Презентация, доклад по русскому языку на тему Работа над сочинением-рассуждением .

Содержание

С2. Алгоритм написания сочинения- рассуждения на лингвистическую тему.Часть 3 ОГЭ русский язык

Слайд 1

Презентация
Гладуш Ольги Владимировны,
учителя русского языка и литературы
МКОУ Михайловской СОШ
Катемировского района
Воронежской области

ПрезентацияГладуш Ольги Владимировны,учителя русского языка и литературыМКОУ Михайловской СОШКатемировского районаВоронежской области

Слайд 2С2. Алгоритм написания сочинения- рассуждения на лингвистическую тему.


Часть 3 ОГЭ русский

язык
С2. Алгоритм написания сочинения- рассуждения на лингвистическую тему.Часть 3 ОГЭ русский язык

Слайд 3 Внимательно прочитайте задание. С2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл

высказывания, взятого из учебника русского языка: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
Внимательно прочитайте задание.  С2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из

Слайд 4О лексических или грамматических явлениях говорится в высказывании?

О лексических или грамматических явлениях говорится в высказывании?

Слайд 5

Лексические явления :
омонимы, синонимы, антонимы, паронимы,
фразеологизмы, общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы,

жаргонизмы, арго, архаизмы, историзмы, неологизмы, заимствованные слова, старославянизмы.

Грамматические явления: 
(словообразование, морфология, синтаксис)
морфемы, части речи , способы связи слов в словосочетании(согласование, управление, примыкание), типы предложений,
члены предложения, вставные конструкции, прямая речь,
косвенная речь,  диалог.

Лексические явления :омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, фразеологизмы, общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, арго, архаизмы, историзмы, неологизмы, заимствованные

Слайд 6Остановимся подробнее на лексических явлениях.
Универсальные лексические категории:
омонимы, синонимы, антонимы, паронимы.
Лексика

активного и пассивного запаса: 
общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, арго, эмоционально окрашенные слова, архаизмы, историзмы, неологизмы, заимствованные слова, старославянизмы, традиционно, поэтические слова, народно-поэтические слова, разговорная лексика, просторечные слова, книжная лексика, термины, фразеологизмы, крылатые слова,
эмоционально-экспрессивная лексика.
Тропы и стилистические фигуры
Остановимся подробнее на лексических явлениях.Универсальные лексические категории: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы.Лексика активного и пассивного запаса: общеупотребительная лексика, диалектизмы,

Слайд 7

Как строить сочинение?
Сколько абзацев должно быть в сочинении?
Абзацное членение текста –

одно из  важных  условий  при написании  сочинения.
В нем должно быть 3 - 4 абзаца:
  1 абзац – вступительная часть и тезис;
  2 -3 абзацы  – 2 аргумента с примерами;
  4 абзац – вывод. 
Как строить сочинение?Сколько абзацев должно быть в сочинении?Абзацное членение текста – одно из  важных  условий  при написании  сочинения.В нем должно быть

Слайд 8

С чего начинать писать сочинение?
Сочинение начинается со вступления – тезиса, в

котором раскрывается смысл предложенного высказывания.
Так как объём всего сочинения не менее 70 слов, то 2-3-х предложений для тезиса достаточно.
С чего начинать писать сочинение?Сочинение начинается со вступления – тезиса, в котором раскрывается смысл предложенного высказывания. Так

Слайд 9Во вступлении можно  использовать следующие синонимы и речевые клише: 
- автор высказывания, учёный,

языковед, лингвист, филолог, писатель, художник;
- утверждает, считает, пишет,  рассуждает;
- высказывание, афоризм, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова, изречение ;
- справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно, понятно;
- я (полностью) согласен с …, не могу не согласиться с …, я разделяю точку зрения автора на то…, я поддерживаю мнение автора о том, автор убеждён, что...,  бесспорно мнение автора о том, что..., докажем;
- покажем, продемонстрируем, подтвердим, проиллюстрируем, разберёмся в смысле данного афоризма,  я думаю, …, я считаю, … по моему мнению, … на мой взгляд, … мне кажется, …
Во вступлении можно  использовать следующие синонимы и речевые клише: - автор высказывания, учёный, языковед, лингвист, филолог, писатель, художник; -

Слайд 10

Примерные вступления
Эту фразу из учебника русского языка я понимаю так…. Устойчивыми

словосочетаниями, фразеологизмами, мы пользуемся очень часто, порою и не замечая этого. Доказательства нахожу в тексте А.Лиханова.
Я полностью согласна с автором в том, что «…фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи». Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, даже не замечая этого. Аргументирую это на примере текста А. Лиханова.
Слова «мама», «папа», «Родина», «дом» и «школа» известны всем. Так же, как и эти слова, понятны и близки нам выражения, которые помним с детства: «сесть в калошу», «рука об руку», «плечо к плечу». Это фразеологизмы, которые мы не заучивали специально, они с речью родных, воспитателей и учителей вошли в наш лексикон. Приведу примеры из текста Альберта Лиханова.
Примерные вступленияЭту фразу из учебника русского языка я понимаю так…. Устойчивыми словосочетаниями, фразеологизмами, мы пользуемся очень часто,

Слайд 11

Далее необходимо привести
аргументы из текста
Альберта Анатольевича Лиханова.

Для этого

возьмите текст, внимательно перечитайте его еще раз и выпишите 
или подчеркните в нем все
фразеологизмы, которые там встретите.
Далее необходимо привести аргументы из текста Альберта Анатольевича Лиханова.Для этого возьмите текст, внимательно перечитайте его еще раз и

Слайд 12

«пришел в себя» (2)

«обрушился всем телом» (7)

«завыла в полный голос»(10)

(браться за дело),  «закатав рукава» (15)

(чаще в словарях встречается
слово «засучив»)

«заходя в тупики»(16)

«тяжкий грех» (21)

«валить с больной головы

на здоровую» (21) 
«пришел в себя» (2)«обрушился всем телом» (7)«завыла в полный голос»(10) (браться за дело),  «закатав рукава» (15) (чаще

Слайд 13

Выберите для своего

сочинения те фразеологизмы,

значение которых можете правильно

истолковать.

Выберите для своего сочинения те фразеологизмы, значение которых можете правильно истолковать.

Слайд 14

Функции фразеологизмов в речи:
помогают более точно и ярко выразить какую –

либо мысль, описать особенности душевного состояния человека, его поступки, действия, отношения к миру;
помогают подчеркнуть что – либо, увидеть какие – либо оттенки смысла;
придают речи особую образность, эмоциональность;
оживляют речь, метко и точно характеризуют какой – либо предмет, действие, лицо;
служат средством речевой характеристики персонажа;
иногда используются для создания;
комического эффекта.
Функции фразеологизмов в речи:помогают более точно и ярко выразить какую – либо мысль, описать особенности душевного состояния

Слайд 15

Как оформлять примеры- аргументы
в сочинении?
Во-первых, примеров должно быть не менее

2-х;
примеры должны быть из приведенного текста;
они должны подтверждать разные аргументы;
каждый пример должен соответствовать
указанному аргументу;
пример без указания на аргумент не учитывается.
Как оформлять примеры- аргументы в сочинении?Во-первых, примеров должно быть не менее 2-х; примеры должны быть из приведенного

Слайд 16

Во-вторых, оформлять примеры в сочинении можно 2-мя способами:
1) цитировать предложение (если

оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки. В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя
на месте пропущенных слов многоточие; 
2) указывать номера предложений без цитирования  (это делается в том случае, если предложение  длинное).
Во-вторых, оформлять примеры в сочинении можно 2-мя способами: 1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при

Слайд 17

Речевые клише для основной части(аргументирования):
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к …

предложению текста.
Проиллюстрировать названное явление  можно на примере предложения текста (цитата)
Пример  можно найти в предложении № ... .
Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует...
В подтверждение этой мысли приведу пример, демонстрирующий …
Рассмотрим … предложение. В нем использовано …
Это свидетельствует о том, что … . 
Предложение № … подтверждает   мысль о том, что …
 
Речевые клише для основной части(аргументирования): Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. Проиллюстрировать названное явление  можно

Слайд 18

Примерная основная часть (аргументация)
В предложении 7

встречается фразеологизм «выпалил всё одним духом». Он заменяет синонимичное выражение «быстро, моментально, стремительно» и звучит ярче, выразительнее, чем наречия.
В предложении 24 автор использует сочетание «вклинилась в разговор». У него тоже есть синоним «…перебивая, вмешаться в чужой разговор». Данный фразеологизм характеризует поведение девочки и используется в качестве изобразительного средства языка.
Примерная основная часть (аргументация)     В предложении 7 встречается фразеологизм «выпалил всё одним духом».

Слайд 19Примерная основная часть (аргументация)
В предложении 2 встречается

фразеологизм «пришел в себя», который часто встречается в обыденной речи. Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего «перестать волноваться, успокоиться». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее.
В предложении 21 автор использует употребляемый нами в речи фразеологизм «тяжкий грех». У него тоже есть синонимические значения:  тяжелая  ошибка, тяжелое прегрешение,  тяжелое преступление. В тексте данный фразеологизм ненавязчиво, но ярко характеризует поведение тех учителей,
которые, пользуясь своим авторитетом,
перекладывают свою вину на детей…
Примерная основная часть (аргументация)    В предложении 2 встречается фразеологизм «пришел в себя», который часто

Слайд 20

Последняя часть - заключение
Заключение, как и вступление, не должно превышать по

объёму основную часть сочинения. Заключение должно представлять собой вывод из всего сказанного выше.

Как правило, в заключении говорится о том же, о чём шла речь во вступлении, но другими словами. В заключении можно использовать следующие вводные слова: 
                             Итак,...
                      Следовательно,..
                      Значит,...
                      Таким образом,...
                       и т.д.

Последняя часть - заключениеЗаключение, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Заключение должно

Слайд 21 Примерный вывод - заключение
1)Таким образом, могу сделать вывод, что прав

был автор учебника, утверждавший, что «…фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
2) Следовательно, можно сделать вывод,
что устойчивые словосочетания,
фразеологизмы,- повседневные спутники нашей речи.
3) Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что фразеологизмы, эти золотые россыпи
русской речи, являются нашими
незаметными, но повседневными
спутниками в процессе общения.
Примерный вывод - заключение1)Таким образом, могу сделать вывод, что прав был автор учебника, утверждавший, что «…фразеологизмы

Слайд 22

Каким должен быть объем сочинения?

Минимальное количество слов в сочинении

должно быть не менее 70 слов
Если суммарный объём сочинения и изложения составит 70–139 слов, то максимальный балл по каждому из критериев грамотности будет равняться всего 1.
При подсчёте слов союзы, предлоги и частицы считаются отдельно.
Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как одно слово.
Каким должен быть объем сочинения?Минимальное количество слов в сочинении должно быть не менее 70 словЕсли

Слайд 23

Грамотность
 Перед тем как переписать созданный текст в чистовик, нужно проверить его

на наличие всех видов ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых) и при необходимости откорректировать его.
 Почерк
Сочинение  будет проверять экзаменационная комиссия, а не компьютер. Поэтому необходимо писать сочинение АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, так, чтобы экзаменатор смог прочитать написанное без труда и чтобы у него не возникало вопросов: какая в слове буква – О или А и т.п.
Грамотность Перед тем как переписать созданный текст в чистовик, нужно проверить его на наличие всех видов ошибок (орфографических,

Слайд 24

Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему.

Автор учебника, утверждавший, что «…фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи», несомненно, прав. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, даже не замечая этого. Доказательства нахожу в тексте А. Лиханова.
В предложении 2 встречается фразеологизм «пришел в себя», который часто встречаю в обыденной речи. Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего «перестать волноваться, успокоиться». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее.
В предложении 21 автор использует употребляемый мною в речи фразеологизм «тяжкий грех». У него тоже есть синонимические значения: тяжелая ошибка, тяжелое прегрешение, тяжелое преступление. В тексте данный фразеологизм ярко характеризует поведение тех учителей, которые, пользуясь своим авторитетом, перекладывают свою вину на детей…
Таким образом, могу сделать вывод, что устойчивые словосочетания, фразеологизмы,- повседневные спутники нашей речи.
Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему.       Автор учебника, утверждавший, что «…фразеологизмы

Слайд 25

Желаю успеха вам,
уважаемые коллеги ,
и высоких результатов
вашим ученикам!

Желаю успеха вам, уважаемые коллеги ,и высоких результатов вашим ученикам!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть