Слайд 1Слова с эмоциональной лексикой.
Экспрессия (лат. expressio — выражение) — выразительность, сила
проявления чувств, переживаний.
Слайд 2Эмоциональная оценка слова
Многие слова не только определяют понятия, но и выражают
отношение к ним говорящего.
Например, восхищаясь красотой белого цветка, можно назвать его белоснежным, белехоньким, лилейным.
Эти слова эмоционально окрашены: положительная оценка отличает их от нейтрального определения белый.
Эмоциональная окраска слова может выражать и отрицательную оценку называемого понятая: белобрысый, белесый. Поэтому эмоциональную лексику называют еще оценочной (эмоционально-оценочной).
Слайд 3Слова, эмоционально окрашенные, классифицируют на:
1) лексику, выражающую положительную оценку называемых
понятий, и
2) лексику, выражающую отрицательную оценку называемых понятий.
В первую группу войдут слова высокие, ласкательные, отчасти - шутливые; во вторую - иронические, неодобрительные, бранные, презрительные, вульгарные
Слайд 4Например, вместо слова хороший, приходя в восторг от чего-либо, мы говорим
прекрасный, замечательный, восхитительный, чудесный; можно сказать не люблю, но нетрудно найти и более сильные, колоритные слова ненавижу, презираю, питаю отвращение.
Слайд 5На эмоционально-экспрессивную окраску слова влияет его значение.
Так, резко отрицательную оценку
получили у нас такие слова, как фашизм, репрессии.
Положительная оценка закрепилась за словами прогрессивный, миролюбивый, антивоенный.
Слайд 6Нередко одно нейтральное слово имеет несколько экспрессивных синонимов, ср.: несчастье -
горе, бедствие, катастрофа; буйный - безудержный, неукротимый, неистовый, яростный.
Слайд 7В составе эмоциональной лексики можно выделить три группы.
1. Многозначные слова, нейтральные
в основном значении, получают эмоциональный оттенок при переносном употреблении. Так, о человеке определенного характера можно сказать: шляпа, тряпка, тюфяк, дуб, слон, медведь, змея, орел, ворона, петух, попугай
Слайд 8В составе эмоциональной лексики можно выделить три группы.
2. Слова с суффиксами
субъективной оценки, передающие различные оттенки чувств: сыночек, дочурка, бабуля, солнышко, аккуратненько, близехонько - положительные эмоции; бородища, детина, казенщина - отрицательные.
Слайд 9В составе эмоциональной лексики можно выделить три группы:
3. Слова, содержащие оценку
фактов, явлений, признаков, дающие однозначную характеристику людей:
воодушевить, восхитительный, дерзание, непревзойденный, первопроходец, предначертать, провозвестник, самопожертвование, безответственный, брюзга, двурушник, делячество, допотопный, напакостить, опорочить, очковтирательство, подхалим, пустозвон, разгильдяй.
Такие слова, как правило, однозначны
Слайд 10Упражнения
1.Составьте предложения со словами
мостики мосток, реченька и речонка; выделите суффикс в
этих словах, попытайтесь объяснить разницу в значениях слов.
2. Выделите суффиксы в словах; проследите, как меняется лексическое значение слова в зависимости от добавочных оттенков значений суффиксов
Река-речка-речушка-реченька-речонка.
Слайд 11Упражнения
3. Помните, что слова с переносным значением помогают нам образно передавать
в речи наши чувства, нашу оценку того, о чём мы говорим. В данных ниже предложениях найдите слова,употреблённые в переносном значении; определите,какое отношение к лицу, действию они выражают:
А) У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том…(А. С. Пушкин) – У моей бабушки золотые руки.
Б) Ворона каркнула во всё воронье горло…(И. А. Крылов) - Эх, ты, ворона! Такой мяч пропустил!
В) Серёжа плавал на уроке математики. –Стебли цветов купались в воде, у самого же края плавал большой лепесток тюльпана.(Г. Х. Андерсен)
Слайд 12Прочитайте стихотворение И. Новикова «Теленочек»; выпишите слова с суффиксами эмоциональной окраски.
Я
теленочка ласкала,
Он был маленький...
Свежей травкой угощала
У завалинки.
Я теленочка любила,
Был он нежненький.
Я водичкою поила
Самой свеженькой.
Как над маленьким я пела
Над ребеночком,
Навсегда ему велела:
«Будь теленочком!
Пусть большие все коровы
— Ты будь маленький!
Травки дам тебе я новой
У завалинки».
Слайд 13Упражнения
4. Составьте предложения с данными словами, употребляя их в переносном значении.
Какую оценку людей они помогают нам выразить?
Попугай, лиса, пустой, железный,золотой.
5. К данным словам подберите синонимы, которыми вы пользуетесь в разговорной речи.
Запачкаться, сердиться, важничать,лгать.
6. С данными экспрессивными словами составьте предложения. Скажите, какое чувство, какую оценку они выражают.
Злюка, тихоня, лодырь, щедрый.
7. Подчеркните слова, чаще употребляющиеся в книжной речи.
Негодовать, сердиться; ликовать,радоваться; прискорбный, печальный.
(При затруднении обращайтесь к словарям)
Слайд 14 Домашнее задание.
§7, упр. 57 стр. 249