Слайд 1
Презентация
Гладуш Ольги Владимировны,
учителя русского языка и литературы
МКОУ Михайловской СОШ
Катемировского района
Воронежской области
Слайд 2С2. Алгоритм написания сочинения- рассуждения на лингвистическую тему.
Часть 3 ОГЭ русский
язык
Слайд 3
Внимательно прочитайте задание.
С2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл
высказывания, взятого из учебника русского языка:
«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
Слайд 4О лексических или грамматических явлениях говорится в высказывании?
Слайд 5
Лексические явления :
омонимы, синонимы, антонимы, паронимы,
фразеологизмы, общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы,
жаргонизмы, арго, архаизмы, историзмы, неологизмы, заимствованные слова, старославянизмы.
Грамматические явления:
(словообразование, морфология, синтаксис)
морфемы, части речи , способы связи слов в словосочетании(согласование, управление, примыкание), типы предложений,
члены предложения, вставные конструкции, прямая речь,
косвенная речь, диалог.
Слайд 6Остановимся подробнее на лексических явлениях.
Универсальные лексические категории:
омонимы, синонимы, антонимы, паронимы.
Лексика
активного и пассивного запаса:
общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, арго, эмоционально окрашенные слова, архаизмы, историзмы, неологизмы, заимствованные слова, старославянизмы, традиционно, поэтические слова, народно-поэтические слова, разговорная лексика, просторечные слова, книжная лексика, термины, фразеологизмы, крылатые слова,
эмоционально-экспрессивная лексика.
Тропы и стилистические фигуры
Слайд 7
Как строить сочинение?
Сколько абзацев должно быть в сочинении?
Абзацное членение текста –
одно из важных условий при написании сочинения.
В нем должно быть 3 - 4 абзаца:
1 абзац – вступительная часть и тезис;
2 -3 абзацы – 2 аргумента с примерами;
4 абзац – вывод.
Слайд 8
С чего начинать писать сочинение?
Сочинение начинается со вступления – тезиса, в
котором раскрывается смысл предложенного высказывания.
Так как объём всего сочинения не менее 70 слов, то 2-3-х предложений для тезиса достаточно.
Слайд 9Во вступлении можно использовать следующие синонимы и речевые клише:
- автор высказывания, учёный,
языковед, лингвист, филолог, писатель, художник;
- утверждает, считает, пишет, рассуждает;
- высказывание, афоризм, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова, изречение ;
- справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно, понятно;
- я (полностью) согласен с …, не могу не согласиться с …, я разделяю точку зрения автора на то…, я поддерживаю мнение автора о том, автор убеждён, что..., бесспорно мнение автора о том, что..., докажем;
- покажем, продемонстрируем, подтвердим, проиллюстрируем, разберёмся в смысле данного афоризма, я думаю, …, я считаю, … по моему мнению, … на мой взгляд, … мне кажется, …
Слайд 10
Примерные вступления
Эту фразу из учебника русского языка я понимаю так…. Устойчивыми
словосочетаниями, фразеологизмами, мы пользуемся очень часто, порою и не замечая этого. Доказательства нахожу в тексте А.Лиханова.
Я полностью согласна с автором в том, что «…фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи». Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, даже не замечая этого. Аргументирую это на примере текста А. Лиханова.
Слова «мама», «папа», «Родина», «дом» и «школа» известны всем. Так же, как и эти слова, понятны и близки нам выражения, которые помним с детства: «сесть в калошу», «рука об руку», «плечо к плечу». Это фразеологизмы, которые мы не заучивали специально, они с речью родных, воспитателей и учителей вошли в наш лексикон. Приведу примеры из текста Альберта Лиханова.
Слайд 11
Далее необходимо привести
аргументы из текста
Альберта Анатольевича Лиханова.
Для этого
возьмите текст, внимательно перечитайте его еще раз и выпишите
или подчеркните в нем все
фразеологизмы, которые там встретите.
Слайд 12
«пришел в себя» (2)
«обрушился всем телом» (7)
«завыла в полный голос»(10)
(браться за дело), «закатав рукава» (15)
(чаще в словарях встречается
слово «засучив»)
«заходя в тупики»(16)
«тяжкий грех» (21)
«валить с больной головы
на здоровую» (21)
Слайд 13
Выберите для своего
сочинения те фразеологизмы,
значение которых можете правильно
истолковать.
Слайд 14
Функции фразеологизмов в речи:
помогают более точно и ярко выразить какую –
либо мысль, описать особенности душевного состояния человека, его поступки, действия, отношения к миру;
помогают подчеркнуть что – либо, увидеть какие – либо оттенки смысла;
придают речи особую образность, эмоциональность;
оживляют речь, метко и точно характеризуют какой – либо предмет, действие, лицо;
служат средством речевой характеристики персонажа;
иногда используются для создания;
комического эффекта.
Слайд 15
Как оформлять примеры- аргументы
в сочинении?
Во-первых, примеров должно быть не менее
2-х;
примеры должны быть из приведенного текста;
они должны подтверждать разные аргументы;
каждый пример должен соответствовать
указанному аргументу;
пример без указания на аргумент не учитывается.
Слайд 16
Во-вторых, оформлять примеры в сочинении можно 2-мя способами:
1) цитировать предложение (если
оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки. В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя
на месте пропущенных слов многоточие;
2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение длинное).
Слайд 17
Речевые клише для основной части(аргументирования):
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к …
предложению текста.
Проиллюстрировать названное явление можно на примере предложения текста (цитата)
Пример можно найти в предложении № ... .
Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует...
В подтверждение этой мысли приведу пример, демонстрирующий …
Рассмотрим … предложение. В нем использовано …
Это свидетельствует о том, что … .
Предложение № … подтверждает мысль о том, что …
Слайд 18
Примерная основная часть (аргументация)
В предложении 7
встречается фразеологизм «выпалил всё одним духом». Он заменяет синонимичное выражение «быстро, моментально, стремительно» и звучит ярче, выразительнее, чем наречия.
В предложении 24 автор использует сочетание «вклинилась в разговор». У него тоже есть синоним «…перебивая, вмешаться в чужой разговор». Данный фразеологизм характеризует поведение девочки и используется в качестве изобразительного средства языка.
Слайд 19Примерная основная часть (аргументация)
В предложении 2 встречается
фразеологизм «пришел в себя», который часто встречается в обыденной речи. Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего «перестать волноваться, успокоиться». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее.
В предложении 21 автор использует употребляемый нами в речи фразеологизм «тяжкий грех». У него тоже есть синонимические значения: тяжелая ошибка, тяжелое прегрешение, тяжелое преступление. В тексте данный фразеологизм ненавязчиво, но ярко характеризует поведение тех учителей,
которые, пользуясь своим авторитетом,
перекладывают свою вину на детей…
Слайд 20
Последняя часть - заключение
Заключение, как и вступление, не должно превышать по
объёму основную часть сочинения. Заключение должно представлять собой вывод из всего сказанного выше.
Как правило, в заключении говорится о том же, о чём шла речь во вступлении, но другими словами. В заключении можно использовать следующие вводные слова:
Итак,...
Следовательно,..
Значит,...
Таким образом,...
и т.д.
Слайд 21 Примерный вывод - заключение
1)Таким образом, могу сделать вывод, что прав
был автор учебника, утверждавший, что «…фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
2) Следовательно, можно сделать вывод,
что устойчивые словосочетания,
фразеологизмы,- повседневные спутники нашей речи.
3) Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что фразеологизмы, эти золотые россыпи
русской речи, являются нашими
незаметными, но повседневными
спутниками в процессе общения.
Слайд 22
Каким должен быть объем сочинения?
Минимальное количество слов в сочинении
должно быть не менее 70 слов
Если суммарный объём сочинения и изложения составит 70–139 слов, то максимальный балл по каждому из критериев грамотности будет равняться всего 1.
При подсчёте слов союзы, предлоги и частицы считаются отдельно.
Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как одно слово.
Слайд 23
Грамотность
Перед тем как переписать созданный текст в чистовик, нужно проверить его
на наличие всех видов ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых) и при необходимости откорректировать его.
Почерк
Сочинение будет проверять экзаменационная комиссия, а не компьютер. Поэтому необходимо писать сочинение АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, так, чтобы экзаменатор смог прочитать написанное без труда и чтобы у него не возникало вопросов: какая в слове буква – О или А и т.п.
Слайд 24
Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему.
Автор учебника, утверждавший, что «…фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи», несомненно, прав. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, даже не замечая этого. Доказательства нахожу в тексте А. Лиханова.
В предложении 2 встречается фразеологизм «пришел в себя», который часто встречаю в обыденной речи. Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего «перестать волноваться, успокоиться». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее.
В предложении 21 автор использует употребляемый мною в речи фразеологизм «тяжкий грех». У него тоже есть синонимические значения: тяжелая ошибка, тяжелое прегрешение, тяжелое преступление. В тексте данный фразеологизм ярко характеризует поведение тех учителей, которые, пользуясь своим авторитетом, перекладывают свою вину на детей…
Таким образом, могу сделать вывод, что устойчивые словосочетания, фразеологизмы,- повседневные спутники нашей речи.
Слайд 25
Желаю успеха вам,
уважаемые коллеги ,
и высоких результатов
вашим ученикам!