Слайд 1 Познавательная самостоятельность на уроках русского языка как средство формирования УУД
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
средняя общеобразовательная школа № 49 г. Белгорода с углубленным
изучением отдельных предметов
Кучебо Маргарита Александровна
учитель начальных классов
Слайд 2 Познавательная самостоятельность составляет основу личности, способной ориентироваться во все
возрастающем потоке информации, обладающей рациональными способами ее обработки, осуществляющей перенос знаний и умений в новую ситуацию.
Слайд 3
Условия формирования познавательной самостоятельности младших школьников
1. Новое знание не дается учащимся
в виде готового образца, а создается ими в процессе самостоятельной поисковой деятельности.
2.Реализация всех трех элементов в структуре деятельности: целеполагания, целеисполнения, контроля и оценки результата.
Слайд 43.Внедрение в учебный процесс системы учебных творческих заданий.
4.Использование совместных форм
организации обучения младших школьников: групповой и парной. Китайская пословица отлично характеризует эту форму работы: «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь».
5.Создание положительной мотивации и высокого эмоционального настроя.
Слайд 5
технологии
Проблемного обучения
Дифференцированного обучения
Личностно-ориентированного обучения
Критического мышления
Слайд 6
Проблемная ситуация, которой предшествует удивление (новизна информации,
необычность, неожиданность, несоответствие прежним знаниям) - является сильным возбудителем познавательного интереса, который обостряет эмоциональные и мыслительные процессы.
Прав великий физик Луи де Броль, сказавший, «Удивление- мать открытия»
Слайд 7 Тема урока. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и
числам
Определите, он или она говорит с мамой? Сделайте вывод, как изменяются глаголы разного времени.
Шура говорила с мамой.
Шура говорил с мамой.
Шура говорит с мамой.
Шура поговорит с мамой.
Слайд 8 Тема урока. Правописание -тся и -ться в глаголах
Меж грибами
мухомор Красотой гордится. Нечего гордиться – Для супа не годится
Борот?ся и искать, найти и не сдават?ся. Всякий человек на деле познает?ся. Сумел оступит?ся, сумей и исправит?ся.
Слайд 9Тема урока. Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных
I. Постановка учебной проблемы.
Запишите под диктовку пословицу:
На чужой сторонушк? рад своей воронушк?
Слайд 10Предлагается провести исследовательскую работу над существительными всех трёх склонений c ударными
и безударными окончаниями и сделать вывод о написании окончаний.
1-e скл. И п.: лиса, земля, речка.
2-е скл. И п.: конь, окно, поле
3-е скл. И п.: степь, печь, осень
Слайд 11V. Продуктивные задания на воспроизведение знаний.
Работа в паре.
Куда покатится КОЛОБОК? Кому
он поможет правильно написать безударные окончания: слову ВОЛК или слову ЛИСА. Почему?
Слайд 12Прием «Кластеры»
Имя существительное
неодушевленное
Нарицательное
Собственное
одушевленное
М.р
Бывает
Ж.р.
С.р.
Мн.ч.
Изменяется
По числам
По падежам
Слайд 13Рисовал
3.Какого времени глагол?
1.Какая часть речи?
2.На какой вопрос отвечает?
4.Как изменяется?
5.С какой частью
речи может быть
связан в предложении?
Прием «6 вопросов»
6.Каким членом предложения бывает?
Слайд 14Прием «Верные и неверные утверждения»
Доброта, метель, солнце – это имена существительные
Они
изменяются по родам и числам
Существительное солнце неодушевленное, собственное
Эти существительные разного склонения
Существительные изменяются по падежам
Слайд 15Приём
«Мозговая
атака или штурм»
Найди. «Четвертый лишний»
1.играть, гулять, думал, петь (думал) 2.читает, пишет, считает, дружил (дружил) 3.привезёт, принесёт, отпустил, занесёт (отпустил) 4.рассказал, подмёл, расцветает, рассадил (расцветает) 5. рисовал, пел, учил, играли (играли) 6. варит, сотрёт, хохочет, думает (сотрёт)
Слайд 16Словарная работа
Анаграммы
ш л а ш а
д и е з т ь
д
е в и т ь
с ш о с е
ш а т ь с л ы
р а н к а д а ш
шалаш
ездить
видеть
шоссе
слышать
карандаш
Слайд 18
Составьте вопросы
по содержанию текста,
используя слова: что?
куда? как? зачем?
почему?
где?
Подумайте,
для чего было
написано
произведение (нравственное значение)
Найдите в тексте
ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ
ИНФОРМАЦИЮ
Найдите в тексте
ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ
информацию
Какая информация
вызвала
наибольшее
удивление?
Определите,
к какому жанру
принадлежит
произведение
Прием
«Думательных шляп»
Слайд 19Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы дети учатся на любом этапе урока
Это задания на группировку, нахождение лишнего, общего, интересного, закономерностей.
Т П Ж Д Р
Слайд 20Прием «Бизнес-план»
Цель приема : научить детей выбирать цель деятельности, действовать по
плану, сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки, проверять и оценивать результат.
Тема. Безударные личные окончания глаголов
Учащимся предлагается составить план работы над темой урока.
Дети составляют алгоритм повторения написания безударных личных окончаний глаголов.
Алгоритм
1. Чтобы определить безударное личное окончание глагола, нужно определить спряжение.
выясни
или
Чтобы определить спряжение
Окончание под ударением
Окончание безударное
Поставь глаголы в неопределенную форму
1спряжение
-у (ю)
-ешь
-ет
-ем
-ете
-ут (ют)
2спряжение
На –ить
+исключения
На –еть
На -ать
1спряжение
Не на –ить
+ исключения брить
стелить
2спряжение
-у (-ю)
ишь
-ит
-им
-ите
-ат (ят)
Слайд 22Художественные формы письменной рефлексии. Синквейн
Быстрый, мощный инструмент для рефлексирования, синтеза,
обобщения понятий, информации и развития речи.
Он позволяет научить школьников излагать личное отношение к изучаемой теме.
1 строка- 1 существительное (Глагол)
2 строка- 2 прилагательных или причастия ( Действующий, неутомимый)
3 строка- 3 глагола (Пишет, думает, созидает)
4 строка- предложение (Нужно уметь определять спряжение.)
5 строка- синоним (Взаимодействие)
Слайд 23 Я узнал(а), что…
Я понял(а),
что…
Я задумался (ась)
о…
Все перечисленные методы и приемы создают условия для развития познавательной самостоятельности на уроках русского языка, способствуют
формированию УУД.