Презентация, доклад по русскому языку на тему Сжатое изложение (9 класс)

Основные приемы сжатия текста1. Исключение. При исключении необходимо сначала выделить главные, важные с точки зрения основной мысли текста детали, затем исключить несущественные детали и объединить полученное в новый текст. Исключить можно: - вводные слова, - однородные члены предложения, - повторы, - риторические вопросы и

Слайд 1 Сжатое изложение 9 класс
Учитель русского языка и литературы
Бякина Любовь Сергеевна

Сжатое изложение 9 классУчитель русского языка и литературы Бякина Любовь Сергеевна

Слайд 2Основные приемы сжатия текста
1. Исключение. При исключении необходимо сначала выделить главные, важные с точки

зрения основной мысли текста детали, затем исключить несущественные детали и объединить полученное в новый текст. Исключить можно: - вводные слова, - однородные члены предложения, - повторы, - риторические вопросы и восклицания, - однотипные примеры, - цитаты, - рассуждения, - описания, - детали, не влияющие на ход авторской мысли, - другие слова, словосочетания, предложения, которые могут быть исключены без ущерба для основной повествовательной линии текста. !!! Исключать эти элементы можно лишь в том случае, если они не несут на себе смысловой нагрузки, необходимой для понимания основной мысли текста.
Основные приемы сжатия текста1. Исключение. При исключении необходимо сначала выделить главные, важные с точки зрения основной мысли текста детали, затем исключить несущественные детали и

Слайд 32. Обобщение. При обобщении необходимо выделить единичные (отдельные) факты, затем объединить, обобщить их, используя подходящие речевые средства. Обобщению

подлежат: - ряды предложений, связанных одной мыслью; - части сложного предложения; - парцелляции (намеренно расчлененные (и разделенные знаком препинания) на несколько самостоятельных отрезков части предложения или целые предложения);     !!! *Пример парцелляции:            Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.           Бессмысленный и тусклый свет.                                                           (А. Блок) - другие единичные факты, которые можно объединить, обозначив какой-либо обобщающей лексемой (словом, словосочетанием). Пример обобщения. До: С правдой-то ходить - не так просто. Кто пробовал, тот знает. Большая она, Правда, тяжелая. Поехать за ней - не поедешь, а на себе нести - далеко ли унесешь? После обобщения: Ходить с Правдой не так просто: большая она и тяжелая, далеко не унесешь.

2. Обобщение. При обобщении необходимо выделить единичные (отдельные) факты, затем объединить, обобщить их, используя подходящие речевые средства. Обобщению подлежат: - ряды предложений,

Слайд 4 3. Замена. Заменить можно: - однородные члены обобщающим словом, - сложное предложение простым, - несколько предложений

или частей предложения общим понятием или словосочетанием, - прямую речь косвенной, - часть предложения местоимением и т.д. Часто в текстах встречаются сложные предложения с придаточными определительными и обстоятельственными. Такие придаточные можно заменить соответственно определением и деепричастным оборотом. Пример:  До: Никогда нельзя забывать тех подвигов, которые совершили наши деды, отцы во имя будущего. После: Никогда нельзя забывать подвигов наших предков. До: Когда сомневаешься в выборе, обратись к совести, самому верному советчику. После: Сомневаясь в выборе, обратись к совести, верному советчику.
3. Замена. Заменить можно: - однородные члены обобщающим словом, - сложное предложение простым, - несколько предложений или

Слайд 5Прослушайте текст и напишите сжатое изложение
Объем – не менее 70 слов.
Микротемы:

1.      Свои

неудачи и проступки люди подчас склонны объяснять и оправдывать ошибками в своём воспитании и различными обстоятельствами.
2.      Из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшим является самовоспитание.
3.      Только правильная самооценка позволяет человеку ставить в жизни конкретные цели и добиваться их.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложениеОбъем – не менее 70 слов.Микротемы:1.      Свои неудачи и проступки люди подчас склонны

Слайд 6Пример изложения
Человек совершил проступок, не оправдал надежд. Ищут объяснений. Чаще не

столько объяснения, сколько оправдания. Окружающие и он сам винят семью, школу, обстоятельства.
Не следует забывать, какую роль в своей собственной судьбе играет сам человек, забывать о важной части воспитания — самовоспитании. Из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее — сознательное отношение к собственной жизни, и прежде всего — к собственным действиям.
Самовоспитание начинается с самооценки. Если человек начинает находить в каждом деле препятствия, теряет уверенность в себе, значит, у него формируется заниженная самооценка. Опасна и завышенная самооценка. Только умение адекватно оценивать свои возможности позволяет правильно сформулировать жизненные цели и добиваться их.
Пример изложенияЧеловек совершил проступок, не оправдал надежд. Ищут объяснений. Чаще не столько объяснения, сколько оправдания. Окружающие и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть