Слайд 1Предложения с прямой речью
Урок русского языка
в 9 классе
Уза
Татьяна Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 5 города Южно-Сахалинск
Слайд 2Чем отличаются предложения
друг от друга?
«Язык есть вековой труд целого поколения»,
- сказал Владимир Иванович Даль.
Владимир Иванович Даль сказал, что язык есть вековой труд целого поколения.
Слайд 3Как вы понимаете смысл слов эпиграфа?
Чему бы ты ни учился,
ты учишься для себя.
Петроний,
древнеримский писатель
Слайд 4Цели урока:
Знать: что такое прямая речь.
Уметь: находить предложения с прямой речью,
правильно расставлять знаки препинания в них;
составлять схемы предложений с прямой речью;
правильно употреблять предложения с прямой речью в своей речи.
Слайд 5Запомни:
Прямая речь – это точно воспроизведённая чужая речь,
переданная от лица того, кто её произнёс или написал.
Слайд 6Запомни:
Предложения с прямой речью состоят из слов автора и
собственно прямой речи.
Слайд 7Знаки препинания в предложениях с прямой речью:
На письме прямая речь заключается
в кавычки.
Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, прямая речь пишется с большой буквы.
Если слова автора стоят после прямой речи, они отделяются тире и пишутся с маленькой буквы, а вместо точки после прямой речи ставится запятая.
Слайд 8Схемы предложений с прямой речью:
1)А : « П. »
4) « П », - а
2) А : « П! » 5) « П !» - а
3)А : « П? » 6) « П ?» - а
7) « П, - а, - п.»
8) « П, - а. - П.»
9) « П ? – а. – П.»
10) « П ! – а. – П.»
Слайд 9Авторские слова, вводящие в прямую речь:
сказал, подумал, попросил, написал,
прочитал, шепнул, воскликнул, произнёс, проговорил, ответил, крикнул, объявил, объяснил, заметил, проворчал, буркнул
Слайд 10Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью
Николай Рубцов проникновенно восклицал
Русь моя, люблю твои берёзы!
Комендант стал серьёзный с виду, поправил у себя на груди два железных креста, вышел из-за стола безоружный и говорит Вот что, Соколов, ты — настоящий русский солдат .
Ступай в свой блок, а это тебе за смелость — говорит он и подаёт мне со стола небольшую буханку хлеба и кусок сала.
Слайд 11Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью (проверка)
Николай Рубцов проникновенно
восклицал:
«Русь моя, люблю твои берёзы!»
Комендант стал серьёзный с виду, поправил у себя на груди два железных креста, вышел из-за стола безоружный и говорит: «Вот что, Соколов, ты — настоящий русский солдат».
«Ступай в свой блок, а это тебе за смелость», — говорит комендант и подаёт мне со стола небольшую буханку хлеба и кусок сала.
Слайд 12Игра «Найди ошибку»
А «П».
А: П?
А П!
«П» - а.
П! - а.
П? а.
П : а - п!
Слайд 13Игра «Найди ошибку» (проверка).
А: «П».
А: «П?»
А: «П!»
«П», - а.
«П!» - а.
«П?» - а.
«П, - а, – п!»
«П? - а. – П!»
Слайд 14Памятка:
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать
такое однокоренное проверочное слово, чтобы безударная стала ударной.
Слайд 15Схемы предложений с прямой речью по тексту (проверка).
«П?» - а.
А: «П».
«П»,
- а.
Слайд 17
Сахалинский областной краеведческий музей
Слайд 20Городской Парк Культуры и Отдыха имени Ю.А.Гагарина
Слайд 22Сахалинский областной художественный музей
Слайд 23Творческое задание
1). Написать сочинение-миниатюру на тему: «Без предложений с прямой речью
обойтись невозможно».
2). Составить три предложения с прямой речью на тему: «Мой город».
3). Используя любые предложенные словосочетания, составить одно предложение с прямой речью. (Красивый город, сахалинская природа, заснеженные деревья, сверкающий на солнце снег, достопримечательности моего города, долгая зимняя ночь, весенние поющие ручьи.)
Слайд 24Сочинение – миниатюра
Ко мне приехала в
гости подруга из деревни. Она попросила показать город Южно-Сахалинск и рассказать о нём. Подруга спросила: «Какие достопримечательности есть в вашем городе?» Я ответила: «В нашем городе находятся Сахалинский краеведческий музей, музей книги А.П.Чехова «Остров Сахалин», художественный музей». А ещё я добавила: «Мой город очень красивый».
Слайд 25Игра «Третий – лишний
Лесничий сказал: «Я видел на озере лебедей».
Лесничий
сказал, что он видел на озере лебедей.
Лесничий сказал, будто он видел на озере лебедей.
Слайд 26Домашнее задание:
1. Выпишите из любых художественных произведений 3
предложения с прямой речью.
2. Составьте схемы предложений.
3. Повторите § 24.
4. Выпишите словосочетания со связью слов согласование (В7) и замените синонимичными словосочетаниями со связью слов управление.