Презентация, доклад по русскому языку на тему Слова с эмоциональной окраской по учебнику А.Д. Шмелева

Содержание

Эмоциональная оценка словаМногие слова не только определяют понятия, но и выражают отношение к ним говорящего.Например, восхищаясь красотой белого цветка, можно назвать его белоснежным, белехоньким, лилейным. Эти слова эмоционально окрашены: положительная оценка отличает их от нейтрального определения

Слайд 1Слова с эмоциональной лексикой.
Экспрессия (лат. expressio — выражение) — выразительность, сила

проявления чувств, переживаний.
Слова с эмоциональной лексикой.Экспрессия (лат. expressio — выражение) — выразительность, сила проявления чувств, переживаний.

Слайд 2Эмоциональная оценка слова
Многие слова не только определяют понятия, но и выражают

отношение к ним говорящего.
Например, восхищаясь красотой белого цветка, можно назвать его белоснежным, белехоньким, лилейным.
Эти слова эмоционально окрашены: положительная оценка отличает их от нейтрального определения белый.
Эмоциональная окраска слова может выражать и отрицательную оценку называемого понятая: белобрысый, белесый. Поэтому эмоциональную лексику называют еще оценочной (эмоционально-оценочной).
Эмоциональная оценка словаМногие слова не только определяют понятия, но и выражают отношение к ним говорящего.Например, восхищаясь красотой

Слайд 3Слова, эмоционально окрашенные, классифицируют на:
1) лексику, выражающую положительную оценку называемых

понятий, и
2) лексику, выражающую отрицательную оценку называемых понятий.
В первую группу войдут слова высокие, ласкательные, отчасти - шутливые; во вторую - иронические, неодобрительные, бранные, презрительные, вульгарные
Слова, эмоционально окрашенные, классифицируют на: 1) лексику, выражающую положительную оценку называемых понятий, и 2) лексику, выражающую отрицательную

Слайд 4Например, вместо слова хороший, приходя в восторг от чего-либо, мы говорим

прекрасный, замечательный, восхитительный, чудесный; можно сказать не люблю, но нетрудно найти и более сильные, колоритные слова ненавижу, презираю, питаю отвращение.
Например, вместо слова хороший, приходя в восторг от чего-либо, мы говорим прекрасный, замечательный, восхитительный, чудесный; можно сказать

Слайд 5На эмоционально-экспрессивную окраску слова влияет его значение.
Так, резко отрицательную оценку

получили у нас такие слова, как фашизм, репрессии.
Положительная оценка закрепилась за словами прогрессивный, миролюбивый, антивоенный.
На эмоционально-экспрессивную окраску слова влияет его значение. Так, резко отрицательную оценку получили у нас такие слова, как

Слайд 6Нередко одно нейтральное слово имеет несколько экспрессивных синонимов, ср.: несчастье -

горе, бедствие, катастрофа; буйный - безудержный, неукротимый, неистовый, яростный.
Нередко одно нейтральное слово имеет несколько экспрессивных синонимов, ср.: несчастье - горе, бедствие, катастрофа; буйный - безудержный,

Слайд 7В составе эмоциональной лексики можно выделить три группы.
1. Многозначные слова, нейтральные

в основном значении, получают эмоциональный оттенок при переносном употреблении. Так, о человеке определенного характера можно сказать: шляпа, тряпка, тюфяк, дуб, слон, медведь, змея, орел, ворона, петух, попугай
В составе эмоциональной лексики можно выделить три группы.1. Многозначные слова, нейтральные в основном значении, получают эмоциональный оттенок

Слайд 8В составе эмоциональной лексики можно выделить три группы.
2. Слова с суффиксами

субъективной оценки, передающие различные оттенки чувств: сыночек, дочурка, бабуля, солнышко, аккуратненько, близехонько - положительные эмоции; бородища, детина, казенщина - отрицательные.
В составе эмоциональной лексики можно выделить три группы.2. Слова с суффиксами субъективной оценки, передающие различные оттенки чувств:

Слайд 9В составе эмоциональной лексики можно выделить три группы:
3. Слова, содержащие оценку

фактов, явлений, признаков, дающие однозначную характеристику людей:
воодушевить, восхитительный, дерзание, непревзойденный, первопроходец, предначертать, провозвестник, самопожертвование, безответственный, брюзга, двурушник, делячество, допотопный, напакостить, опорочить, очковтирательство, подхалим, пустозвон, разгильдяй.

Такие слова, как правило, однозначны
В составе эмоциональной лексики можно выделить три группы:3. Слова, содержащие оценку фактов, явлений, признаков, дающие однозначную характеристику

Слайд 10Упражнения
1.Составьте предложения со словами
мостики мосток, реченька и речонка; выделите суффикс в

этих словах, попытайтесь объяснить разницу в значениях слов.
2. Выделите суффиксы в словах; проследите, как меняется лексическое значение слова в зависимости от добавочных оттенков значений суффиксов
Река-речка-речушка-реченька-речонка.

Упражнения1.Составьте предложения со словамимостики мосток, реченька и речонка; выделите суффикс в этих словах, попытайтесь объяснить разницу в

Слайд 11Упражнения
3. Помните, что слова с переносным значением помогают нам образно передавать

в речи наши чувства, нашу оценку того, о чём мы говорим. В данных ниже предложениях найдите слова,употреблённые в переносном значении; определите,какое отношение к лицу, действию они выражают:
А) У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том…(А. С. Пушкин) – У моей бабушки золотые руки.
Б) Ворона каркнула во всё воронье горло…(И. А. Крылов) - Эх, ты, ворона! Такой мяч пропустил!
В) Серёжа плавал на уроке математики. –Стебли цветов купались в воде, у самого же края плавал большой лепесток тюльпана.(Г. Х. Андерсен)
Упражнения3. Помните, что слова с переносным значением помогают нам образно передавать в речи наши чувства, нашу оценку

Слайд 12Прочитайте стихотворение И. Новикова «Теленочек»; выпишите слова с суффиксами эмоциональной окраски.
Я

теленочка ласкала,
Он был маленький...
Свежей травкой угощала
У завалинки.
Я теленочка любила,
Был он нежненький.
Я водичкою поила
Самой свеженькой.

Как над маленьким я пела
Над ребеночком,
Навсегда ему велела:
«Будь теленочком!
Пусть большие все коровы
— Ты будь маленький!
Травки дам тебе я новой
У завалинки».

Прочитайте стихотворение И. Новикова «Теленочек»; выпишите слова с суффиксами эмоциональной окраски.Я теленочка ласкала, Он был маленький... Свежей

Слайд 13Упражнения
4. Составьте предложения с данными словами, употребляя их в переносном значении.

Какую оценку людей они помогают нам выразить?
Попугай, лиса, пустой, железный,золотой.
5. К данным словам подберите синонимы, которыми вы пользуетесь в разговорной речи.
Запачкаться, сердиться, важничать,лгать.
6. С данными экспрессивными словами составьте предложения. Скажите, какое чувство, какую оценку они выражают.
Злюка, тихоня, лодырь, щедрый.
7. Подчеркните слова, чаще употребляющиеся в книжной речи.
Негодовать, сердиться; ликовать,радоваться; прискорбный, печальный.
(При затруднении обращайтесь к словарям)

Упражнения4. Составьте предложения с данными словами, употребляя их в переносном значении. Какую оценку людей они помогают нам

Слайд 14 Домашнее задание. §7, упр. 57 стр. 249

Домашнее задание.  §7, упр. 57 стр. 249

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть