Презентация, доклад по русскому языку на тему: Сложноподчиненное предложение

Содержание

Сегодня мы поговорим о …Сложноподчиненном предложении;Знаках препинания в СПП;Видах придаточных предложений.

Слайд 1Автор Клименко Алина Викторовна
Дополнительная образовательная программа «Подготовительный курс для абитуриентов колледжа» Русский

язык
Автор Клименко Алина ВикторовнаДополнительная образовательная программа  «Подготовительный курс для абитуриентов колледжа» Русский язык

Слайд 2Сегодня мы поговорим о …
Сложноподчиненном предложении;
Знаках препинания в СПП;
Видах придаточных предложений.

Сегодня мы поговорим о …Сложноподчиненном предложении;Знаках препинания в СПП;Видах придаточных предложений.

Слайд 3СПП (общая характеристика)
Сложноподчинённые предложения (СПП) – это предложения, в которых есть главное

предложение и одно или несколько придаточных предложений. Придаточные предложения подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.
Придаточные предложения могут стоять перед главным предложением:
С тех пор как Нонна отказала Андрею, старик был с Нонной официально сух (Панова).
(С тех пор как    ), [     ].
Придаточные могут стоять после главного предложения:
Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу (Гончаров).
[     ], (что    )
Придаточные предложения могут стоять в середине главного предложения:
И вечерком, когда все кошки серы, князь отправился подышать чистым воздухом (Лесков).
[    , (когда   ),    ].
СПП (общая характеристика)Сложноподчинённые предложения (СПП) – это предложения, в которых есть главное предложение и одно или несколько придаточных

Слайд 4Средства связи главного и придаточного предложений
Средствами связи придаточного и главного предложений

являются:
в придаточном предложении – подчинительные союзы (что, чтобы, ибо, пока, когда, как, если и др.) или союзные слова (который, какой, кто, что, как, где, куда, откуда, когда и др.);
в главном предложении – указательные слова (тот, такой, там, туда, потому, оттого и т.д.).
Союзы и союзные слова – главные средства связи в сложноподчинённом предложении.
Указательные слова в главном предложении могут быть, а могут и не быть.
Союзы и союзные слова обычно стоят в начале придаточного предложения и служат показателем границы между главным и придаточным.
Исключение составляет союз-частица ли, который находится в середине придаточного предложения.
Средства связи главного и придаточного предложенийСредствами связи придаточного и главного предложений являются:в придаточном предложении – подчинительные союзы (что,

Слайд 5Разграничение союзов и союзных слов

Разграничение союзов и союзных слов

Слайд 6Практическая работа
Определите средство связи частей СПП.
1.Легко вообразить, какое впечатление Алексей

должен был произвести в кругу наших барышень.
2.Потом увидел ясно он, что и в деревне скука та же.
3.Пока луна над нами не взошла и в светлый сумрак тьмы не обратила, взойдем в Мадрит.
4. Я не то, что вы предполагаете.
5. Мы лучше поспешим на бал, куда стремглав в ямской карете уж мой Онегин поскакал.
6. Хоть он глядел нельзя прилежней, но следов Татьяны прежней не мог Онегин обрести.
7. Она его не замечает, как он ни бейся.
8. Впервые свои покои запертые, где зимовал он, как сурок, двойные окна, камелек он ясным утром оставляет.
9.Я старался казаться веселым и равнодушным, дабы не подать никакого подозрения и избегнуть докучных вопросов.
10. Слуга, бывший тогда со мною, умер в походе, так что я не имею и надежды отыскать ту (над которой я так жестоко пошутил)... (А.Пушкин)
Практическая работа Определите средство связи частей СПП.1.Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу наших

Слайд 7Практическая работа (продолжение)
11. Где некогда все было пусто, голо, теперь младая

роща разрослась.
12. Один среди своих владений, чтоб только время проводить, сперва задумал наш Евгений порядок новый учредить.
13. Он так привык теряться в этом, что чуть с ума не своротил или не сделался поэтом.
14. Он счастлив, если ей накинет боа пушистый на плечо.
15. Едва редела ночи мгла, Людмила к водопаду шла умыться хладною струей.
16. Марья Ивановна сильно была встревожена, но молчала, ибо в высшей степени была одарена скромностью и осторожностью. (А.Пушкин)
17. Ноги ведут туда, куда хочет голова.
18. Свари слово во рту, прежде чем его выпустить.
19. Как аукнется, так и откликнется.
20. На то и щука в море, чтобы карась не дремал. (Пословицы)
Практическая работа (продолжение)11. Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась. 12. Один среди своих

Слайд 8Виды придаточных предложений

Виды придаточных предложений

Слайд 9Придаточные присоединительные
В русском языке выделяется группа сложноподчинённых предложений, придаточные части которых

нельзя назвать ни определительными, ни изъяснительными, ни обстоятельственными. Это сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными.
Такие придаточные содержат дополнительное, попутное, добавочное сообщение к содержанию главной части сложноподчинённого предложения. В этом смысле такие придаточные часто приближаются по значению к вставным конструкциям.
Средством связи в них служат союзные слова что, отчего, зачем, почему, вследствие чего и др., которые как бы повторяют в обобщённой форме содержание главной части.
Например: Враги его, друзья его, что, может быть, одно и то же, его честили так и сяк. (А. Пушкин) Ямщику вздумалось ехать рекою, что должно было сократить наги путь тремя вёрстами. (А. Пушкин) К присоединительным придаточным нельзя поставить вопрос, так как в главной части сложноподчинённого предложения нет слова, словосочетания, которые бы требовали наличия придаточной части.
Придаточные присоединительныеВ русском языке выделяется группа сложноподчинённых предложений, придаточные части которых нельзя назвать ни определительными, ни изъяснительными,

Слайд 10Практическая работа
Продолжите предложения,  используя союзы и союзные слова, данные в скобках. Определите,

как меняются смысловые отношения между главной и придаточной частями в зависимости от употреблённого подчинительного союза (или союзного слова). Установите, к какому виду относится каждая придаточная часть сложноподчинённого предложения.
1) Мы открыли книгу, (которая...; чтобы...; так как... ; хотя...).
2) Перед нами открылся удивительный сельский пейзаж, (какой...; так что... ; когда...).
3) Подружки по секрету сообщили новость, (которая... ; потому что...; так что... ; как будто...).
Практическая работаПродолжите предложения,  используя союзы и союзные слова, данные в скобках. Определите, как меняются смысловые отношения между главной

Слайд 11Практическая работа
Прочитайте сложноподчинённые предложения, выделите грамматические основы. По вопросу и союзу

(или союзному слову) определите вид придаточного. Определите, какие виды односоставных предложений являются частями данных сложноподчинённых предложений.
Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.
Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним.
Не стыдно молчать, коли нечего сказать.
На то и щука, чтоб карась не дремал.
Чтобы сохранить тайну от врагов, сохрани её от друзей.
Ветры дуют не так, как хотят корабли.
Добра не найдёшь, если за худым пойдёшь. (Пословицы)
Практическая работаПрочитайте сложноподчинённые предложения, выделите грамматические основы. По вопросу и союзу (или союзному слову) определите вид придаточного.

Слайд 12Практическая работа
Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите вид

придаточных.
Я спросила у кукушки сколько лет я проживу.
Глаз не свожу с г_ризонта где м_тели пляшут чардаш.
К_залось мне что туча с тучей сш_бётся где(то) (в)вышине...
Тот кого учитлем сч_таю как тень прошёл и тени (не)оставил.
И (не)похожа на полёт похо_ка медле(н, нн)ая эта как(будто) под ногами плот а (не)кв_дратики п_рке-та.
Бывало я (с)утра молчу о том что сон мне пел.
Когда я называю по пр_вычке моих друзей з_ветных имена всегда на этой стра(н, нн)ой пер_кличке мне отв_чает только тишна.
Когда б вы знали из какого сора р_стут стихи (не)ведая стыда как ж_лтый одуванчик у забора как л_пухи и л_беда. (А. Ахматова)
Практическая работаРаскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите вид придаточных.Я спросила у кукушки сколько лет

Слайд 13Практическая работа
Проанализируйте сложноподчинённые предложения с придаточным присоединительным, обозначьте грамматические основы и

союзные слова. Какими членами предложения являются союзные слова?
Обе девицы надели жёлтые и красные башмаки, что бывало у них только в торжественные случаи. (А. Пушкин.)
Его не было дома, почему я и оставил записку. (А. Пушкин)
Фелисата Герасимовна, вероятно, к нам больше не придёт, чему я очень рад. (А. Островский)
Гусь взял в клюв другую верёвочку и потянул её, отчего тут же раздался оглушительный выстрел. (А. Чехов)
На эту баржу нужно было взбегать по узкой, шаткой и длинной доске, чего я смертельно боялся. (К. Чуковский)
Присел Илька возле стола в последний раз, как это делают при разлуке все порядочные люди. (В.Астафьев)
Практическая работаПроанализируйте сложноподчинённые предложения с придаточным присоединительным, обозначьте грамматические основы и союзные слова. Какими членами предложения являются

Слайд 14Знаки препинания в СПП
В сложноподчиненном предложении придаточное предложение от главного отделяется

запятыми, например:
придаточное предложение перед главным предложением: Пока жена готовила завтрак, Данилов вышел в огород (Панова);
придаточное предложение после главного предложения: Он остался здесь с тем, чтобы быть у вас в студии послезавтра (Лесков);
придаточное предложение внутри главного предложения: В том, что деньги пропали, уже никто не сомневался (Лесков).
Знаки препинания в СППВ сложноподчиненном предложении придаточное предложение от главного отделяется запятыми, например:придаточное предложение перед главным предложением: Пока

Слайд 15NB!
1) Чтобы правильно расставить знаки препинания, необходимо предварительно разобрать простые предложения в

составе сложноподчинённого. Это поможет точно установить границы главного предложения и придаточного предложения.
В том, /1 что деньги пропали, /2 уже никто не сомневался /1. Простые предложения: в том уже никто не сомневался; деньги пропали; подчинительный союз что.
2) Подчинительный союз или союзное слово обычно стоит в самом начале придаточного предложения. Исключение составляет частица ли, которая стоит в середине придаточного предложения.
Я не знаю, /1 придёт ли он завтра /2.
Иногда в середине придаточного может стоять и союзное слово.
В доме старались не говорить о Пете, /1 смерть которого так потрясла всех /2.
Союзное слово которого является несогласованным определением в придаточном предложении и стоит после существительного смерть, от которого грамматически зависит.
NB!1) Чтобы правильно расставить знаки препинания, необходимо предварительно разобрать простые предложения в составе сложноподчинённого. Это поможет точно установить

Слайд 16Запятая не ставится
Не ставится запятая между главным и следующим за ним

придаточным предложением в следующих случаях:
если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицательная частица не: Попытайтесь выяснить не что они уже сделали, а что они собираются ещё сделать;
если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз (обычно повторяющийся):Учтите и что он сказал, и как он это сделал;
если придаточное предложение состоит из одного только союзного слова: Он ушёл и не сказал куда.
Запятая не ставитсяНе ставится запятая между главным и следующим за ним придаточным предложением в следующих случаях:если перед

Слайд 17Составные союзы
Если придаточное предложение соединено с главным при помощи составного союза

(благодаря тому что, ввиду того что, потому что, для того чтобы, после того как, с тех пор как, прежде чем и др.), то запятая ставится один раз перед союзом.
Ср.: Яблони пропали, оттого что мыши объели всю кору кругом (Л. Толстой); После того как началась война, остановка цехов на сутки, естественно, оказалась невозможной (Попов).
Однако в зависимости от смысла и интонации и других условий союз может распадаться на две части: первая входит в состав главного предложения как указательное слово, а вторая выполняет роль союза. В этих случаях запятая ставится только перед второй частью сочетания (то есть перед союзом что, чтобы, как, чем).
Ср.: Он не пришёл, потому что был в отъезде (упор в сообщении делается на самом факте неявки, причина её не подчеркивается); Он не пришёл потому, что был в отъезде (на первый план выдвигается указание на причину неявки).
Составные союзыЕсли придаточное предложение соединено с главным при помощи составного союза (благодаря тому что, ввиду того что,

Слайд 18Практическая работа
Вставьте в СПП необходимый по смыслу простой союз или союзное

слово. Расставьте знаки препинания.
Известно__в первый период своего творческого пути Пушкин был любим соотечественниками.
В высшей степени важно__дети приучались еще с юных лет работать.
Чувство гуманности оскорбляется__люди не уважают в других человеческого достоинства...
Напрасно Афанасий Иванович шутил и хотел узнать__она так загрустила.
И лица их были такие измученные__эти люди несли на себе непомерную тяжесть.
Практическая работаВставьте в СПП необходимый по смыслу простой союз или союзное слово. Расставьте знаки препинания.Известно__в первый период

Слайд 19Практическая работа
Выделите грамматические основы в сложноподчинённых предложениях, определите тип придаточного предложения.

Укажите, чем прикрепляется придаточное предложение к главному (союзом или союзным словом). Расставьте недостающие знаки препинания.
А) 1. Мороз пробежал по всему телу при мысли в чьих руках я находился (Пушкин). 2. Я ведь прекрасно знаю чьи это шутки (Гоголь). 3. Я тот чей взор надежду губит (Лермонтов). 4. Чей бы ты ни был заходи (Лесков).
Б) 1. Разве не понимаешь ты кто я такая? (Лесков) 2. Пусть та дочь и выручает отца для кого он доставал аленький цветочек (Аксаков). 3. Мы кто случился дома выскочили из своих комнат (Аксаков). 4. Это не обещало благополучия ни пешему ни конному кто бы ни подвернулся (Лесков).
Практическая работаВыделите грамматические основы в сложноподчинённых предложениях, определите тип придаточного предложения. Укажите, чем прикрепляется придаточное предложение к

Слайд 20Практическая работа (продолжение)
В) 1. Он не дозволит себе того что могло

бы бросить тень на его поведение (Лесков). 2. Что бы вы ни говорили я не поверю в его виновность (Лесков). 3. Возбуждение Фермора достигло такой степени что судорога перехватила ему горло (Лесков). 4. В котлетах что подавали за завтраком было очень много луку (Чехов). 5. Главным в их встрече было то что оба не смогли сказать друг другу (Гроссман). 6. Егорушка услышал тихое очень ласковое журчание и почувствовал что к его лицу прохладным бархатом прикоснулся какой-то другой воздух (Чехов). 7. Молодые тетеревята долго не откликались на мой свист вероятно оттого что я свистел недостаточно естественно (Тургенев). 8. Борис ещё поморщился немного что пьяница пред чаркою вина (Пушкин).
Г) 1. И он не знает чем излить свою досаду (Лесков). 2. Я тот чем был чем есть чем буду (Полежаев). 3. Аврора приехала несколько раньше чем обещала (Лесков). 4. Чем ночь темней тем ярче звёзды (Майков). 5. Чем ушибся тем и лечись (пословица).
Практическая работа (продолжение)В) 1. Он не дозволит себе того что могло бы бросить тень на его поведение

Слайд 21Домашнее задание
Выполнить лекцию 5.9 в СДО

Домашнее задание Выполнить лекцию 5.9 в СДО

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть