Слайд 1Мастер-класс
Работа с текстом:
подготовка к написанию
сочинения-рассуждения
в формате ЕГЭ
Учитель русского языка и литературы
МОУ «Сернурская СОШ №1»
Афанасьева Нина Сергеевна
Слайд 2Цель:
обмен опытом педагогической деятельности по организации работы с текстом при подготовке
к написанию сочинения-рассуждения
Слайд 3ЕГЭ-2019 по русскому языку: задание 27
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в
комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Слайд 4План сочинения-рассуждения
по исходному тексту
I.Вступление.
II.Основная часть:
1)Проблема, поставленная
автором текста.
2) Комментарий к проблеме:
а) 1-ый пример из текста+ пояснение
б) 2-ой пример из текста + пояснение
в) связь между примерами
3) Позиция автора.
4) Отношение к позиции автора (согласие или несогласие) +
собственный ответ на вопрос,
поставленный автором + обоснование.
III.Вывод.
Слайд 5Критерии оценивания сочинения (К1-К4)
Слайд 6Чтение книг -это
Широкий кругозор
Развитое воображение
Концентрация внимания
Отличная память
Богатый словарный запас и
грамотная речь
Качественные речевые навыки
Логическое мышление
Эстетический вкус
Уверенность в своих знаниях
Слайд 7Работа с текстом
Цель:
подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения
по исходному тексту
Задачи:
совершенствовать навыки анализа текста, отработать алгоритм работы с текстом
развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся
воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, философское отношение к своим поступкам и осознание последствий своих решений, формировать умение корректно обосновывать свою точку зрения
Слайд 8Формируемые УУД
Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успехов или неуспехов учебной
деятельности
Регулятивные: умение принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей, выражать собственную точку зрения, осознание возникновения трудностей и путей их преодоления, построение цепи логических рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез, обоснование выбор и осуществление эффективных путей и средств достижения цели.
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, аргументирование своей точки зрения; обобщение, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, построение речевых высказываний, использование общих приёмов решения задач, обобщение, анализ с целью выделения признаков, применение алгоритма.
Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций
Слайд 9Приёмы работы с текстом
1. Комплексный анализ текста
2. Реконструкция текста
3. Сложение целого текста из частей
4. Синквейн
5. Составление
тестовых заданий
6. Чтение по ролям
7. Составление плана текста и др.
Слайд 10Шаг 1
Внимательно прочитайте текст
Шаг 2
Читая второй раз, выделите в тексте
ключевые слова, синонимичные слова и выражения
Шаг 3.
Разделите текст на микротемы
Слайд 11Шаг 4.
Составьте
цитатно-тезисный план текста.
Слайд 12Шаг 5.
Подберите заглавие к тексту (2-3 примера).
Шаг 6
Определите тему.
Тема – это то, о чем говорится в тексте. Определяется 1-2 словами. Например: спорт, поэзия, охрана природы.
Слайд 13Шаг 7
Затем, исходя из темы, определяем проблему
(1 из проблем).
Проблема – (от
греч.) задача-вопрос, требующий изучения, разрешения.
Проблема – это сложный
теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.
Это вопрос, который ставит автор. Определяется целым предложением. Например: Почему нужно заниматься спортом? Какое влияние оказывает поэзия на формирование личности? Как нужно относиться к природе?
Слайд 14Шаг 8.
Определите идею текста.
Идея : для чего написан текст?
Шаг 9.
Сформулируйте позицию автора (= идея текста) –
это ответ на вопрос, поставленный в тексте.
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
(Помните, что необходимо показать мнение автора по выделенной и прокомментированной вами проблеме)
Авторская позиция- это ответ на вопрос, который автор ставит в тексте (ответ на проблему). Предполагаемое решение проблемы. Скрытое или явное. Обычно авторская позиция в конце текста. Автор нас к чему-то призывает (побудительные предложения): Читайте классику! Обращайте внимание на такие слова: самое главное, следует, необходимо и т.п. Проанализируйте вводные слова и выражения – и выйдите на авторское отношение. Бесспорно, к счастью, к сожалению и т.д
Иногда можно сначала сформулировать авторскую позицию,
а потом проблему.
Слайд 15Шаг 10
Выяви положительного героя и отрицательного, выясни, на чьей стороне
автор и почему.
Шаг 11.
Разделите текст на 2 смысловые части.
Шаг 12.
Напиши план своего сочинения.
Слайд 16Источники
https://infourok.ru/prezentaciya-sochinenie-na-ege-v-g-3381283.html
Подготовка к ЕГЭ http://bugaga.net.ru/
Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru
https://znanio.ru/media/prezentatsiya_po_russkomu_yazyku_podgotovka_k_sochineniyu_po_tekstu_ege_11_klass-305579/339534
Факультет «Реформа
образования» - www.edu-reforma.ru
Слайд 17Мастер-класс
Работа по тексту:
подготовка к написанию сочинения
(задание 27 ЕГЭ-2019)
Учитель
русского языка и литературы
МОУ «Сернурская СОШ №1»
Афанасьева Нина Сергеевна