Слайд 1
Сжатое изложение
9 класс
Учитель русского языка и литературы
Бякина Любовь Сергеевна
Слайд 2Основные приемы сжатия текста
1. Исключение.
При исключении необходимо сначала выделить главные, важные с точки
зрения основной мысли текста детали, затем исключить несущественные детали и объединить полученное в новый текст.
Исключить можно:
- вводные слова,
- однородные члены предложения,
- повторы,
- риторические вопросы и восклицания,
- однотипные примеры,
- цитаты,
- рассуждения,
- описания,
- детали, не влияющие на ход авторской мысли,
- другие слова, словосочетания, предложения, которые могут быть исключены без ущерба для основной повествовательной линии текста.
!!! Исключать эти элементы можно лишь в том случае, если они не несут на себе смысловой нагрузки, необходимой для понимания основной мысли текста.
Слайд 32. Обобщение.
При обобщении необходимо выделить единичные (отдельные) факты, затем объединить, обобщить их, используя подходящие речевые средства.
Обобщению
подлежат:
- ряды предложений, связанных одной мыслью;
- части сложного предложения;
- парцелляции (намеренно расчлененные (и разделенные знаком препинания) на несколько самостоятельных отрезков части предложения или целые предложения);
!!! *Пример парцелляции:
Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Бессмысленный и тусклый свет.
(А. Блок)
- другие единичные факты, которые можно объединить, обозначив какой-либо обобщающей лексемой (словом, словосочетанием).
Пример обобщения.
До: С правдой-то ходить - не так просто. Кто пробовал, тот знает. Большая она, Правда, тяжелая. Поехать за ней - не поедешь, а на себе нести - далеко ли унесешь?
После обобщения: Ходить с Правдой не так просто: большая она и тяжелая, далеко не унесешь.
Слайд 4
3. Замена.
Заменить можно:
- однородные члены обобщающим словом,
- сложное предложение простым,
- несколько предложений
или частей предложения общим понятием или словосочетанием,
- прямую речь косвенной,
- часть предложения местоимением и т.д.
Часто в текстах встречаются сложные предложения с придаточными определительными и обстоятельственными. Такие придаточные можно заменить соответственно определением и деепричастным оборотом.
Пример:
До: Никогда нельзя забывать тех подвигов, которые совершили наши деды, отцы во имя будущего.
После: Никогда нельзя забывать подвигов наших предков.
До: Когда сомневаешься в выборе, обратись к совести, самому верному советчику.
После: Сомневаясь в выборе, обратись к совести, верному советчику.
Слайд 5Прослушайте текст и напишите сжатое изложение
Объем – не менее 70 слов.
Микротемы:
1. Свои
неудачи и проступки люди подчас склонны объяснять и оправдывать ошибками в своём воспитании и различными обстоятельствами.
2. Из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшим является самовоспитание.
3. Только правильная самооценка позволяет человеку ставить в жизни конкретные цели и добиваться их.
Слайд 6Пример изложения
Человек совершил проступок, не оправдал надежд. Ищут объяснений. Чаще не
столько объяснения, сколько оправдания. Окружающие и он сам винят семью, школу, обстоятельства.
Не следует забывать, какую роль в своей собственной судьбе играет сам человек, забывать о важной части воспитания — самовоспитании. Из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее — сознательное отношение к собственной жизни, и прежде всего — к собственным действиям.
Самовоспитание начинается с самооценки. Если человек начинает находить в каждом деле препятствия, теряет уверенность в себе, значит, у него формируется заниженная самооценка. Опасна и завышенная самооценка. Только умение адекватно оценивать свои возможности позволяет правильно сформулировать жизненные цели и добиваться их.