Презентация, доклад по русскому языку на тему Слова-паразиты в речи (8 класс)

Содержание

Культура речи – раздел языкознания, изучающий правильность и чистоту речи

Слайд 1МБОУ Сачковичская СОШ
Слова-паразиты в речи
Авторы проекта:
Ученик 7 класса
Свищук

Сергей

Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Слайковская Оксана Николаевна
 

2014-2015 уч.г.

МБОУ Сачковичская СОШСлова-паразиты в речи  Авторы проекта: Ученик 7 класса Свищук СергейРуководитель: учитель русского языка и

Слайд 2Культура речи – раздел языкознания, изучающий правильность и чистоту речи

Культура речи – раздел языкознания, изучающий правильность и чистоту речи

Слайд 3 Мы нынче как бы все глупеем - Все стали как

бы забывать, Что как бы даже не умеем Без «как бы» пару слов связать.
Добро бы было как бы в дело, Пусть даже как бы наугад. А то ведь как бы неумело И чаще как бы невпопад.
Ю.Важдаев

Мы нынче как бы все глупеем - Все стали как бы забывать, Что как бы

Слайд 4Цель проекта
Изучение проблемы засорённости речи учащихся 7 класса

словами – паразитами и поиски путей решения данной проблемы.

Задачи:

выяснить, почему слова называются «паразитами»;
рассмотреть группы слов, относящихся к «паразитам»;
провести анкетирование среди учащихся 5 «Б» класса;
проанализировать, насколько речь наших одноклассников соответствует нормам литературного языка;
определить, какие мероприятия помогут повысить культуру речи;
выпустить буклет-памятку «Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов-паразитов».

Цель проектаИзучение проблемы засорённости речи   учащихся  7 класса словами – паразитами

Слайд 5Объект исследования:
речь учащихся 5 «Б» класса

ГБОУ СОШ № 1018.

слова-паразиты, используемые учениками в устной речи.

Предмет исследования:

Гипотеза:

большинство подростков употребляют слова-паразиты потому, что не замечают их в своей речи или не придают значения проблеме засорённости языка.

Объект исследования:речь учащихся 5 «Б» класса

Слайд 6Методы исследования:
изучение литературы по теме,
наблюдение,
сравнение,
обобщение,
устный опрос,
анкетирование,


оформление результатов.

Методы исследования:изучение литературы по теме, наблюдение, сравнение, обобщение, устный опрос, анкетирование, оформление результатов.

Слайд 7
Слова-паразиты
В лингвистической литературе есть

целый ряд терминов, определяющих слова-паразиты: «вредные слова», «незнаменательная лексика», «лишние слова» (О. Б. Сиротина), «вставные элементы» (Т.А.Ладыженская), «слова-заменители» (Е.А.Земская), «упаковочный материал» (Л.В.Щерба).
Самое распространённое определение слов-паразитов, данное филологами: слова и звуки, засоряющие устную речь.


Враги чистоты речи

Слова-паразиты      В лингвистической литературе есть целый ряд терминов, определяющих слова-паразиты: «вредные

Слайд 8«Такскать»
(так сказать)
«Это»
«А именно»
«Например»
«Это самое»
«В принципе»
«Типа»
«Вот»
«Понимаешь»
«Короче говоря»
«В натуре»
«Блин»
«В общем-то»

«Такскать»(так сказать)«Это»«А именно»«Например»«Это самое»«В принципе»«Типа»«Вот» «Понимаешь»«Короче говоря»«В натуре»«Блин»«В общем-то»

Слайд 9повышение эмоциональности

речи, взволнованность;
снятие психологического напряжения (эмоциональная разрядка);
демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов;
демонстрация принадлежности говорящего к «своим»;
недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово);
намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;
быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;
мода на некоторые слова.

Причины возникновения слов – паразитов:


повышение эмоциональности

Слайд 10Классификация слов-паразитов

Классификация слов-паразитов

Слайд 11



Например, автор повести «Таня Гроттер» Дмитрий Емец
вложил в уста своего героя Баб-Ягуна фразу, повторяемую каждый раз в затруднительных случаях: «Ох, мамочка моя, бабуся!» Эта фраза звучит как некий призыв о помощи, но при этом выглядит смешно.
Фраза также позволяет понять характер персонажа. Баб-Ягун - это комический герой повести, неунывающий, умеющий превратить серьёзное и страшное
в весёлое.

Например, автор повести

Слайд 12Анкетирование учащихся 5 «Б» класса с целью выяснения осведомлённости о словах-паразитах


Анкетирование учащихся 5 «Б» класса с целью выяснения осведомлённости  о словах-паразитах

Слайд 13На диаграмме видно, что по 24% учеников узнали о словах-паразитах из

дома и школы, 20% из телевизора и 12% из интернета



На диаграмме видно, что по 24% учеников узнали о словах-паразитах из дома и школы, 20% из телевизора

Слайд 14Диаграмма иллюстрирует внимание учащихся к своей речи

Диаграмма иллюстрирует  внимание учащихся к своей речи

Слайд 15Никто из респондентов не назвал других причин употребления слов-паразитов, кроме перечисленных

Никто из респондентов не назвал  других причин употребления  слов-паразитов, кроме перечисленных

Слайд 1626% респондентов не задумывались о роли слов-паразитов

26% респондентов не задумывались  о роли слов-паразитов

Слайд 1769% не прилагают никаких усилий, чтобы следить за чистотой речи

69% не прилагают никаких усилий, чтобы следить за чистотой речи

Слайд 18Анкетирование учащихся 7 класса с целью выявления употребления слов-паразитов по гендерному

признаку


Анкетирование учащихся 7 класса  с целью выявления употребления  слов-паразитов по гендерному признаку

Слайд 19Мальчики не спешат признаваться в употреблении слов-паразитов

Мальчики не спешат признаваться  в употреблении слов-паразитов

Слайд 20Анализ полученных результатов
Результаты исследования показали нам, что все подростки употребляют

в своей речи слова-паразиты. Подавляющее большинство в своей речи их не замечает и далеко не все понимают необходимость их искоренения из языка.
К бесспорным лидерам среди паразити-ческих конструкций в речи современных школьников можно отнести слово «БЛИН».
Различия в употреблении слов-паразитов есть в соотношении полов. Девочки признаются, что используют в речи такие слова, мальчики же либо скрывают недостатки речи, либо не замечают их.


Таким образом, подтвердилась наша гипотеза.

Анализ полученных результатов Результаты исследования показали нам, что все подростки употребляют в своей речи слова-паразиты. Подавляющее большинство

Слайд 21Избавляйся от слов-паразитов!

Избавляйся от слов-паразитов!

Слайд 22

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние,

переданное нам нашими предшест-венниками.
И.С.Тургенев
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшест-венниками.

Слайд 23Давайте говорить грамотно!
Давайте беречь
наш язык!

Давайте говорить  грамотно!Давайте беречь наш язык!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть