Презентация, доклад по русскому языку на тему Односоставные предложения (Обобщение) 8 класс

Содержание

ЦЕЛИ УРОКА: Обобщить и систематизировать знания об односоставных предложениях;Формировать умение распознавать типы односоставных предложений по значению и структурным особенностям.

Слайд 1ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ
Односоставные предложения

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕОдносоставные  предложения

Слайд 2 ЦЕЛИ УРОКА:
Обобщить и систематизировать знания об односоставных предложениях;
Формировать умение

распознавать типы односоставных предложений по значению и структурным особенностям.
ЦЕЛИ УРОКА: Обобщить и систематизировать знания об односоставных предложениях;Формировать умение распознавать типы односоставных предложений по

Слайд 3ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
С главным членом --сказуемым
С главным членом --

подлежащим

Назывные

Определённо - личные

Неопределённо - личные

Обобщённо - личные

Безличные

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯС главным членом --сказуемым С главным членом --   подлежащимНазывныеОпределённо - личныеНеопределённо - личныеОбобщённо -

Слайд 4Определенно - личные предложения

Определенно - личные предложения

Слайд 5 Главный член-сказуемое.
Оно выражено глаголом 1-го или 2-го лица единственного или

множественного числа, изъявительного или повелительного наклонения
Например :
Пойдем в магазин .Сиди тихо .

Главный член-сказуемое.Оно выражено глаголом 1-го или 2-го лица единственного или множественного числа, изъявительного или повелительного наклоненияНапример

Слайд 6Для проверки можно подставить местоимения - я , мы , ты

, вы – одно из четырех
Сказуемое выражает действие или побуждение к действию
Используется в поэзии , помогая передать состояние души поэта
Для проверки можно подставить местоимения - я , мы , ты , вы – одно из четырехСказуемое

Слайд 7Помогают избегать повторений
Сфера использования обширна : разговорная речь , публицистика ,

научный , официально - деловой

Используются в поэзии, помогая передать состояние души поэта

Назначение и сфера употребления

Помогают избегать повторенийСфера использования обширна : разговорная речь , публицистика , научный , официально - деловой Используются

Слайд 8 1. ТЫ ПОМНИШЬ АЛЁША ДОРОГИ СМОЛЕНЩИНЫ? 2. УХОДИ ЗИМА СЕДАЯ! 3. ТЫ

БРОДЯГА НЕ ПОДХОДИ КО МНЕ. 4. НАПИШИ МНЕ МАМА ПИСЬМЕЦО. 5. ЗАЧЕМ БРАТ ПУГАЕШЬСЯ МЕНЯ? 6. СЯДЬ КНЯЗЬ И ПОСЛУШАЙ! 7. НЕ ШУМИ ТЫ МАТИ ЗЕЛЁНАЯ ДУБРОВУШКА.

двусост. односост.
1. 2.
3. 4.
7 5.
6.

Цифровой диктант (знаки препинания не проставлены)

1. ТЫ ПОМНИШЬ АЛЁША ДОРОГИ СМОЛЕНЩИНЫ?  2. УХОДИ ЗИМА СЕДАЯ! 3. ТЫ БРОДЯГА НЕ ПОДХОДИ КО

Слайд 9Неопределённо-личные предложения
Неопределённо-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым – глаголом
в

форме 3-го лица множественного числа в настоящем или будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени.

Например:
Вазу поставили на пол. (множественное число, прошедшее время)

Лицо в таких предложениях мыслится неопределённо, непонятно (мы можем поставить неопределённое количество лиц)

Неопределённо-личные предложенияНеопределённо-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым – глаголом	в форме 3-го лица множественного числа в

Слайд 10Способы выражения сказуемого

Глаголы множественного числа прошедшего времени
Глаголы 3-го лица настоящего или

будущего времени

Например:
К кому-то принесли от мастера ларец.
Ведут к нему коня.
Скоро принесут обед.

Способы выражения сказуемогоГлаголы множественного числа прошедшего времениГлаголы 3-го лица настоящего или будущего времениНапример:К кому-то принесли от мастера

Слайд 11С их помощью выражаются только проявления человеческой деятельности
Дом построили в срок.

(множественное число, прошедшее время)
Рано утром нам приносят почту. (3-е лицо, множественное число, настоящее время)
Нам скоро построят новый дом.(3-е лицо, множественное число, будущее время)
С их помощью выражаются только проявления человеческой деятельности	Дом построили в срок. (множественное число, прошедшее время)	Рано утром нам

Слайд 12Сферы употребления.
Неопределённо-личные предложения – это удобная форма передачи собственных наблюдений, воспоминаний,

переживаний, автор смотрит на себя как бы со стороны.

Например:
Подрубили, обнажили пригородную Базайскую гору. Огородами её стиснули. Электропроводами опутали. Так ведь незаметно и себя под корень снесут.

Сферы употребления.	Неопределённо-личные предложения – это удобная форма передачи собственных наблюдений, воспоминаний, переживаний, автор смотрит на себя как

Слайд 13 ОБОЗНАЧЬТЕ ГРАНИЦЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. НАЙДИТЕ СРЕДИ ЗАПИСАННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ НЕОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ.

Едят там вилками компот
там пьют из чашек бутерброд
из хлеба с сыром там котлеты
из мяса свежего конфеты
с начинкой сладкой суп с фасолью
в тарелках всё там варят с солью.

ОБОЗНАЧЬТЕ ГРАНИЦЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. НАЙДИТЕ СРЕДИ ЗАПИСАННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ НЕОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ.    Едят там вилками компот

Слайд 14ЗАКОНЧИТЕ ПОСЛОВИЦУ
Цыплят по осени
Береги платье снову,
4. На Бога надейся,


5. Клин клином
6.Насильно
7. Ищи ветра
8. Умную голову

считают.
а честь смолоду.
а сам не плошай.
вышибают.
мил не будешь.
в поле.
почитают смолоду.


ЗАКОНЧИТЕ ПОСЛОВИЦУЦыплят по осени Береги платье снову, 4. На Бога надейся, 5. Клин клином 6.Насильно 7. Ищи

Слайд 15БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Безличные предложения – это односоставные

предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего.


I. Определение

Например :

Идти дальше некуда.

Хочется жить интересно.

БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ     Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет

Слайд 16СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЕ СКАЗУЕМОГО
Безличный глагол ( как с суффиксом –ся так и

без него)
Личный глагол в безличном значении
Инфинитив
Слово состояния на –о
Сочетание глагола или слова состояние на –о с инфинитивом (слово состояние может быть в сравнительной форме )
Несклоняемое слово по форме совпадающее с существительным , в сочетании с инфинитивом
Отрицательное слово или конструкция ,выражающее отрицание
Краткое страдательное причастие ср. р. Суф. -н- -ен- -т-
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЕ СКАЗУЕМОГОБезличный глагол ( как с суффиксом –ся так и без него)Личный глагол в безличном значении

Слайд 17ЗНАЧЕНИЕ БЕЗЛИЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Безличные предложения о стихийных бедствиях

Безличные предложения о состоянии природы



Безличные предложения о состоянии человека физическом или нравственном

Безличные предложения о желательности , необходимости , преднамеренности и непреднамеренности действия

Заштормило. Песком засыпает глаза. Вьюжило.

Дождило. Темнеет.

Мне душно. Мне не нравится праздно отдыхать.

Нужно выполнить задание. Хочется кушать.

ЗНАЧЕНИЕ БЕЗЛИЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙБезличные предложения о стихийных бедствияхБезличные предложения о состоянии природы Безличные предложения о состоянии человека физическом

Слайд 18Назывные предложения

Назывные предложения

Слайд 19 ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Назывные предложения – это односоставные

предложения , которые имеют один главный член – подлежащее
Например:
Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
ОПРЕДЕЛЕНИЕНазывные предложения – это односоставные предложения , которые имеют один главный

Слайд 20 ЗНАЧЕНИЕ
Они сообщают о

том , что какое – нибудь явление или предмет существуют (имеется в настоящем)
Например:
Раннее утро . Мороз .

ЗНАЧЕНИЕОни сообщают о том , что какое – нибудь

Слайд 21В назывных предложениях могут быть частицы вот или вон , которые

придают указательное значение предложению.

Например:
Вот парадный подъезд.
В назывных предложениях могут быть частицы вот или вон , которые придают указательное значение предложению.Например:

Слайд 22 СФЕРА УПОТРЕБЛЕНИЯ
- художественная литература ( поэзия и

проза )
- газетные и журнальные очерки или статьи
Например:
Грибное предосенье . Радостная пора .
СФЕРА УПОТРЕБЛЕНИЯ- художественная литература   ( поэзия и проза ) - газетные и журнальные

Слайд 23 ЦЕЛЬ
1.Лаконично ( кратко

и четко ) нарисовать место и время действия , пейзаж , обстановку
Например:
Комната в доме городничего
ЦЕЛЬ1.Лаконично ( кратко и четко ) нарисовать место и

Слайд 24Назывные предложения бывают только утвердительными:
Например:
Вот дерево . – Нет дерева .

Назывные предложения бывают только утвердительными:Например:Вот дерево . – Нет дерева .

Слайд 25ПРОНУМЕРУЙТЕ СХЕМЫ СООТВЕТСТВЕННО ДАННЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЯМ
двусост. , и

опред.-личн.

неопр.-личн. , и двусост.

двусост. , и безл.

1.Земля излучала тепло, и от этого было немного душно
2. Ты хочешь быть правым, и будь им..
3. Начните работать, и вы почувствуете радость труда.












2.

3.

1.


ПРОНУМЕРУЙТЕ СХЕМЫ СООТВЕТСТВЕННО ДАННЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЯМ двусост.   , и  опред.-личн. неопр.-личн.  , и

Слайд 26

ТЕСТ

1. ВАРИАНТ

2 ВАРИАНТ.

1. Найдите среди данных предложений односоставное.

а) Не плачь ты попусту.
б) Часам к двум пополудни началась гроза.
в)Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.
г) Тротуары заливают асфальтом.


а) Веет с поля ночною прохладой.
б) Осенний день шуршал ломкой листвой.
в) Свет луны во все концы.
г) В лесу держался запах прелой травы.

ТЕСТ1. ВАРИАНТ2 ВАРИАНТ.1. Найдите среди данных

Слайд 272. ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП ОДНОСОСТАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Ночь как год
А) односоставное
Б) двусоставное

Ночь как год
А)

односоставное
Б) двусоставное

3. Какое из данных утверждений является неверными?

Определённо-личные предложения – это…

А) предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определённо указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы);
Б )односоставные предложения;
В) предложения, употребляемые только в разговорной речи.


А) односоставные предложения;
Б) предложения, в которых сказуемое-глагол стоит в форме
3-го лица мн. ч. наст. или буд. времени или в форме мн. ч. прошедшего времени;
В) предложения, в которых окончания глаголов достаточно определённо указывают на подлежащее.


2. ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП ОДНОСОСТАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯНочь как годА) односоставноеБ) двусоставноеНочь как годА) односоставноеБ) двусоставное3. Какое из данных утверждений

Слайд 284. НАЙДИТЕ:
безличное предложение.

неопределённо-личное предложение.


А) Ещё не остывшая земля излучала тепло.
Б) Хорошо

в зимнем лесу!
В) В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.
Г)Газеты приносят утром.

А) Распахни мне объятья свои, густолистый развесистый лес.
Б) Зачем всё-таки человеку идти в горы по непроходимым тропам?
В) Наконец-то позвали меня.
Г) В классе тепло.

4. НАЙДИТЕ:безличное предложение.неопределённо-личное предложение.А) Ещё не остывшая земля излучала тепло.Б) Хорошо в зимнем лесу!В) В воскресенье старайся

Слайд 295. ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Тропинку в лесу
замело снегом.
а) двусоставное;
б)

определённо-личное ;
в) безличное;
г) неопределённо- личное.

В окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час.


а) неопределённо-личное;
б)определённо-личное;
в)безличное.

5. ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП ПРЕДЛОЖЕНИЯ  Тропинку в лесу замело снегом. а) двусоставное;б) определённо-личное ;в) безличное;г) неопределённо- личное.В

Слайд 306.КАКАЯ СХЕМА СООТВЕТСТВУЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЮ?
Россия вспрянет ото сна,
и на обломках

самовластья
напишут наши имена.

Мне было жутко в холодном и сыром лесу, и я поспешил домой .

А) [двусост.], и [ двусост.];
Б) [двусост.], и [ определ.-личное .];
В) [двусост.], и [ неопр.-личное .].



А) [двусост.], и [ двусост.];
Б) [опред.-личн], и [ двусост. ];
В) [безл.], и [ двусост. .].


6.КАКАЯ СХЕМА СООТВЕТСТВУЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЮ?  Россия вспрянет ото сна,и на обломках самовластьянапишут наши имена.Мне было жутко в

Слайд 31 7. УКАЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СТРОЕНИЕ КОТОРЫХ СООТВЕТСТВУЕТ СХЕМЕ: [ДВУСОСТ.], И [

БЕЗЛ.]. (ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ НЕ ПРОСТАВЛЕНЫ).


А) Ещё молчаливы леса и в небе звенеть ещё некому.
Б)Уже смеркалось и надо было возвращаться домой.
В) Небо было тёмное и только при вспышках молнии можно было рассмотреть тяжёлые тучи.
Г) Ещё мгновение и лодка вошла под тёмные своды деревьев.


А) Вспыхнул костёр и все стали сушиться.
Б) Прогулка не состоялась из-за плохой погоды и мы все остались дома.
В)Подул ветерок с заречья и сразу стало свежо.
Г) Минута – и вдруг туман сгущается.



7. УКАЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СТРОЕНИЕ КОТОРЫХ СООТВЕТСТВУЕТ СХЕМЕ: [ДВУСОСТ.], И [ БЕЗЛ.]. (ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ НЕ ПРОСТАВЛЕНЫ).

Слайд 328. НАЙДИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, В КОТОРОМ ДОПУЩЕНА ПУНКТУАЦИОННАЯ ОШИБКА
а) Хорошо бегать по

зелёному душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под берёзами.
б) Уже смеркалось, и в комнате стало темно.
в) Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нём сатирика

а) Луна зашла за мыс, и огня не стало видно .
б) Под небом мертвенно-свинцовым угрюмо меркнет зимний день, и нет конца лесам сосновым и далеко до деревень.
в) Громко хрустел под ногами снег, и в морозном воздухе как бы звенели хрустальные колокольчики

8. НАЙДИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, В КОТОРОМ ДОПУЩЕНА ПУНКТУАЦИОННАЯ ОШИБКА а) Хорошо бегать по зелёному душистому лугу и, набегавшись,

Слайд 33ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТ
Что стоишь качаясь тонкая рябина?
Зачем дружок так на меня ты

смотришь?
Волнуйся неуёмный ветер!
Звени звени златая Русь.
Ты мать видно чего-то не понимаешь
двусост. односост.
2. 1.
5. 3.
4.
ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТЧто стоишь качаясь тонкая рябина?Зачем дружок так на меня ты смотришь?Волнуйся неуёмный ветер!Звени звени златая Русь.Ты

Слайд 34

ОБОЗНАЧЬТЕ ГРАНИЦЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

...Кисель там варят из резины
там шины делают из глины
кирпич там жгут из молока
творог готовят из песка
стекло там плавят из бетона
плотины строят из картона
обложки там из чугуна
там варят сталь из полотна
кроят рубахи из пластмассы
посуду делают из мяса
котлеты стряпают из сажи
там ваксу делают из пряжи
прядут там нитки из сукна
костюмы шьют из толокна
кисель там варят.

ОБОЗНАЧЬТЕ ГРАНИЦЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ....Кисель там

Слайд 35 ПРОНУМЕРУЙТЕ СХЕМЫ СООТВЕТСТВЕННО ДАННЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЯМ
Начало мая, и

в поле прохладно.
Весь день хочется пить, и Гуров часто ходит в павильон.
3. Встречный ветер начал крепчать, и нас стали торопить.
Уже смеркалось, и надо было торопиться.
Небо было тёмное, и только при вспышках молнии можно было разглядеть тяжёлые тучи.
Уеду, и сниться мне станут в каком-то привычном кругу далёкий в лесу полустанок и сосны в глубоком снегу.

6.
5.
4.
3.
2.
1.






опред. – личн. , и безл.















двусост. , и безл.

безл. , и безл.

двусост. , и неопр.-личн.











безл. , и двусост.



назывн. , и безл.

ПРОНУМЕРУЙТЕ СХЕМЫ СООТВЕТСТВЕННО ДАННЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЯМНачало мая, и в поле прохладно.Весь день хочется пить,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть