Слайд 1Порядок слов в предложении. Инверсия.
Урок русского языка в 8Бклассе
Выполнил учитель русского
языка и литературы
МОУ-СОШ с.Лебедевка Краснокутского района Саратовской области
Бакирова Людмила Михайловна
Слайд 2Цель урока
дать понятие о «прямом и обратном порядке слов в предложении»,
законах инверсии; формирование умения использовать инверсию в речи;
Слайд 3Задачи урока
совершенствовать умения и навыки учащихся. Развить навык логического чтения; развить
умения связно излагать мысли, развить умение использовать знания на практике;
воспитывать языковой вкус через средства выразительности речи.
Слайд 51.Клумбы,опустеть,и,иметь,беспорядочный,вид.
2.Доцветать,разноцветный,махровый,гвоздики.
3.Молния,ударяя,в,земля,зажигать,сухой,
растения.
4. Мягко,густо и нежно синели перелески.
Слайд 6Правильные ответы
1.Клумбы опустели и имели беспорядочный вид.
2.Доцветали разноцветные, махровые гвоздики.
3. Молния,ударяя
в землю зажигала сухие растения.
4.Перелески синели мягко,густо и нежно.
Слайд 7Актуализация знаний
Актуализаия знаний
Слайд 8Что вы узнали о порядке слов в русском предложении?
Какие изменения
влечет перестановка членов предложения?
Какую роль выполняет порядок слов в предложении и от чего зависит порядок слов?
Слайд 9Примерные ответы
В русском предложении порядок слов считается свободным.
Изменение значения и стилистического
оттенка высказывания.
Синтаксическую и стилистическую роль и порядок слов зависит от цели высказывания.
Слайд 10Ошибки в предложениях с однородными членами
Слайд 11Ошибки в предложениях с однородными членами
Слайд 12Ошибки в предложениях с причастным оборотом
Слайд 13Ошибки в предложениях с причастным оборотом
Слайд 16Совершенствование и формирование умений и навыков
Слайд 17Прочитайте стихотворение И.Бунина.Списывайте предложения с обратным порядком слов.
Тает,сияет луна в облаках.
Яблони
в белых кудрявых цветах.
Зыбь облаков и мелка, и нежна.
Возле луны голубая она.
В холоде голых,прозрачных аллей
Пробует цокать,трещит соловей.
В доме,уж темном,в раскрытом окне,
Девочка косы плетет при луне.
Сладок и нов ей весенний рассказ,
Миру рассказанный тысячу раз.
Слайд 18Найдите случаи инверсии в следующих отрывках из стихотворений известных поэтов.
Не
кольцо,как дар заветный,
Нет-в минуту роковую,
В зыбь твою я опустил,
И не камень самоцветный
Я в тебе похоронил.
Тайной прелестью влеком,
Душу,душу я живую
Схоронил на дне твоём.
( Ф.Тютчев).
Слайд 19Найдите случаи инверсии в следующих отрывках из стихотворений известных поэтов.
Не
кольцо,как дар заветный,
Нет-в минуту роковую,
В зыбь твою я опустил,
И не камень самоцветный
Я в тебе похоронил.
Тайной прелестью влеком,
Душу,душу я живую
Схоронил на дне твоём.
( Ф.Тютчев).
Слайд 20Найдите случаи инверсии в следующих отрывках из стихотворений известных поэтов.
И
долго, долго слушал я;
И мнилось,звучная струя
Сливала тихий ропот свой
С словами рыбки золотой.
Тут я забылся.Божий свет
В глазах угас. Безумный бред
Бессилью тела уступил…
( М.Лермонтов).
Слайд 21Найдите случаи инверсии в следующих отрывках из стихотворений известных поэтов.
И
долго, долго слушал я;
И мнилось,звучная струя
Сливала тихий ропот свой
С словами рыбки золотой.
Тут я забылся.Божий свет
В глазах угас. Безумный бред
Бессилью тела уступил…
( М.Лермонтов).
Слайд 23Тест по теме
1-Г 2-Б 3-Б 4-В
5- Б,Г.
Слайд 24Синтаксические нормы – это нормы построения синтаксических конструкций – словосочетаний и
предложений.
Инверсия (от лат. inversion - перестановка) – стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок.