Презентация, доклад по русскому языку на тему Повествование художественного и разговорного стилей (6 класс)

Содержание

Обсуждение темы урокаПрочитайте внимательно тему урока.Найдите научные термины, подберите к каждому из них ассоциативный ряд.Дайте определение данным научным понятиям по образцу: … - это …, которое (-ая, -ый) …Учитывая данные определения назовите единицу синтаксиса, которая будет

Слайд 1Рр Повествование художественного и разговорного стилей
6 класс
Урок подготовила учитель русского

языка и литературы ГБОУ Школа № 1078 г. Москвы Панкратова Н.А.
Рр Повествование художественного и разговорного стилей 6 классУрок подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ Школа №

Слайд 2Обсуждение темы урока
Прочитайте внимательно тему урока.
Найдите научные термины, подберите к каждому

из них ассоциативный ряд.
Дайте определение данным научным понятиям по образцу: … - это …, которое (-ая, -ый) …
Учитывая данные определения назовите единицу синтаксиса, которая будет в центре нашего разговора сегодня.


Текст.

Обсуждение темы урокаПрочитайте внимательно тему урока.Найдите научные термины, подберите к каждому из них ассоциативный ряд.Дайте определение данным

Слайд 3Формулируем определения
Повествование – это


Художественный стиль – это


Разговорный стиль – это

такой тип речи, при котором текст отвечает на вопрос ЧТО ПРОИСХОДИТ? Его можно запечатлеть на нескольких кадрах, так как в нём одно действие сменяет другое.

стиль художественной литературы, для него характерно употребление слов в переносном значении, яркость и образность языка.

стиль живого общения, устной речи, для него характерна разговорная лексика.

Формулируем определенияПовествование – это Художественный стиль – это    Разговорный стиль – это такой тип

Слайд 4Типы речи
повествование
(что происходит?);
описание
(какой предмет, явление?..);
рассуждение
(почему?);
ГОВОРИТСЯ ОБ ОДНОВРЕМЕННЫХ

ПРИЗНАКАХ

ГОВОРИТСЯ О ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЯХ

ГОВОРИТСЯ О ПРИЧИНАХ СВОЙСТВ ИЛИ ЯВЛЕНИЙ

Вспомним!

Типы речиповествование(что происходит?);описание(какой предмет, явление?..);рассуждение    (почему?);ГОВОРИТСЯ ОБ ОДНОВРЕМЕННЫХ ПРИЗНАКАХГОВОРИТСЯ О ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЯХГОВОРИТСЯ О ПРИЧИНАХ

Слайд 5Запомни!
В повествовании говорится о последовательных, сменяющих друг друга действиях. Те действия,

которые автор хочет выделить особо, описываются подробно, детально.
Запомни!В повествовании говорится о последовательных, сменяющих друг друга действиях. Те действия, которые автор хочет выделить особо, описываются

Слайд 6Сравните тексты, определите типы речи, докажите свою точку зрения
Шёл я

по лесной тропинке, слышу – зяблик гремит!
Головку запрокинул, клюв разинул, на горлышке пёрышки дрожат – будто он горло водой полощет. И песенка из клюва так и брызжет. Даже хвостик трясётся.
(Н.Сладков)
Из-под обломков брёвен показалась полосатая мордочка барсука. Зверёк долго осматривался по сторонам, принюхивался. Убедившись наконец, что поблизости нет никакой опасности, барсук вылез из-под бревна и суетливо забегал по полянке, словно отыскивая что-то.
(Г.Скребицкий)



Сравните тексты, определите типы речи, докажите свою точку зрения Шёл я по лесной тропинке, слышу – зяблик

Слайд 7Проверь себя!
1-ый текст – описание: ГОВОРИТСЯ ОБ ОДНОВРЕМЕННЫХ ПРИЗНАКАХ.
2-ой – повествование:

отвечает на вопрос ЧТО ПРОИСХОДИТ?; ГОВОРИТСЯ О ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЯХ.


Какие детали в повествовании помогают вам лучше увидеть происходящее? Какие части речи чаще использует автор? Почему?

Проверь себя!1-ый текст – описание: ГОВОРИТСЯ ОБ ОДНОВРЕМЕННЫХ ПРИЗНАКАХ.2-ой – повествование: отвечает на вопрос  ЧТО ПРОИСХОДИТ?;

Слайд 8Проверьте, все ли фрагменты текстов представляют собой повествование.
В один из прекрасных

летних дней, во время экскурсии по Дому-музею Пушкина, в кабинет влетел соловей. Сел на оконную занавеску и запел. Пел долго, заливался.
(С.Гейченко)
Ю-ю выдумала развлечение. Следит внимательно за строками, вырастающими у меня на бумаге, водя глазами за пером… И вдруг хлоп лапкой по самой последней мухе.
(А.Куприн)
Ю-ю с разбегу подпрыгивает и виснет на ручке, обхватив её передними лапками с обеих сторон, а задними упирается в стену. Два-три толчка всем гибким телом… - Кляк! – ручка поддалась, и дверь отошла.
(по А.Куприну)

Старая ворона ходила-ходила возле пёсьего хвоста да ка-ак схватит его клювом, ка-ак дёрнет! Пёс не выдержал, вскочил и с лаем бросился на ворону.
(В.Астафьев)


Проверьте, все ли фрагменты текстов представляют собой повествование.В один из прекрасных летних дней, во время экскурсии по

Слайд 9Задание к текстам.
Определите типы и стили речи текстов. Докажите свою

точку зрения.
Назовите слова, передающие действия, определите их часть речи.
Выпишите глаголы, в них укажите вид и время.
Определите, какую роль играет в тексте вид и время. Можно ли в одном тексте употреблять глаголы разного вида и времени?
Когда это возможно?

Задание к текстам.Определите типы и стили речи текстов.  Докажите свою точку зрения.Назовите слова, передающие действия, определите

Слайд 10Вспомни!


Вид глагола
совершенный
что сделать?

что делать?

законченное, совершённое
действие
несовершенный
незаконченное, несовершённое
действие

Вспомни!   Вид глаголасовершенныйчто сделать?что делать?законченное, совершённоедействиенесовершенныйнезаконченное, несовершённоедействие

Слайд 11Редактирование предложений из школьных сочинений
I. 1). Люба собирает ромашки, а потом

плела венок. 2). Белка забралась на ветку и сидит. 3). В школьной мастерской ребята делают скворечники. Их они повесили в парке. 4). Вошёл старик в лес. Чувствует, дымом пахнет.
II. 1). Друзья попрощались и махали друг другу. 2). Алексей прикручивал коньки к валенкам и вышел на лёд. 3). Ребята повернули головы и всё смотрели на меня.

В каких предложениях нет ошибок?
Объясните и исправьте недочёты. Для этого в предложениях I группы измените вид или время глагола, а в предложения II группы попробуйте вставить слова долго, теперь, вот, наконец.
Помогла ли такая замена устранить недочёт?

Редактирование предложений из школьных сочиненийI. 1). Люба собирает ромашки, а потом плела венок. 2). Белка забралась на

Слайд 12Творческое задание
Восстановите текст Г.Скребицкого. У писателя приведённому отрывку предшествует фраза: «Мы

вышли на крыльцо и увидели, что земля под яблоней была усыпана огрызками».

Ловко перелезая с ветки на ветку, попугай (подбирался, подобрался) к висевшему яблоку, (срывал, сорвал) его своим мощным клювом, затем (взял, брал) его в лапку… и (выгрыз, выгрызал) мякоть. Потом (доставал, достал) зёрнышки, с аппетитом (ел, съел) их, а надкушенное яблоко (бросал, бросил) вниз на траву.
Творческое заданиеВосстановите текст Г.Скребицкого. У писателя приведённому отрывку предшествует фраза: «Мы вышли на крыльцо и увидели, что

Слайд 13Возьмите на заметку!
В повествовании может говориться о сменяющих друг друга не

однократных, а повторяющихся многократно действиях. Это значение передаётся глаголами несовершенного вида, обычно прошедшего времени.

Прокомментируйте, какое практическое значение
имеет это правило.
Что необходимо знать, чтобы не допускать грамматической
ошибки, связанной с употреблением глагола в тексте?

Возьмите на заметку!В повествовании может говориться о сменяющих друг друга не однократных, а повторяющихся многократно действиях. Это

Слайд 14Редактирование текста
Каждый год мама вместе с нами вскопала небольшую

грядку. Мы посеяли на ней редиску, салат. Посадили горох. Потом полили каждый день и пропололи. И так было весело наблюдать, когда вдруг начали лезть из земли зелёные росточки.

Есть ли ошибки в тексте? С чем они связаны?
Исправьте текст, обосновав свою правку.
Выпишите слова с безударной гласной в корне, объясните написание.

Редактирование текста  Каждый год мама вместе с нами вскопала небольшую грядку. Мы посеяли на ней редиску,

Слайд 15Работа с текстом
Прочитайте текст. Определите тип речи. Однократные или многократные действия

изображены автором? Какие средства языка помогают это понять? Каковы различия в способах обозначения действий в разных предложениях?
Пищуха танцевала вальс. Маленькая птичка – носик шильцем, хвост подпорочкой. Легко два раза прыгала вверх, потом склоняла голову к плечу, касалась носиком ножки и вдруг поворачивалась вокруг себя! Прыжок, склонённая головка, клювик и ножка, быстрый поворот. Раз за разом, круг з кругом, фигура за фигурой… Пищуха неслась в вальсе.

В каждом из предложений, где показаны действия, попробуйте восстановить «данное». Почему оно опущено?
Запишите два варианта заголовка к тексту, выразив: а) тему; б) авторское отношение к увиденному.
Выпишите из текста те предложения, в которых действия обозначены именами существительными. В чём особенность этих предложений?

Работа с текстомПрочитайте текст. Определите тип речи. Однократные или многократные действия изображены автором? Какие средства языка помогают

Слайд 16Возьмите на заметку!
Иногда в повествовании сообщается об одном и том же

действии одного и того же лица. В этом случае название и действующего лица, и самого действия может опускаться.
Возьмите на заметку!Иногда в повествовании сообщается об одном и том же действии одного и того же лица.

Слайд 17Анализ текста
Прочитайте текст. Сколько в нём действующих лиц? Определите способы и

средства связи предложений.

Коля открыл дверцу машины, чтобы выпрыгнуть на ходу. Здоровяк затормозил. Коля выскочил и побежал вперёд по шоссе. Здоровяк вылез из машины и догнал его. Коля, не останавливаясь, прошёл дальше.

Определите стиль речи. Докажите свою точку зрения.

Анализ текстаПрочитайте текст. Сколько в нём действующих лиц? Определите способы и средства связи предложений. Коля открыл дверцу

Слайд 18В художественном и разговорном повествовании могут изображаться действия нескольких лиц. Связь

предложений – чаще параллельная, а распространённое средство связи – повтор.
В художественном и разговорном повествовании могут изображаться действия нескольких лиц. Связь предложений – чаще параллельная, а распространённое

Слайд 19Творческое задание
Рассмотрите внимательно рисунки художника Н.Радлова «Шляпа» (учебник, иллюстрации).
Что изобразил художник?

Какое чувство рисунки вызвали у вас?
Напишите небольшой рассказ.
Какой стиль и тип речи вы выберете?
Почему?
Творческое заданиеРассмотрите внимательно рисунки художника Н.Радлова «Шляпа» (учебник, иллюстрации).Что изобразил художник? Какое чувство рисунки вызвали у вас?

Слайд 20Домашнее задание
§ 40 (стр. 42, 45, 47, 49, III часть учебника),

напишите мини-сочинение по рисункам Н.Радлова (по выбору).
Домашнее задание§ 40 (стр. 42, 45, 47, 49, III часть учебника), напишите мини-сочинение по рисункам Н.Радлова (по

Слайд 21Используемые источники: Русский язык. 6 класс. Под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта. http://schools.keldysh.ru/sch148/images/C41-32.jpg http://tchernyh-oxana.narod.ru/images/img3081812.jpg

Используемые источники: Русский язык. 6 класс. Под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта. http://schools.keldysh.ru/sch148/images/C41-32.jpg http://tchernyh-oxana.narod.ru/images/img3081812.jpg

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть