её (не)кулигинской, (не)семинской, а хохломской. И вот почему. Катят гружё(н, нн)ые подводы, везут деревя(н, нн)ые изделия в торговое село Хохлома семинские и кулигинские м…стера. Кричат зазывалы на ярмарке:
Кому посуда для кашки-окрошки? Чудо-блюдо да чашки-ложки?
Откуда посуда?
К вам пр…ехала сама золотая Хохлома!
Вот и по сей день ра…писную посуду хохломской з…вут.
Слайд 9Словарная работа
Братина – посуда-горшок с росписью большого алого цветка. В ней
подавались щи или каша на всю семью.
Ставец – индивидуальная посуда. Состоит из двух равновеликих чаш, одна из которых накрывает другую. Распространены были в монастыре. Оттуда и пословица: «Всяк старец имей свой ставец».
Баклуша - кусок дерева, который разделяли на несколько кусков по количеству заготовок для ложек. Отсюда: «Бить баклуши», т. е. выполнять легкую работу.
Слайд 10Технология хохломской росписи делится на 3 этапа:
1) На изготовку «бельё» (неокрашенные
изделия)
2) На роспись «белья»
3) Высушка
Слайд 12Словарная работа
Орнамент – живописное, графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических,
растительных или животных элементов.
Растительный орнамент – орнамент с изображением растений или их элементов.
Ритмический узор – рисунок, подчиненный равномерному чередованию каких-нибудь элементов.
Кудрины – золотые завитки на конце травки.
Слайд 13- Что описывает искусствовед Жегалов?
Взаимопроверка
Травка – орнамент из волнистых тонких стебельков, напоминающих колеблемые ветром травы, объединенный в ритмический узор. Травки то растут мелкими кустиками, то, соединяясь, образуют древко – дерево жизни, древнейший элемент народного орнамента.
Слайд 15Опорная лексика
Травка: колышется, стелется, кудрится;
золотая, зеленая, изумрудная.
Завиток: длинный, затейливый, бегущий.
Листок: прячется, выглядывает;
золотистый, изящный, зубчатый.
Узоры: затейливые, яркие, красные,
удивительные.
Стебель: тонкий, гибкий.
Ягодки: манят, рассыпаются; пурпурные,
алые, пунцовые, гранатовые.
Мастер: волшебник, художник, создатель;
рисует, создает, творит, расписывает.
Слайд 16Так можно начать сочинение:
Вот передо мной…
Однажды я увидел…
Говорят, что на свете
жила сказочная Жар-птица.
Слайд 17Рефлексия
Я повторил…
Я узнал…
Я понял…
Я смогу…
Слайд 18Домашнее задание
Написать сочинение «Добрым людям на загляденье».
(Описать один из предметов хохломы,
используя материал урока).
Успехов в
творческой работе!