Презентация, доклад по русскому языку на тему Слова категории состояния (7 класс)

Содержание

Хоть тяжело подчас в ней бремя, Телега на ходу легка...(Телега жизни)Определите, какой частью речи является выделенное слово.

Слайд 1Урок русского языка в 7 классе
Щербакова Анна Владимировна, учитель русского языка

и литературы
Урок русского языка в 7 классеЩербакова Анна Владимировна, учитель русского языка и литературы

Слайд 2Хоть тяжело подчас в ней бремя, Телега на ходу легка...

(Телега жизни)
Определите, какой частью речи

является выделенное слово.
Хоть тяжело подчас в ней бремя, Телега на ходу легка...(Телега жизни)Определите, какой частью речи является выделенное слово.

Слайд 3И тяжело Нева дышала, Как с битвы прибежавший конь.

(Медный всадник)

И тяжело Нева дышала, Как с битвы прибежавший конь.(Медный всадник)

Слайд 4«Эй! Пошел, ямщик!..» – «Нет мочи: Коням, барин, тяжело...»

(Бесы)

«Эй! Пошел, ямщик!..» – «Нет мочи: Коням, барин, тяжело...»(Бесы)

Слайд 5Урок русского языка по теме «Слова категории состояния»
7 класс

Урок русского языка  по теме  «Слова категории состояния»7 класс

Слайд 7Цель урока: сформировать знания о словах категории состояния, их отличии от

наречий.
Цель урока: сформировать знания о словах категории состояния, их отличии от наречий.

Слайд 8Задачи:
образовательная: актуализировать знания по теме «Наречие», раскрыть основные черты слов категории

состояния, научить отличать слова категории состояния от омонимичных им кратких форм прилагательных и наречий.
воспитательная: привить интерес к изучению родного слова, воспитать бережное отношение к русскому языку, приобщить учеников к нормам речевого этикета;
развивающая: развивать аналитическое мышление, познавательную активность, коммуникативные способности;
Задачи: 	образовательная: актуализировать знания по теме «Наречие», раскрыть основные черты слов категории состояния, научить отличать слова категории состояния

Слайд 9Лев Владимирович
Щерба
Виктор Владимирович
Виноградов
(1880–1944), русский лингвист, специалист по общей лингвистике, русскому,

славянским и французскому языкам.

(1895-1969), русский литературовед и лингвист-русист, академик АН СССР (1946), доктор филологических наук, лауреат Сталинской премии (1951).

Лев ВладимировичЩербаВиктор Владимирович Виноградов(1880–1944), русский лингвист, специалист по общей лингвистике, русскому, славянским и французскому языкам.(1895-1969), русский литературовед

Слайд 12Алгоритм определения слов категории состояния в предложении
Найти односоставное предложение с главным

членом в форме сказуемого.
Определить, лексическое значение данного слова. Если оно обозначает душевное состояние, оценку состояния, состояние природы или физическое состояние человека, то это категория состояния.
Алгоритм определения слов категории состояния  в предложенииНайти односоставное предложение с главным членом в форме сказуемого.Определить, лексическое

Слайд 14Очень часто СКС можно встретить в художественных произведениях. Сейчас мы с

вами в этом убедимся. Но прежде чем самостоятельно попробуем найти в примерах СКС, мы послушаем отрывок из аудиокниги «Антоновские яблоки» И.А.Бунина. Его произведения всегда отличались особым лиризмом, слова и выражения автор подбирает таким образом, что мы, читая их, слышим запахи, звуки, ощущаем вкусы. Прослушайте отрывок, определите на слух СКС и подумайте, для чего автор использует эту часть речи, какова ее функция в художественном тексте.
Очень часто СКС можно встретить в художественных произведениях. Сейчас мы с вами в этом убедимся. Но прежде

Слайд 17Лингвистический анализ текста
Андрей Платонович Платонов
«Неизвестный цветок»

Лингвистический анализ текстаАндрей Платонович Платонов«Неизвестный цветок»

Слайд 18 Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и

ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев.
Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не

Слайд 19Попробуйте подобрать СКС к картинкам!

Попробуйте подобрать СКС к картинкам!

Слайд 20Опишите с помощью слов категории состояния душевное состояние.

Опишите с помощью слов категории состояния душевное состояние.

Слайд 22Найди СКС

Найди СКС

Слайд 231) Ему и больно и смешно, / А мать грозит ему

в окно… (Пушкин)
2) Было душно, жарко, шумно. Пахло борщом, подгорелым маслом (Коновалов)
3) Сейчас рокотание трактора показалось бы мне слаще самой светлой музыки. Но тихо было вокруг (Солоухин)
4) – Нет, душа моя, для меня уж нет таких балов, где весело, – сказала Анна (Л. Толстой)
5) На дворе накрапывал дождь, было очень темно (Чехов)
6) У меня зимой в избушке сыро, холодно (Никитин)
7) Ах, няня, няня, я тоскую, / Мне тошно, милая моя… (Пушкин)
8) Стало горячо сердцу (А. Толстой)
9) Охота вам было ввязываться? (А. И. Куприн)
1) Ему и больно и смешно, / А мать грозит ему в окно… (Пушкин)2) Было душно, жарко,

Слайд 24Проверочное тестирование
Укажите верное определение.
Категория состояния – это часть речи, которая обозначает:
А.

проявляющийся во времени признак предмета по действию
Б. состояние природы, окружающей среды, человека
В. признак действия
Г. добавочное действие при основном
Проверочное тестированиеУкажите верное определение.	Категория состояния – это часть речи, которая обозначает:А. проявляющийся во времени признак предмета по

Слайд 25Какая из перечисленных частей речи относится к изменяемым?
□ 1) причастие
□ 2) деепричастие
□ 3) наречие
□ 4) категория состояния

Какая из перечисленных частей речи относится к изменяемым?□ 1) причастие□ 2) деепричастие□ 3) наречие□ 4) категория состояния

Слайд 26В каком примере выделенное слово является категорией состояния?
Он ВЕСЕЛО посмотрел вокруг.
Ему

было ВЕСЕЛО.
Лицо его было ВЕСЕЛО.
Мы ВЕСЕЛО провели каникулы.
В каком примере выделенное слово является категорией состояния? Он ВЕСЕЛО посмотрел вокруг.Ему было ВЕСЕЛО.Лицо его было ВЕСЕЛО.Мы

Слайд 28А теперь сыграем в игру. Я произношу слово, вам нужно добавить

к нему слово категории состояния (одно или в сочетании с инфинитивом глагола), чтобы получилось безличное предложение. Можно использовать слова всех групп по значению:
мне...
моему соседу (соседке)…
в классе…
на улице…
сегодня...
на уроке...
на перемене...
на душе...
моим одноклассникам...
А теперь сыграем в игру. Я произношу слово, вам нужно добавить к нему слово категории состояния (одно

Слайд 305. Цифровой диктант. Если в словосочетании или предложении вы слышите СКС,

то ставите цифру 1, если в примерах нет СКС, то 0. Работа индивидуальная, один человек у доски.
 
1 – Мне грустно.
2 – Тихо льётся.
3 - Ночь светла и прекрасна.
4 – Легко на душе.
5 – Мерцают загадочно и таинственно.
6 – Воздух свеж и прохладен.
7 – Было весело и печально одновременно.
8 – Месяц величественно плывёт над землёй.
9 – Стало холодно
10 – Жизнь удивительна.
5. Цифровой диктант. Если в словосочетании или предложении вы слышите СКС, то ставите цифру 1, если в

Слайд 32Если согласны с высказыванием, то хлопаете, если нет - топаете.
1.СКС не

изменяются.
2.СКС отвечают на вопрос что.
3.СКС является в предложении обстоятельством.
4.СКС употребляется в безличном предложении.
5.СКС обозначает предмет.
6.СКС является сказуемым.
Если согласны с высказыванием, то хлопаете, если нет - топаете.1.СКС не изменяются. 2.СКС отвечают на вопрос что.

Слайд 33Домашнее задание:

создайте свою лирическую зарисовку на тему «Поздняя осень», используйте для

выражения своих чувств и впечатлений слова категории состояния.
Домашнее задание:создайте свою лирическую зарисовку на тему «Поздняя осень», используйте для выражения своих чувств и впечатлений слова

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть