Слайд 1Урок развития речи
Статья как жанр публицистики
Презентацию к уроку
Подготовила Жирадкова Е.Г.,
учитель русского языка
и литературы,
МБОУ Коктебельская школа
Слайд 2Цель:
ознакомить обучающихся с определением жанра статьи, формировать умение анализировать
тексты данного жанра, развивать логическое и образное мышление, отрабатывать умение выделять главное, обобщать и делать выводы, развивать устную и письменную речь,учить писать статьи в газету; обогащать словарный запас, формировать умения самостоятельной творческой работы; способствовать воспитанию нравственных качеств учащихся.
Слайд 3
Орфографический практикум
Диспут, дебаты, дискуссия, эмоциональность, публика, публицистика, аудитория, пресса, репортаж, фельетон.
Что
общего между этими словами?
Подберите синоним к слову публичный
Слайд 4Вопросы по теме:
Каковы особенности публицистического стиля?
Какие сферы употребления публицистики вы
знаете?
Какие жанры публицистики вам известны?
Каково предназначение публицистики?
Слайд 5
Заполните схему
«Жанры публицистического стиля»
Слайд 6Заметка, статья в газете, журнале, интервью, комментарий,очерк, доклад,
рецензия, очерк, фельетон, памфлет
Слайд 7Прием «Словарик»
Составьте наиболее длинный перечень слов(нарицательных имен существительных), входящих в тематическую
группу «Статья»
Слайд 8
Чем отличается статья от заметки?
2.Какими признаками характеризуется публицистический стиль?
Слайд 9
статья это: статья -и́, род. мн. -те́й, дат. -тья́м, ж.
1.Научное или
публицистическое сочинение
небольшого размера в сборнике, журнале или газете.
Газетная статья. Критическая статья. Передовая статья.
У Пущина на столе нашел я русские журналы. Первая статья, мне попавшаяся, была разбор одного из моих сочинений. Пушкин « Путешествие в Арзрум».
Слайд 102.Самостоятельный раздел, параграф в юридическом документе, описи, словаре и т. п.
Статьи
уголовного кодекса. Статьи дисциплинарного устава. Статья мирного договора.
[Нивин:] А насчет яду… нет, зачем же! Это предусмотрено в уложении о наказаниях; там такая статья, что за это в Сибирь-с!
А. Островский «Счастливый день».
Слайд 113.Раздел финансового документа, бюджета, содержащий наименование источника дохода или основание расхода;
вид расходования или дохода.
Статьи дохода.
Четыре главные статьи расхода у семейства бедняков, как мы видели: квартира, отопление, пища и одежда. Чернышевский « Отчет правления Одесского женского благотворительного общества за 1856 г».
Правительство не щадит средств на озеленение, в горсоветских бюджетах это всегда солидная статья. Леонов « В защиту друга».
Слайд 124. чего или какая.
Разряд, вид, отрасль чего-л.
Статьи городского хозяйства. Важная статья
экспорта.
Разряд, степень звания во флоте старшины, а до революции также матроса.
Старшина первой статьи.
6. прост.
Дело, вещь.
— Я тебе самую главную статью хотел рассказать, а ты меня перебил! Достоевский, Село Степанчиково.
— Забот по горло. Первая статья — хлеб надо было косить, молотить да государству сдавать. Гладков «Маша из Заполья».
Слайд 13Назовите признаки публицистического стиля
Слайд 14Цель публицистического стиля речи -
информирование, передача общественно значимой информации с одновременным
воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.
Сфера употребления публицистического стиля речи – общественн0-экономические, политические, культурные отношения.
Слайд 15
Для публицистического стиля речи характерны:
- логичность,
- образность,
- эмоциональность,
- оценочность,
-
призывность и соответствующие
им языковые средства.
В нем широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций.
Слайд 16Мозговая атака
“Плюсы и минусы работы в Интернете”
Положительное
отрицательное
Слайд 17Положительное
Экономия времени;
Способ найти работу;
Заработок;
Способ проявить себя;
Поиск людей;
Возможность общаться на расстоянии;
Заказ товаров, билетов;
Реклама;
Доступ к различным библиотекам;
Возможность получения дополнительных знаний, прохождение курсов;
Новости;
Слайд 18Отрицательное
Увеличение уровня преступности
“Ловля на живца”
Иллюзия бессмертия
Жизнь вне реальности
Отсутствие общения
Физическое влияние на
оппонента
Вербовка людей
Общение “за ширмой”
Нервно-эмоциональное напряжение
Убийства, насилия
Слайд 19Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная общественная проблема,
анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общенаучная терминология. Это сближает его с научным стилем.
Слайд 20Интернет - развлечения как путь к Интернет - зависимости
Не секрет, что
сегодня выполнить домашнее задание школьнику не является проблемой. Если родители подключили компьютер или телефон к сети Интернет, следует ввести в поисковую строку нужную информацию и нажать клавишу… Если же на глаза попадает интересная виртуальная игра, что ж – уроки подождут…
Заядлого компьютерщика можно узнать фактически с первого взгляда. Он зациклен на себе,не видит никого и ничего, ждет, как бы быстрее занять любимое место у компьютера. Общаться в Интернете ему интересней, чем в реальности. Зачем тратить время на походы в гости?!
Понятие Интернет-зависимости (Internet Addiction Disorder) было впервые введено в начале 1990-х для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернета. Собственно зависимость - это стремление постоянно переживать некое состояние, за которое клиент готов платить как деньгами, так и негативными последствиями.
Слайд 21В последние годы, отмечает специалист Центра когнитивной терапии Артур Хорват, наряду
с зависимостью от алкоголя, сигарет, еды и наркотиков, исследователи наблюдают примеры зависимости от азартных игр, клептомании (краж из магазинов), потребности тратить деньги и др.
Термин "зависимость" (addiction) был заимствован из лексикона психиатров для облегчения идентификации проблемы Интернета.
Слайд 22Всего может наблюдаться от 1 до 10 симптомов, в которые входят
чрезмерное время, проводимое в сети, увеличивающееся беспокойство при нахождении в реальном мире, либо вялое функционирование в реальном мире. Частично это исследование доказывает, что злоупотребление Интернетом ведет к социальной изоляции, увеличивающейся депрессии, распаду семьи, неудачам в учебе, финансовому неблагополучию и к потере работы.
Слайд 23Общение в чатах и форумах - это суррогат общения. Чем больше
друзей появляется на сайте, тем меньше их остается в реальной жизни. Это шаг к одиночеству. Компьютерная зависимость развивается быстрее, чем алкоголизм, за какие-то год-полтора.
Компьютерная игра-это особый виртуальный мир, где легко удовлетворить все потребности подростка. Там можно почувствовать себя героем, сделать все или почти все, что запрещено в реальности. В компьютерный мир школьник «перемещается» в поисках «свободы» и «самоутверждения».
Слайд 24Здесь и скрыта вся опасность: подросток реализует свои силы и возможности
в виртуальном мире, а реальная жизнь отходит на задний план.
Некоторые ученые считают, что в виртуальной игре подросток выплескивает свою агрессию, происходит разрядка и игрок не пойдет «искать приключения» на улице. Другие исследователи доказывают обратное. Правоохранительные органы не зря бьют тревогу по поводу роста подростковой преступности.
Побег в виртуальный мир серьезно деформирует личность: у молодого человека пропадает ощущение реальности. Например, в ответ на просьбу родителей меньше сидеть в Интернете можно получить ответ: Вы что, Интернет-это моя жизнь, вы хотите отобрать у меня жизнь?
Слайд 25Словарь
Подросток-
Агрессия-
Депрессия –
Суррогат –
Слайд 26 План анализа статьи
Является ли данная статья актуальной и
интереной читателям?
Приведены ли аргументы в доказательство своей версии?
Может ли данная статья задуматься читателя над данной проблемой?
Соответствует ли текст статьи требованиям публицистического стиля?
Насколько удачным является название статьи?
Слайд 27У публицистического стиля много общего и с художественным стилем речи. Чтобы
эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.
Назовите фразеологизмы, используемые в тексте
/вернуться к тексту/
Слайд 29Напишите статью на одну из тем:
Интернет-враг или друг современного школьника?
Перспективы книги
в век бурного развития кино-, видео-, компьютерной техники;
Лексикон молодого россиянина;