Слайд 1 Разноуровневые задания при подготовке к олимпиаде по русскому языку. 9
класс
Работа выполнена учителем МБОУ «Петровская школа № 1
Красногвардейского района Республики Крым
Прохорец А.В.
Слайд 2Вступление
Подготовка учащихся к
олимпиаде – долгий и кропотливый процесс, требующий от учителя определённой системы действий и наличия необходимого методического материала для их реализации. В основе подготовки к олимпиадам должен лежать принцип системности и непрерывности: подготовка к интеллектуальным состязаниям должна быть постоянным процессом, начинающимся ещё в начальной школе. Работу с учащимися необходимо продолжить в 5 классе, так как предстоит углубленно изучать такие разделы русского языка, как фонетика, орфоэпия, орфография, лексика, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис, пунктуация, культура речи, история русского языка. Такая деятельность предполагает поэтапную подготовку учащихся.
Слайд 3Памятка для учеников при подготовке к олимпиаде по русскому языку
1.Пользуйтесь
словарями: толковыми, орфоэпическими, этимологическими, словообразовательными, фразеологическими и др.
2. Изучите орфоэпический и орфографический минимум для учащихся (ударение, произношение, написание)
3. Повторите грамматические нормы употребления слов по учебным пособиям Д.Я. Розенталя.
4. Воспользуйтесь фразеологическим словарем. Важно уметь разъяснять значения устойчивых сочетаний слов, подбирать к ним синонимичные фразеологизмы и антонимы.
5. Научитесь хорошо видеть строение сложных (простых) предложений, составлять их схемы, определять виды придаточных предложений и способы их подчинения, расставлять знаки препинания.
.
Слайд 4Продолжение памятки
6. Повторите материал о типах текста и стилях речи.
7.
Изучите требования к написанию сочинений. Научитесь аргументировать свои мысли и при этом не уходить от темы сочинения.
8.. Прочитайте материал о некоторых известных ученых-языковедах (В.В. Виноградове, А.А. Потебне, И.А. Бодуэне де Куртене и др.), об их открытиях в области русского языка, об их научных работах в области русской филологии
9. Изучите сведения из области старославянского языка.
Слайд 5Полезные интернет-ресурсы
Всероссийская олимпиада школьников
http://www.rosolymp.ru/
Сайт подготовки учащихся к олимпиаде по русскому языку
http://rusolimp.kopeisk.ru/
Литература
по подготовке к олимпиаде по русскому языку
http://es1301.ru/olimpiads/510-podg-olimp-russ#_=_
Сайт учителя русского языка Перовой И. Н.
(материал для подготовки к олимпиадам по русскому языку)
Перейти
«Олимпийский портал» (Челябинск)
http://olymp74.ru/index.php?razd=0&page=event&id=663
Слайд 6Продолжение
Открытая международная олимпиада по русскому языку «Светозар»
http://www.svetozar.ru/
Олимпиада школьников «Ломоносов»
http://www.philol.msu.ru/~pk/lomonosovrus.html
Высшая школа экономики
(олимпиадные задания по русскому языку и их разбор)
http://olymp.hse.ru/mmo/tasks-rus
Слайд 7Система подготовки учеников к олимпиаде
базовая школьная подготовка по
предмету;
подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
целенаправленная подготовка к участию на определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
Слайд 8Базовая подготовка по предмету
Фонетика.
• Какими буквами и звуками различаются (не
различаются) пары слов:
а) был — бил;
б) вол — вёл;
в) сел—съел;
г) подождём — под дождём
д) подержать — поддержать?
• По каким фонетическим признакам можно догадаться, что выделенные слова в приведенных ниже отрывках из стихотворения А.С. Пушкина «Воспоминания о Царском Селе» - старославянизмы? С какой целью старославянизмы используются в этом произведении?
1.Навис покров угрюмой нощи...
2.И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывёт в сребристых облаках.
З.Здесь каждый шаг в душе рождает
Воспоминанья прежних лет.
Слайд 10Графика. Орфография.
Кто и когда ввёл в употребление букву Ё?
Почему
буква i в кириллице носила название «и десятеричное»?
Слайд 12Лексикология. Фразеология.
Приведенные ниже устаревшие слова распределите по двум столбикам:
1) архаизмы; 2) историзмы.
В чём отличие архаизмов от историзмов?
Лицедей, чело, опричник, дьяк, уста, пиит, урядник, ланиты, купец, помещик, зерцало.
Заспорили ребята. Виктор говорит: «Слово пионер новое в нашем языке, а названия учебных заведений лицей и гимназия — устаревшие». Игорь возражает: «Наоборот, слово пионер — устаревшее, а лицей и гимназия - новые». Кто прав?
Подберите синонимы к следующим фразеологизмам:
ломать голову, хватать на лету, без сучка без задоринки, два сапога пара.
Допишите фразеологизмы:
дрожит ...; надулся ...; катается ...; ворона ...; путеводная ...; ни к селу…; морочить ...; первая ...; мокрая ... : до мозга …
Слайд 13Орфоэпия. Словообразование.
Выпишите слова, в которых ударение падает на
третий слог.
Квартал, некролог, иконопись, донельзя, благовест, газопровод, туфля, балуюсь, баловаться, обеспечение.
Какой корень выделяется в косвенных падежах местоимения он?
Образуйте деепричастие несовершенного вида от глаголов гнать, тонуть, печь, писать.
Выделяются ли суффиксы в словах воробей, соловей, муравей?
С точки зрения современного языка в приведенных словах корень совпадает с основой. Какие морфемы можно выделить в этих словах с позиции истории языка? Объясните ответ.
Говядина, неделя, смородина, бельё, кольцо.
Слайд 14Таблицы
Деепричастия несовершенного вида не образуются:
от глаголов на
-чь
беречь, мочь, жечь, печь, стричь, стеречь… ;
от глаголов на -нуть
вянуть, тонуть, пахнуть, киснуть… ;
от глаголов, у которых в основе настоящего времени нет гласных
тку, лгу, рву, шью, пью… ;
от большинства глаголов с основой на шипящий в настоящем времени:
вяжу, мажу, пишу, кажусь.
гнать- гну, тонУТЬ, пеЧЬ, писать- пиШу
Выделяются ли суффиксы в словах воробей, соловей, муравей?
сълав'-j-a
сълав'-j-у
сълав'-j-ом
сълав'-j-э
Слайд 15
Морфология. Синтаксис.
Какой частью речи является слово один в следующих предложениях:
а) В задачнике жили один да один. (С. Маршак)
б) Выхожу один я на дорогу. (М. Лермонтов).
Одушевлёнными или неодушевлёнными являются имена существительные студенчество и молодёжь?
Выделите грамматические основы в предложениях:
1) Со всех сторон собак сбежалося с полсотни. (И.А. Крылов).
2) Мы с приятелем вдвоём замечательно живем. (С.Михалков).
Найдите подлежащее и дополнение в предложении на древнерусском языке ОТЬЦЬ ЛЮБИТЪ СЫНЪ. Как будет звучать это предложение в современном русском языке?
Слайд 16Кружки, факультативы, курсы по выбору
Создание интеллект-карт по темам
Занятия-практикумы
Решение эвристических задач
Тесты по
темам
Творческие и индивидуальные задания
Рукописный справочник
Круглый стол
Информационный уголок
Страница на сайте
Слайд 17Тренировочные задания
1. Задание. Объясните лексическое значение выделенных слов. Какой след в
современном русском языке оставили эти слова?
1) Как ярилась, как кипела,
Как пылила, как гремела
Здесь народная война
В страшный день Бородина! (В. А. Жуковский)
2) Куда ни обращал он очи,
Безбрежну зыбь везде встречал;
Постылы дни, бездрёмны ночи
В унынье мрачном провожал. (В. В. Капнист)
Слайд 18Таблица
Одушевленные существител-ные (мн.ч. Вин.п.=мн.ч. Род.п.)
- Наименования живых существ:
школьник, летчик, медведь, окунь,
снегирь.
-Существительные, называющие кукол:
петрушка, матрешка, неваляшка, снеговик, робот.
-Боги и мифические существа, представляемые как живые:
леший, домовой, русалка, Юпитер, Марс.
Древние чтили Марса
- Названия шахматных и карточных фигур:
туз, валет, конь, ферзь, ладья.
-Существительные, обозначающие мертвого человека (исключение - слово труп)
Неодушевленные существитель-
ные (мн.ч. Вин.п.=мн.ч. Им.п.)
-Названия растений (*возможны исключения в научной литературе):
дуб, ромашка, одуванчик, сосна.
-Предметы и явления неживой природы:
камень, машина, радуга, море.
-Названия небесных светил:
Марс, Юпитер, Сатурн, Уран.
Изучать Марс
-Названия рыбных блюд:
килька, шпроты.
-Существительные, обозначающие совокупность живых существ:
народ, стая, полк, войско
-Собирательные существительные:
человечество, молодёжь, студенчество.
Слайд 19Тренировочные задания
2.Задание. Прочитайте глаголы. Что их объединяет? В какие три
группы их можно объединить? Ответ обоснуйте.
Дерзить, казаться, начаться, затмить, тошнить, чудить, вскипеть (о воде), вечереть, убедить, родиться, светать.
3.Задание. Определите синтаксическую функцию выделенных слов.
1) Тёплые дни лета в Овстуге светлы и радостны.
2) Храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери в Брянском районе был заложен в 1755 году.
3) Потом наступила пытка тишиной и молчанием.
4) Наша поездка в Орловское Полесье была удивительна.
5) Мы часто вспоминаем весь в цветах луг.
6) Природа учит нас понимать прекрасное.
.
Слайд 20Творческие задания
Напишите две миниатюры на заданную тему в публицистическом и художественном
стилях. Тема – «Судьба».
По данному началу напишите небольшой текст и озаглавьте его.
Герои, герои, герои... Как часто думается о том, что сила рождает одну жестокость и не способна родить добро, как ядерная бомба, которая не способна ни на что, кроме как однажды взорваться. А может, есть сила добрая и есть могущество, не прибегающее к жестокости? (В.Белов).
Слайд 21 Задания по изучению древнерусского языка.
Напишите буквы, имеющие данные названия. Каких
из них нет в современной азбуке?
АЗ, ЕРЫ, ЗЕЛО, ИЖЕИ, ШТА, КСИ, ПСИ, ПОКОИ, ИЖИЦА, ЮС МАЛЫИ, ФИТА, ЯТЬ.
4. В стихотворении А.С. Пушкина «Альфонс садится на коня» есть строки: «Вот выезжает он в долину; // Какую ж видит он картину? // Кругом пустыня, дичь и голь... // А в стороне торчит глаголь..». О чём идёт речь? Что увидел Альфонс?
Древнерусская азбука
АЗ- а, ЕРЫ - ы, ЗЕЛО, ИЖЕИ -и, ШТА- щ, КСИ, ПСИ, ПОКОИ - п, ИЖИЦА, ЮС МАЛЫИ, ФИТА, ЯТЬ.
Слайд 23Продолжение
Прочитайте устойчивые выражения. Скажите, что их объединяет? Объясните значение выражений и
расскажите историю их появления. Придумайте предложения с данными выражениями.
Аз да буки - и все науки. Начинать с азов. Повторять азы. Ни аза в глаза. От аза до ижицы. Не миновать глаголя. Смотреть глаголем. Мыслете пишет. Стоять, ходить фертом. Расставить столы покоем. Прописать ижицу. Писать собаку (корову) через ять. Сделать на ять. Фита и ижица - к ленивому плётка движется. Юсы строить.
2. Работа по переводу древнерусских текстов
1) титло (~) - использовались для сокращения слов: Б˜Г - БОГЪ, Г˜ДЬ - ГОСПОДЬ;
2) выносная буква - буква под титлом: БЫ с - БЫСТЬ; ИЕРС л МЪ - ИЕРУСАЛИМЪ;
3) паерок (S, S ) - заменяли ерь и ер: К S ТО - КЪТО;
4) значки для указания на мягкость согласных: КОН'Ь, КОНˆЬ – КОНЬ.
и др.
Слайд 24
Соотнесите слова под титлами и без них. Найдите значения непонятных слов
в толковом словаре.
С˜ТЫИ ,С˜NЪ ,N˜БО ,Б˜ЦА ,Д˜ХЪ , О˜ЦЬ ,АП˜ЛЪ,
ВЛ˜ДКА, АПОСТОЛЪ ,ОТЬЦЬ ,ВЛАДЫКА ,СВѦ ТЫИ,
СЫNЪ, БОГОРОДИЦА ,ДОУХЪ, NЕБО
Как называлась каждая из букв слова «кузов» в старой азбуке?
В нашем языке много «парных слов»: сторож – страж, млечный – молоко, дерево – древо. В корнях этих слов чередуются полногласные и непол-ногласные сочетания букв. Напишите, что вы знаете об этом фонетическом явлении в русском языке. Приведите примеры таких сочетаний.
Слайд 25Задания повышенного уровня трудности
Задание 1.
Ниже приведены условия
задачи из «Арифметики» Магницкого. Прочитайте и переведите задачу насовременный русский язык. Укажите, какие старинные меры длины и массы встретились вам в этом тексте.
Укажите современное значение этих единиц. Решать задачу не требуется.
Или паки въ ситцевомъ слuчаи, егда нhкто подрядилъ извощиковъ товаръ вести во иный градъ, а товарu было 55 пuдъ, на 3-хъ возахъ, а разсто#нiе же междu градовъ 150 верстъ, извозu дати 6 рублевъ, но техъ же извощиковъ послалъ во иной градъ, прибавивъ товарu и цhны, и разсто#нiе пUти длинhе стало, но товарU было 90 пUдъ, а подводъ 50, разстояние пUти 400 верстъ. Что оубо достоитъ дати за извозъ.
Слайд 26Ответ :
Перевод:
Или ещё в таком случае, ко (или: товару) было
55 пудов, на трёх возах, а расстояние (или: расстояние же) между городами 150 вёрст, извозчикам следовало (или: надлежало, нужно было и т.п.) дать 6 рублей, но тех же извозчиков (или: но их же) послал в другой город, прибавив товара (или: товару) и цены, и путь (или: расстояние) длиннее стал(стало). Товара (или: товару) было 90 пудов, а подвод 50, длина пути (или: расстояние) 400 вёрст. Что надлежит (или: следует, нужно и т.п.) дать за извоз?
Пуд – старинная русская мера веса. 1 пуд = 16, 38 кг.
Верста – старинная русская мера длины. 1 верста = 1,0668 км. Допустимо засчитать как верные ответы округлённые единицы: 1 пуд = 16 кг, 1 верста = 1,07 (или 1,1) км.
Слайд 27
Задание 2. Проанализируйте современные значения слов трава, травить, отрава. Как вы
думаете, связаны ли они этимологически? Сформулируйте первоначальное значение слова трава.
Ответ: Существительное трава первоначально обозначало «то, что потребляется, съедается, т.е. пища, корм». В некоторых русских диалектах трава и сейчас обозначает «всё съедаемое». Древнейшее однокоренное слово травити в значении «перетирать, съедать» дало префиксальные глаголы потравить – «истребить траву» и отравить – «убить отравой или причинить чем-нибудь ядовитым вред». На базе этих глаголов возникли существительные: потрава – «порча, истребление посевов трав» и отрава – «ядовитое вещество».
Слайд 28
Задание 3.
« —Ты, бабушка, неправильно меня скороговорке учила, — заявила
третьеклассница Маша, придя из школы.
—Какой скороговорке?
—А вот: ЕХАЛ ГРЕКА ЧЕРЕЗ РЕКУ,
ВИДИТ ГРЕКА: В РЕКЕ РАК.
СУНУЛ ГРЕКА РУКУ В РЕКУ —
РАК ЗА РУКУ ГРЕКА ЦАП!
Здесь грамматическая ошибка!»
В какой строке ошибка, если Маша права?
(А) в первой; (Б) во второй; (В) в третьей; (Г) в четвёртой; (Д) Маша не права.
Кратко поясните Ваше решение.
Ответ
Маша совершенно права: существительное ГРЕКА (независимо от того, понимать ли его как имя собственное или как просторечный вариант нарицательного существительного грек относится к первому склонению; следовательно, его винительный падеж может выглядеть только как ГРЕКУ, но ни в коем случае не как ГРЕКА. Между тем в четвёртой строке представлена именно эта форма. Ответ: (Г)
Слайд 29Задание 4.
Найдите слова, выдуманные Н.С. Лесковым, автором «Сказа о тульском
косом Левше». Объясните способ их образования:
А. «Если бы, - говорит, - был лучше мелкоскоп, который в пять миллионов увеличивает, так вы изволили бы увидать, что на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал».
Б. «Перед каждым на виду висит долбица умножения».
В. «Мы на буреметр, - говорят, - смотрели: буря будет, потонуть можешь».
Ответ
Мелкоскоп от слова мелкий - по аналогии с образованием слова микроскоп.
Долбица - от глагола долбить.
Буреметр - от слова буря.
Слайд 30Задание 5.
Прочитайте текст и найдите речевую ошибку. Объясните, почему так
нельзя сказать (написать). Исправьте ошибку.
В известном театре премьера. Нет ничего удивительного в том, что уже за неделю до премьеры билетов в кассе нет. Театралы мечутся в поисках хоть каких-нибудь мест, критиков рассаживают на дополнительных стульчиках, даже режиссёр уступает кому-то своё место…
– Полный аншлаг, – удовлетворённо констатирует директор театра, обращаясь к администратору.
Тот улыбается: да, аншлаг полный.
Ответ
Допущена ошибка в использовании слова полный в сочетании со словом аншлаг. (1 балл). Слово аншлаг имеет значение «объявление о том, что проданы все билеты». Такое объявление не может быть полным или неполным (2 балла). Следует сказать без определения – «Аншлаг!»
Слайд 31Список литературы
Мария Казбек-Казиева: Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11
классы.
Князев С. В., Пожарицкая С. К. Современный русский литературный язык. Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия.
Олимпиады по русскому языку и литературе 9-11 классы/Сост. Г.М.Валкова, Т.А. Чернова. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2014. – Мастерская учителя словесника.
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫ-КУ И ЛИТЕРАТУРЕ (Из опыта работы учителей русского языка и литерату-ры) / сост.: Т.О. Скиргайло, Г. Х. Ахбарова. – 2-е изд., доп.– Казань: ИРО РТ, 2017. – 295 с.