Слайд 1Буквы О – А в корнях
-РАСТ-, -РАЩ-, -РОСТ-
Урок русского
языка в 5 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МБОУ «Нижне-Солотинская ООШ» Локтионовой Н.А.
Слайд 2Цель
Знать:
В каких случаях происходит чередование гласных О – А в
этих корнях
Слова-исключения правописания корней
-раст-, -ращ-, -рост-.
Уметь:
Распознавать слова с чередующимися О – А в кронях –раст-, -ращ-, -рост-
Обосновывать выбор гласных в этих корнях
Слайд 3Синтаксическая пятиминутка
Разберите предложение по членам
Объясните правописание пропущенной буквы.
Разберите по составу слово
распол…гался.
Туристический лагерь распол…гался в прекрасном лесу в окрестностях Москвы.
Слайд 4Пробное действие
Распол..гаться на берегу выр..стет тюльпан
Предпол..жить ответ
выр..щенный сад
подр..сли на грядке
отр..сль хозяйства
Слайд 5
Цель урока: Выявить условия написания гласных а - о в корнях
-раст- -ращ- -рос, научиться применять правило написания вариативного корня.
Тема урока: Буквы а – о в корнях
-раст- , -ращ- , -рос.
Слайд 6Понаблюдаем вместе!
произрастает выросла
выращивать
заросли
растение водоросли
Объясните условие выбора гласных О – А в корне.
Слайд 7Слова-исключения
Ростов
Росток
Ростислав
Ростовщик
Отрасль
Слайд 8Буквы о – а в корнях
рос- – раст- – ращ-
РОС
–
О напишем в корне рос-:
Вырос, перерос, подрос.
РАСТ-, РАЩ-
Но не путай никогда:
В раст- и ращ- напишем а.
Вырос, растение, ращу.
Исключения:
Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, отрасль.
Слайд 9Алгоритм действий
Выделить корень
Определить конечную согласную в корне
Помнить исключения
Сделать вывод
Слайд 10Вставьте пропущенные буквы
выр..стет тюльпан
выр..щенный сад
подр..сли на грядке
отр..сль хозяйства
Слайд 11
Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья
А.Шопенгауэр
Слайд 12Первичное закрепление во внешней речи
Объясните правописание гласной О – А в
корне слова.
Листья р…стения, молодая пор…сль, р…сток розы, разр…стаются розы, отр…сль промышленности, мальчик Р…стислав, морские водор…сли, выр…щивание молодняка, город Р…стов, зар…сли камыша, жадный р…стовщик.
Слайд 15Скороговорка
Росток рос, подрастал, произрастал и, наконец, вырос.
Слайд 16Работа с приложением на электронном носителе
Слайд 18Тестовое задание
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та
же буква?
Зар…сли, прил…гать
Предпол…жение, водор…сли
Подр…стать, изл…жение
Отр…щивать, ул…жить
Слайд 19
Дополнительное задание
Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора гласных в корнях:
Долго р..сло р..стение, выр..щенное р..стовщиком из Р..стова по имени Р..стислав, пока р..сток не перер..с возр..стной барьер, прор..с выше, пройдя сквозь все р..стительные преграды, став добычей работников пищевой отр..сли.
Слайд 20Рефлексия
Какую цель мы поставили на уроке?
Достигли ее? Докажите
В чем вы испытали
затруднения?
Что вам помогло их преодолеть?
Слайд 21Домашнее задание
1)параграф 85, (выучить правило),
упр. 454, 455( по выбору)
упр. 456
(устно)
А тем, кто уверен в своих знаниях, выполнить творческое задание: придумать шуточные четверостишия с использованием слов с чередующимися гласными А и О в корнях -раст- -ращ- -рос-