Презентация, доклад по русскому языку на тему Методические рекомендации Готовимся к написанию сжатого изложнения

Содержание

Задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме передать содержимое текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей авторского текста,

Слайд 1Методические рекомендации
«Готовимся к написанию
сжатого изложения»




Методические рекомендации«Готовимся к написанию сжатого изложения»

Слайд 2Задача сжатого изложения –
кратко, в обобщенной форме

передать содержимое текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.
При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей авторского текста, но основная мысль автора, логическая последовательность событий, характер действующих лиц и обстановка должны быть переданы без искажения.
Задача сжатого изложения –   кратко, в обобщенной форме передать содержимое текста, отобрать существенную информацию, исключить

Слайд 3Требования к сжатому изложению
- сохранение последовательности в развитии событий;
-

наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части;
- использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия;
- установление смысловой связи между предложениями;
- использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.
Требования к сжатому изложению - сохранение последовательности в развитии событий; - наличие предложений, выражающих мысль, общую для

Слайд 4Коммуникативно-речевые умения:
- умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного

текста) и существенное (внутри каждой основной части);
- умение сокращать текст разными способами;
- умение правильно и логично излагать свои мысли;
- умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Коммуникативно-речевые умения:- умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной

Слайд 5Памятка
«Как писать сжатое изложение»
Определите тему текста ( о чём текст?).
Сформулируйте

основную мысль (чему учит текст?).
Определите стиль текста и тип речи.
Определите особенности построения текста:
- в повествовании – начало события, ход его, кульминация, конец;
- в описании – предмет речи и его значимые признаки;
- в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод.
5. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части.
Памятка «Как писать сжатое изложение»Определите тему текста ( о чём текст?).Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).Определите стиль

Слайд 73. ЭТАП ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРУКТУРЫ ТЕКСТА
Назовите композиционные части текста.
Запишите основное

содержание каждой композиционной части в форме тезиса.




Композиция текста - построение текста.
Как правило, основными композиционными частями текста являются
вступление,
основная часть,
заключение.








3. ЭТАП ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРУКТУРЫ ТЕКСТА Назовите композиционные части текста. Запишите основное содержание каждой композиционной части в форме

Слайд 8Как сформулировать тезис?
Из нескольких предложений составляется одно, в котором факты,

явления, признаки изложены обобщенно.
Формулирование тезиса - один из приемов сжатия текста.
Как сформулировать тезис? Из нескольких предложений составляется одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно. Формулирование тезиса

Слайд 9Второе чтение текста
ЭТАП АБЗАЦНОГО ЧЛЕНЕНИЯ ТЕКСТА: Определение микротем текста как

частей общей темы.
Выполнение задания:
«Определите на слух количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего».
«Определите микротему каждого абзаца».

Абзац – показатель микротемы, поэтому внимательно следите за интонационными паузами учителя, читающего текст изложения. Сколько больших интонационных пауз - столько в тексте абзацев.
Второе чтение текста ЭТАП АБЗАЦНОГО ЧЛЕНЕНИЯ ТЕКСТА: Определение микротем текста как частей общей темы. Выполнение задания: «Определите

Слайд 10Микротема- содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью - абзац.

Как определить микротемы текста?
По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.
Как определить микротему кратко?
При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др.) предложения микротемы.
Микротема- содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью - абзац. Как определить микротемы текста? По ключевым

Слайд 11 К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть

тему и идею текста, т.е. сохранить его цельность и связность.
К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточные). Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения. Исключение избыточной информации - еще один прием сжатия текста.
К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т.е. сохранить

Слайд 122. ЭТАП МОДЕЛИРОВАНИЯ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ
Снимите нумерацию абзацев - микротем. Соедините

в текст, сохраняя абзацное членение.
Как соединить содержание микротем в текст? - Использовать
- лексический повтор,
однокоренные слова,
синонимы,
местоимения,
наречия,
союзы и союзные слова,
частицы.
2. ЭТАП МОДЕЛИРОВАНИЯ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ Снимите нумерацию абзацев - микротем. Соедините в текст, сохраняя абзацное членение. Как

Слайд 13Способы сжатия текста:
1) Упрощение:
слияние нескольких предложений в одно;
замена предложения

или его части указательным местоимением;
замена сложноподчиненного предложения простым;
замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

Способы сжатия текста: 1) Упрощение:слияние нескольких предложений в одно; замена предложения или его части указательным местоимением; замена

Слайд 14Способы сжатия текста:
2) Исключения:
- исключение повторов;
- исключение фрагмента предложения;
исключение одного

или нескольких синонимов;

Обобщение:
- замена однородных членов обобщающим наименованием;
- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.


Способы сжатия текста: 2) Исключения:- исключение повторов;- исключение фрагмента предложения;исключение одного или нескольких синонимов;Обобщение: - замена однородных

Слайд 15При упрощении необходимо:
- заменить сложное предложение простым;
- заменить предложение или его часть указательным

местоимением;
- объединить два или три предложения в одно;
- разбить сложное предложение на сокращённые простые;
- перевести прямую речь в косвенную.
При упрощении необходимо:- заменить сложное предложение простым;- заменить предложение или его часть указательным местоимением;- объединить два или три предложения

Слайд 16Примеры:
1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.
до сжатия
Небольшое помещение на втором

этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.
после сжатия
Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.
Примеры:1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.до сжатияНебольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим

Слайд 172. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.
до сжатия
Когда читаешь дневник Никитина,

то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
после сжатия
Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.до сжатияКогда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к

Слайд 183. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.
до сжатия
Приятно смотреть на зимородка,

который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.
после сжатия
Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.
ВСЕ ЭТИ И ДРУГИЕ ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА МОГУТ ПРИМЕНЯТЬСЯ КАК 
ПО ОТДЕЛЬНОСТИ, ТАК И В КОМПЛЕКСЕ.
3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.до сжатияПриятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи,

Слайд 19При исключении необходимо:
- выделить главное (существенное) и детали (подробности);
- убрать детали;
- пропустить

предложения, содержащие второстепенные факты;
- пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
- объединить существенное;
- составить новый текст.
При исключении необходимо:- выделить главное (существенное) и детали (подробности);- убрать детали;- пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;- пропустить предложения

Слайд 20Варианты исключения:
1. Исключаем 1 или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот

из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.
Пример:
до сжатия
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

после сжатия
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.
Варианты исключения:1. Исключаем 1 или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью

Слайд 212. Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове

или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.
Пример:
до сжатия
Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.

после сжатия
Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.
2. Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного

Слайд 22При обобщении необходимо:

- вычленить единичные факты;
- подобрать языковые средства их обобщённой передачи;
-

составить новый текст.
При обобщении необходимо:- вычленить единичные факты;- подобрать языковые средства их обобщённой передачи;- составить новый текст.

Слайд 23Пример:
до сжатия
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с

детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.

после сжатия
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.

Пример:до сжатияЖители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много

Слайд 24Анализ текста
Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые

из разных стран единодушно решили, что это – книга. Не телефон, не самолет, не атомный реактор, не космический корабль, а именно книга. Потому что появление самолета и космического корабля, овладение электрической и атомной энергией и еще многое и многое другое стало возможно именно благодаря изобретению книги.
  И сегодня, несмотря на появление компьютера и развитие электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остается самым надежным и стабильным носителем и хранителем информации, которому не нужна никакая внешняя энергия. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она, как и в древние времена, служит главному: из поколения в поколение просвещает людей, то есть делает их светлее, ведет к добру.
Анализ текста	Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые из разных стран единодушно решили, что

Слайд 25 Многие думают, что изучать можно и устно. Конечно, можно. Только произносить

слова, не записывая их, все равно что писать вилами на воде. Так сказал один из создателей славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, очень скоро стирается, уходит из памяти, вытесненное другими словами и впечатлениями. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем еще и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.
      Люди всегда стремились не просто сохранить свои наблюдения и знания, но и обобщить их. И именно в книгах накопился опыт десятков поколений – всё то, что мы называем мудростью. Недаром наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». И означает это одно: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен и скован без чтения книг.
 (По материалам энциклопедии) (248 слов)
Многие думают, что изучать можно и устно. Конечно, можно. Только произносить слова, не записывая их, все равно что писать

Слайд 26  Предложения объединены одной темой. Употреблены слова одной тематики (книга, просвещает,

слова, записывать, славянская азбука, просветитель Кирилл, на бумаги, прочитанная, накопился опыт, пословица о книге, без чтения книги.)

Идея текста в том, что книга является вечным источником знаний в разных сферах человеческой жизни.

Текст можно озаглавить.
 Книга – самое значительное изобретение.

   Предложения объединены одной темой. Употреблены слова одной тематики (книга, просвещает, слова, записывать, славянская азбука, просветитель Кирилл,

Слайд 27Текст разделен на четыре абзаца.

Каждый абзац содержит микротему, которая отражает основную тему:

 1. Благодаря книге

стали возможны многие
изобретения.
 2. Книга самый надежный и долговечный
аккумулятор знаний.
 3. Прочитанное слово надолго сохраняется в памяти.
 4. Ум ограничен и скован без чтения книг.
Текст разделен на четыре абзаца.Каждый абзац содержит микротему, которая отражает основную тему: 1. Благодаря книге стали возможны многие

Слайд 28Тип данного текста - рассуждение, потому что автор текста рассуждает и

доказывает, что книга является самым значительным за всю историю человечества изобретением. Обычно текст рассуждения состоит из трех частей – тезис, доказательства и вывод.
 В данном тексте мы ярко видим:
 Тезис - ученые из разных стран единодушно решили, что самым значительным изобретением является книга.
Далее по тексту идут доказательства:
1.Книга по-прежнему самый надежный и долговечный аккумулятор знаний.
2. Прочитанное слово надолго сохраняется в памяти.
3. Ум ограничен и скован без чтения книг.
 Вывод - именно в книгах накопился опыт десятков поколений – всё то, что мы называем мудростью, ум ограничен и скован без чтения книг.
Тип данного текста - рассуждение, потому что автор текста рассуждает и доказывает, что книга является самым значительным

Слайд 29 Стиль текста - публицистический.
Он воздействует на читателя и знакомит с

определенной информацией. Затрагивает актуальные вопросы современности, которые представляют интерес для общества. Автор текста призывает людей больше читать.
Стиль текста - публицистический. Он воздействует на читателя и знакомит с определенной информацией. Затрагивает актуальные вопросы современности,

Слайд 30после сжатия
Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые

из разных стран единодушно решили, что это – книга. Потому что достижения науки и техники стали возможны благодаря изобретению книги.

Вариант сжатия 1 абзаца.

до сжатия
Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые из разных стран единодушно решили, что это – книга. Не телефон, не самолет, не атомный реактор, не космический корабль, а именно книга. Потому что появление самолета и космического корабля, овладение электрической и атомной энергией и еще многое и многое другое стало возможно именно благодаря изобретению книги.


Упрощение
замена однородных членов обобщающим наименованием

после сжатияКакое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые из разных стран единодушно решили, что

Слайд 31Вариант сжатия 2 абзаца.
до сжатия
И сегодня, несмотря на

появление компьютера и развитие электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остается самым надежным и стабильным носителем и хранителем информации, которому не нужна никакая внешняя энергия. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она, как и в древние времена, служит главному: из поколения в поколение просвещает людей, то есть делает их светлее, ведет к добру.

после сжатия
И сегодня в век электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остается самым стабильным хранителем информации. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она из поколения в поколение просвещает людей, делает их светлее, ведет к добру. Упрощение замена фрагмента предложения синонимичным выражением

Вариант сжатия 2 абзаца.   до сжатияИ сегодня, несмотря на появление компьютера и развитие электронных средств

Слайд 32Вариант сжатия 3 абзаца.
после сжатия
Многие думают, что изучать можно и устно.

Можно. Только произносить слова, не записывая их, все равно что писать вилами на воде. Так сказал создатель славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, уходит из памяти. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем еще и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека. Исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение.

до сжатия
Многие думают, что изучать можно и устно. Конечно, можно. Только произносить слова, не записывая их, все равно что писать вилами на воде. Так сказал один из создателей славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, очень скоро стирается, уходит из памяти, вытесненное другими словами и впечатлениями. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем еще и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.

Вариант сжатия 3 абзаца.после сжатияМногие думают, что изучать можно и устно. Можно. Только произносить слова, не записывая

Слайд 33Вариант сжатия 4 абзаца.
до сжатия
Люди всегда стремились не просто сохранить свои

наблюдения и знания, но и обобщить их. И именно в книгах накопился опыт десятков поколений – всё то, что мы называем мудростью. Недаром наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». И означает это одно: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен и скован без чтения книг.

после сжатия
Люди всегда стремились обобщить свои наблюдения и знания. И именно в книгах накопился опыт десятков поколений. Недаром наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». И означает это одно: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен без чтения книг.

Исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.

Вариант сжатия 4 абзаца.до сжатияЛюди всегда стремились не просто сохранить свои наблюдения и знания, но и обобщить

Слайд 34 ПАМЯТКА
 Как проверить написанное?
 1. После написания текста на черновик, прочитай его как

минимум 3 раза.
 2. Первый раз читай с целью проверки содержания.
 Ответь на вопросы:
 • Передано ли основное содержание исходного текста?
 • Нет ли повтора мысли или пропуска важной информации?
 • Можно ли написанный текст назвать кратким изложением исходного?
 • Все ли микротемы исходного текста отражены в изложении?
ПАМЯТКА Как проверить написанное? 1. После написания текста на черновик, прочитай его как минимум 3 раза. 2. Первый раз

Слайд 353. Второй раз читай с целью корректировки текста.
 Ответь на вопросы:
 *Можно ли

текст назвать связным?
 *Правильно ли выделены абзацы?
 *Нет ли грамматических ошибок?
 *Нет ли речевых ошибок?
 *Выразительна ли речь?

4. Третий раз читай с целью проверки орфографической пунктуационной грамотности. Используй словарь!
 5. После переписывания текста на чистовик так же проверь чистовой вариант.

3. Второй раз читай с целью корректировки текста. Ответь на вопросы: *Можно ли текст назвать связным? *Правильно ли выделены абзацы? *Нет

Слайд 39Список использованной литературы:
1.Долинина Т.А. Готовимся к итоговой аттестации: русский язык. 9

кл: пособие для учащихся/Т.А. Долинина. – М.: ООО «Русское слово- учебник», 2010.
2. Русский язык.9-й класс. Подготовка к ГИА -2011: учебно-методическое пособие/под ред. Н.А. Сениной.-Ростов н/Д: Легион –М., 2010-2014.

 3. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Сжатое изложение: 9-й класс»/Е.В. Корчагина, Е.С. Симакова.-М.:АСТ:Астрель: Полиграф-издат., 2010.

Список использованной литературы:1.Долинина Т.А. Готовимся к итоговой аттестации: русский язык. 9 кл: пособие для учащихся/Т.А. Долинина. –

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть