Слайд 1Урок русского языка в 7 классе
Щербакова Анна Владимировна, учитель русского языка
и литературы
Слайд 2Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка...
(Телега жизни)
Определите, какой частью речи
является выделенное слово.
Слайд 3И тяжело Нева дышала,
Как с битвы прибежавший конь.
(Медный всадник)
Слайд 4«Эй! Пошел, ямщик!..» – «Нет мочи:
Коням, барин, тяжело...»
(Бесы)
Слайд 5Урок русского языка
по теме
«Слова категории состояния»
7 класс
Слайд 7Цель урока: сформировать знания о словах категории состояния, их отличии от
наречий.
Слайд 8Задачи:
образовательная: актуализировать знания по теме «Наречие», раскрыть основные черты слов категории
состояния, научить отличать слова категории состояния от омонимичных им кратких форм прилагательных и наречий.
воспитательная: привить интерес к изучению родного слова, воспитать бережное отношение к русскому языку, приобщить учеников к нормам речевого этикета;
развивающая: развивать аналитическое мышление, познавательную активность, коммуникативные способности;
Слайд 9Лев Владимирович
Щерба
Виктор Владимирович
Виноградов
(1880–1944), русский лингвист, специалист по общей лингвистике, русскому,
славянским и французскому языкам.
(1895-1969), русский литературовед и лингвист-русист, академик АН СССР (1946), доктор филологических наук, лауреат Сталинской премии (1951).
Слайд 12Алгоритм определения слов категории состояния
в предложении
Найти односоставное предложение с главным
членом в форме сказуемого.
Определить, лексическое значение данного слова. Если оно обозначает душевное состояние, оценку состояния, состояние природы или физическое состояние человека, то это категория состояния.
Слайд 14Очень часто СКС можно встретить в художественных произведениях. Сейчас мы с
вами в этом убедимся. Но прежде чем самостоятельно попробуем найти в примерах СКС, мы послушаем отрывок из аудиокниги «Антоновские яблоки» И.А.Бунина. Его произведения всегда отличались особым лиризмом, слова и выражения автор подбирает таким образом, что мы, читая их, слышим запахи, звуки, ощущаем вкусы. Прослушайте отрывок, определите на слух СКС и подумайте, для чего автор использует эту часть речи, какова ее функция в художественном тексте.
Слайд 17Лингвистический анализ текста
Андрей Платонович Платонов
«Неизвестный цветок»
Слайд 18
Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и
ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев.
Слайд 19Попробуйте подобрать СКС к картинкам!
Слайд 20Опишите с помощью слов категории состояния душевное состояние.
Слайд 231) Ему и больно и смешно, / А мать грозит ему
в окно… (Пушкин)
2) Было душно, жарко, шумно. Пахло борщом, подгорелым маслом (Коновалов)
3) Сейчас рокотание трактора показалось бы мне слаще самой светлой музыки. Но тихо было вокруг (Солоухин)
4) – Нет, душа моя, для меня уж нет таких балов, где весело, – сказала Анна (Л. Толстой)
5) На дворе накрапывал дождь, было очень темно (Чехов)
6) У меня зимой в избушке сыро, холодно (Никитин)
7) Ах, няня, няня, я тоскую, / Мне тошно, милая моя… (Пушкин)
8) Стало горячо сердцу (А. Толстой)
9) Охота вам было ввязываться? (А. И. Куприн)
Слайд 24Проверочное тестирование
Укажите верное определение.
Категория состояния – это часть речи, которая обозначает:
А.
проявляющийся во времени признак предмета по действию
Б. состояние природы, окружающей среды, человека
В. признак действия
Г. добавочное действие при основном
Слайд 25Какая из перечисленных частей речи относится к изменяемым?
□ 1) причастие
□ 2) деепричастие
□ 3) наречие
□ 4) категория состояния
Слайд 26В каком примере выделенное слово является категорией состояния?
Он ВЕСЕЛО посмотрел вокруг.
Ему
было ВЕСЕЛО.
Лицо его было ВЕСЕЛО.
Мы ВЕСЕЛО провели каникулы.
Слайд 28А теперь сыграем в игру. Я произношу слово, вам нужно добавить
к нему слово категории состояния (одно или в сочетании с инфинитивом глагола), чтобы получилось безличное предложение. Можно использовать слова всех групп по значению:
мне...
моему соседу (соседке)…
в классе…
на улице…
сегодня...
на уроке...
на перемене...
на душе...
моим одноклассникам...
Слайд 305. Цифровой диктант. Если в словосочетании или предложении вы слышите СКС,
то ставите цифру 1, если в примерах нет СКС, то 0. Работа индивидуальная, один человек у доски.
1 – Мне грустно.
2 – Тихо льётся.
3 - Ночь светла и прекрасна.
4 – Легко на душе.
5 – Мерцают загадочно и таинственно.
6 – Воздух свеж и прохладен.
7 – Было весело и печально одновременно.
8 – Месяц величественно плывёт над землёй.
9 – Стало холодно
10 – Жизнь удивительна.
Слайд 32Если согласны с высказыванием, то хлопаете, если нет - топаете.
1.СКС не
изменяются.
2.СКС отвечают на вопрос что.
3.СКС является в предложении обстоятельством.
4.СКС употребляется в безличном предложении.
5.СКС обозначает предмет.
6.СКС является сказуемым.
Слайд 33Домашнее задание:
создайте свою лирическую зарисовку на тему «Поздняя осень», используйте для
выражения своих чувств и впечатлений слова категории состояния.