Слайд 1
«Подготовка к ГИА. Работа над сжатым изложением «Память»
Презентация
на тему
Слайд 2Подготовка
к государственной
итоговой аттестации
по русскому языку
Слайд 3Задачи:
образовательные:
работа с текстом, его частичный текстоведческий анализ;
подготовка к написанию сжатого
изложения;
развивающие:
развивать умения выделять главное, обобщать, сокращать текст;
развивать умения логически излагать свои мысли;
развивать умения аргументировать, доказывать;
воспитательные:
воспитание любви к Родине;
воспитание любви к русскому языку.
Слайд 4 Память и знание прошлого наполняют наш мир, делают его интересным
и значительным. Если мы не видим за окружающим миром его прошлого,
он для нас пуст. Нам скучно и тоскливо, и мы в конечном счете одиноки,
так как с настоящими товарищами нас связывает общее прошлое:
школа, институт, работа. А старики помнят
с особенной нежностью тех, с кем воевали, пережили какие-то трудности.
Человеческая память – творческий процесс: запоминается то,
что нужно. Поэтому культура человечества движется вперед
не путем перемещения во времени, а путем накопления ценностей.
Путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция,
создаются трудовые и бытовые навыки, развивается творчество.
При этом человек воспитывается в окружающей его культурной среде
незаметно для себя. Впечатления прошлого: воспоминания детства, семейные фотографии,
улицы, отдельные дома – постоянно напоминают о себе.
Так ненавязчиво прошлое входит в духовный мир человека. Вот почему важно
воспитываться в атмосфере памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти
культурной. Память активна. Она противостоит уничтожающей силе времени.
В этом величайшее нравственное значение памяти. Беспамятный человек – это прежде всего
человек неблагодарный и безответственный. Ответственность рождается из понимания того,
что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает,
что поступок этот не сохранится в его личной памяти и в памяти окружающих.
Но это не так. Поэтому каждый может сделать что-то доброе и оставить о себе
добрую память. Подобно тому как личная память человека формирует
его совестливое отношение к родным и друзьям, историческая память народа
формирует нравственный климат, в котором живет народ.
Хранить память об истории Отечества, беречь память о его защитниках –
это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. (По Д. Лихачёву)
Слайд 5Публицистический стиль
- Цель
- Сфера употребления
- Стилевые черты
- Языковые средства
Слайд 6Публицистический стиль
Цель: информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на
читателя, слушателя, внушение ему определённых взглядов, идей.
Сфера употребления: газеты, журналы, радио и телевидение, митинги, собрания.
Стилевые черты: логичность, образность, эмоциональность.
Языковые средства: а) общественно-политическая
лексика;
б) тропы: эпитет, сравнение;
в) лексические повторы;
г) вводные слова, причастные,
деепричастные обороты,
сложные предложения
Слайд 7Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
А) Без прошлого мир для нас
пуст и мы одиноки
Б) Каждый может сделать что-то доброе и оставить о себе добрую память.
В) Память не нужна для накапливания доброго опыта,
Слайд 82. Объясните значение слов:
ненавязчиво
безответственный
Слайд 93. В каком словосочетании связь иная, чем согласование?
А) совестливое отношение
Б) накопления ценностей
В) недобрый поступок
Г) нравственный долг
Слайд 104. Замените словосочетания синонимичными со связью согласование:
культура человека
развивается творчество
Слайд 11 Память и знание прошлого наполняют наш мир,
делают его интересным
и значительным. Если мы не видим за окружающим миром его прошлого,
он для нас пуст. Нам скучно и тоскливо, и мы в конечном счете одиноки,
так как с настоящими товарищами нас связывает общее прошлое:
школа, институт, работа. А старики помнят
с особенной нежностью тех, с кем воевали, пережили какие-то трудности.
Человеческая память – творческий процесс: запоминается то,
что нужно. Поэтому культура человечества движется вперед
не путем перемещения во времени, а путем накопления ценностей.
Путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция,
создаются трудовые и бытовые навыки, развивается творчество.
При этом человек воспитывается в окружающей его культурной среде
незаметно для себя. Впечатления прошлого: воспоминания детства, семейные фотографии,
улицы, отдельные дома – постоянно напоминают о себе.
Так ненавязчиво прошлое входит в духовный мир человека. Вот почему важно
воспитываться в атмосфере памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти
культурной.
Память активна. Она противостоит уничтожающей силе времени.
В этом величайшее нравственное значение памяти. Беспамятный человек – это прежде всего
человек неблагодарный и безответственный. Ответственность рождается из понимания того,
что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает,
что поступок этот не сохранится в его личной памяти и в памяти окружающих.
Но это не так. Поэтому каждый может сделать что-то доброе и оставить о себе
добрую память.
Подобно тому как личная память человека формирует
его совестливое отношение к родным и друзьям, историческая память народа
формирует нравственный климат, в котором живет народ.
Хранить память об истории Отечества, беречь память о его защитниках –
это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. (По Д. Лихачёву)
Слайд 13Содержательные
Разделение информации на главную и второстепенную
Свертывание исходной информации за счет обобщения
Слайд 14Объединение.
Слияние нескольких предложений
в одно.
Слайд 152. Замена:
1) однородных членов обобщающим словом;
2) СПП простым
предложением;
3) фрагментов предложения указательным, определительным,
отрицательным местоимением с обобщающим значением.
Слайд 163. Удаление части речи.
Исключение повторов, фрагментов предложения,
одного или нескольких
синонимов.
Слайд 27Сочинение-рассуждение
Каждый может сделать что-то доброе и оставить о себе добрую память.
Тезис
– основное положение, которое нужно доказать
Аргументы – это факты (из жизни, из литературы, из истории), ссылки на авторитеты, суждения (пословицы, поговорки, крылатые слова)
Вывод