Слайд 1Пунктуационный анализ текста. (Тире, двоеточие, запятая)
Задание 21 /2020/
Наблюдательность есть умение подмечать в предметах и явлениях то, что существенно, то, что важно для достижения стоящей перед нами цели…
Слайд 2 Формулировка задания
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним
и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Я побежал к Асе и нашел ее нераздетою, в лихорадке, в слезах; голова у ней горела, зубы стучали. (2)«Что с тобой? — спросил я, — ты больна?» (3)Она бросилась мне на шею и начала умолять меня увезти ее как можно скорее, если я хочу, чтобы она осталась в живых... (4)Рыдания ее усиливаются... и вдруг сквозь эти рыдания услышал я, что она вас любит. (5)Вы очень милый человек, — продолжал Гагин, — но я не понимаю, почему она вас так полюбила. (6)Она говорит, что привязалась к вам с первого взгляда, воображает, что вы ее презираете, что вы, вероятно, знаете, кто она; она спрашивала меня, не рассказал ли я вам ее историю. (7)Я просидел с ней до утра; она взяла с меня слово, что нас завтра же здесь не будет, — и тогда только она заснула. (8)Я подумал, подумал и решил поговорить с вами. (9)По-моему, Ася права: самое лучшее — уехать нам обоим отсюда.
Ответ: 25
Слайд 3Знаки препинания между подлежащим и сказуемым;
Знаки препинания при сравнительных оборотах;
Знаки препинания
при уточняющих членах предложения;
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения;
Знаки препинания при прямой речи, цитировании;
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении;
Тире в простом и сложном предложениях.
Темы, которые необходимо знать, чтобы решить это задание:
Слайд 4 Тире ставится:
1. Книга – источник знаний.
2. Спешить –
делу вредить.
3. Шестью семь – сорок два.
***
1. Грустить о прошлом – скучная работа.
2. Пятнадцать лет – счастливая пора.
***
1.Правда - это победа совести в человеке.
2.Чтение – вот лучшее учение.
3. Решиться - значит победить.
Тире не ставится:
1. Ты мой дядюшка, я твой племянник.
2. Речи как мед, а дела как полынь. (словно,
будто,
что)
3. Попытка не пытка, а спрос не беда.
4. Девочка внимательна и сосредоточенна.
Тире между подлежащим и сказуемым
Слайд 5
ТИРЕ В НЕПОЛНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Неполные предложения - это предложения, в которых пропущен любой
член предложения, необходимый для полноты строения и значения данного предложения.
Не путайте неполные предложения с односоставными: в односоставных отсутствует подлежащее или сказуемое, но смысл предложения при этом понятен (Ночь. Улица. Фонарь. Аптека… или: Цыплят по осени считают.)
В неполном предложении пропущенный член предложения легко восстанавливается ЛОГИЧЕСКИ или из предыдущих частей предложения/предложений ( - Я завтра уезжаю. – Куда?)
Мы села – в пепел, грады – в прах,
В мечи – серпы и плуги.
(В.А.Жуковский)
Я за свечку, свечка - в печку. Эллиптические предложения
(К. Чуковский)
Эллипсис - сознательный пропуск в предложении слова, которое легко восстанавливается из контекста (т.е. подставить слова можно, но не нужно, они пропущены сознательно!).
Слайд 6Знаки препинания в БСП.
Запятая между частями БСП.
части БСП обозначают одновременность
или последовательность событий;
тесно связаны между собой по смыслу;
обычно кратки;
произносятся тоном перечисления;
! между частями БСП мысленно можно поставить союз И.
[ ], [ ], [ ].
Редел на небе мрак глубокий, ложился день на темный дол, взошла заря. (П.)
Слайд 7части БСП менее связаны по смыслу;
более распространены;
могут быть осложнены и, соответственно,
содержат собственные знаки.
Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую сосновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада.
[ ]; [ ].
Точка с запятой между частями БСП
Слайд 8Двоеточие в БСП
1. Не удалось Артему устроить брата учеником в депо:
моложе пятнадцати лет не брали.
2. Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями...
3. Жилин видит: дело плохо.
4. Он оглянулся: перед ним стоял Василий.
[ ] : [причина].
(потому что; так как)
[ ] : [пояснение].
(а именно; то есть)
[ ] : [дополнение].
( что; и увидел, и услышал, и понял…)
Слайд 9 (противопоставление)
1. [ ] – [ ].
(а, но)
2. [ Время, условие ] – [ ].
(если, когда)
3. [ ] – [вывод, следствие]
(так что, поэтому)
4. [ ] – [ ]!
(быстрая смена событий)
5. [ ] – [сравнение].
(словно; как; будто; точно; что)
1. Шестнадцать лет служу – такого со мной не было.
2. Любишь кататься – люби и саночки возить.
Пашню пашут – руками не машут.
3. Не было никакой возможности уйти незаметно – он вышел открыто, будто идет на двор...
4. Я за свечку – свечка в печку!
5. Посмотрит – рублем подарит.
Тире в БСП
Слайд 10
Знаки препинания при прямой речи
Слова автора предшествуют прямой речи
А: «П!» А:
«П?» А: «П...» А: «П».
Прямая речь предшествует словам автора:
«П», - а. «П?» - а. «П!» - а. “П...” – а.
Авторские слова (а) внутри прямой речи (П/п)
“П, – а, – п”. “Я подумаю об этом, – сказал отец, – но не сегодня”.
“П, – а. – П”. “Я подумаю об этом, – сказал отец. – Позвоните мне завтра”.
“П? – а. – П”. “Почему так поздно? – спросил отец. – Ты обещал быть раньше”.
“П! – а. – П”. “Лентяй! – воскликнул отец. - Надо лучше заниматься”.
“П... – а. – П”. “Ну что ж... – проговорил отец. - Надо подумать”.
Прямая речь (П) внутри авторских слов (А/а)
А: “П”, – а. Отец сказал: “Я подумаю об этом”, – и вышел из комнаты.
А: “П!” – а. Воскликнув: “Ты лентяй!” – отец схватился за ремень.
А: “П?” – а. Отец спросил: “Почему так поздно?” – и ушел, не дожидаясь ответа.
Слайд 11Знаки препинания при обобщающем слове:
Двоеточие ставится после обобщающего слова перед рядом
однородных членов.
На столе лежали фрукты: апельсины, бананы, яблоки.
Двоеточие ставится если после обобщающего слова есть слова: «как то», «а именно», «то есть», «например», «как например». Перед этими словами ставится запятая.
Во дворе росли цветы, а именно: ромашки, васильки, одуванчики.
!!! После уточняющих слов такие как (со сравнительным оттенком значения) двоеточие не ставится: Первыми после зимы расцветают цветы, такие как крокусы, тюльпаны !!!!
Тире ставится, если обобщающее слово стоит после ряда однородных членов.
Яблоки, груши, сливы – все фрукты лежали на столе.
Слайд 12Знаки препинания при вводных
словах и предложениях:
Запятая
Книги, как известно, издавна почитались
на Руси.
Как утверждают летописцы, Ярослав Мудрый владел большой библиотекой.
Тире
В лесу – как это и должно быть – буря свирепствовала с меньшей силой.
Скобки
Зеленый мыс (так называется одно из красивейших
мест на побережье Черного моря) находится вблизи Батуми.
Слайд 13Уточняющие члены предложения
Уточняющими называют те члены предложения, которые конкретизируют, поясняют значение
других, уточняемых, членов предложения.
Уточняться могут все члены предложения — и главные, и второстепенные.
К уточняющему обособленному члену можно поставить дополнительный вопрос: где именно? когда именно? как именно? кто именно? и т. п.
Лексика — это все слова языка, то есть словарный состав языка.
Вверху, на палубе, перекликались матросы. (К. Паустовский.)
Слайд 14Уточняющие члены предложения
1. Обстоятельства места и времени.
Внизу, в зале, стали тушить
огни. (А. Чехов.)
На другой день, в четверг, я просыпаюсь с душой ясной и чистой.
2. Дополнения с предлогами кроме, помимо, вместо, сверх, исключая, за неимением, по сравнению, наряду с, в отличие от и т.д.
У всех, за исключением комиссара, дела шли хорошо, и только разговоров было о выписке. (Б. Полевой.)
3. Уточняющие члены предложения, присоединяемые при помощи союзов то есть, или (= то есть), особенно, даже, главным образом, в частности, например, в особенности, именно.
Александр Тимофеевич, или попросту Саша, часто заходил к нам по вечерам.
Мы доехали на своих лошадях в возке, то есть в крытой рогожею повозке.
Все овощи, в особенности картофель, растут хорошо.
Слайд 161. Найдите предложения, в которых ДВОЕТОЧИЕ ставится в соответствии с одним и тем же
правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)О связях Александра Николаевича Островского с Рыбинским театром говорит известный факт: в 1880 году запретили пьесу великого драматурга "Василиса Мелентьева". (2) Цензура посчитала так: это произведение якобы подрывает «авторитет царской власти». (3) Антрепренёр Рыбинского театра, некто Алексеев, обратился к Островскому с просьбой. (4) Эта просьба заключалось в следующем: во что бы то ни стало надо выхлопотать разрешение на постановку этой пьесы в Рыбинске. (5) Драматург не замедлил с ответом: «Разрешение на "Василису Мелентьеву" я готов дать с большим удовольствием». (6) Островский сдержал данное обещание: разрешение было получено. (7) Рыбинские артисты с большим успехом поставили замечательную пьесу!
Ответ: 124
Слайд 172. Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем
же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Чандолаз — крупнейший древний риф и одно из наиболее живописных мест на Дальнем Востоке. (2)Хребту более 250 миллионов лет, и это самый большой скальный массив на юге Приморья, известный к тому же огромным количеством пещер. (3)Самой глубокой является пещера Соляник — государственный памятник природы Приморья. (4)Её глубина составляет 125 метров, а протяжённость равняется 425 метрам. (5)Помимо подземных полостей, Чандолаз поражает своей необычной флорой; например, осенью произрастающие на склонах дубы с необычно большими листьями окрашиваются в алый цвет. (5)Дикий виноград, лимонник, малина — эти и многие другие растения покрывают склоны Чандолаза. (7)С вершины хребта стремительно бежит Серебряный ключ, славящийся своей целебной водой, — местные жители ходят сюда лечиться. (6)Для путешествий хребет удобен тем, что он относительно невысокий и все достопримечательности располагаются компактно. (9)Лучшие месяцы для посещения Чандолаза — август и сентябрь.
Ответ: 19
Слайд 183. Найдите предложения, в которых ЗАПЯТЫЕ ставятся в соответствии с одним и тем
же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Часть Астраханского биосферного заповедника, Лотосовые поля, находится в дельте Волги. (2) Здесь сложилась уникальная природная экосистема, не повторяющаяся нигде в мире! (3)Цветущие водяные поля России самые большие на Земле: они простираются на 15 км в длину и на 3 км в ширину. (4)Лотосовые «плантации» Каспийского моря и дельты Волги покрывают 5 тысяч гектаров земной поверхности. (5)Самые красивые и пышно цветущие поля лотоса раскинулись в 90-130 км от Астрахани, ниже по течению Волги, охватывая часть дельты реки и Каспийского взморья. (6)Учёные-медики утверждают: цветы лотоса — прекрасное средство от многих болезней. (7)Ещё в древности люди заметили, что стоит поместить это удивительное растение рядом с больным — и вскоре человек чувствует облегчение. (8)Именно он, лотос, снимает стресс, укрепляет иммунную и нервную системы, омолаживает организм.
Ответ: 18
Слайд 194. Найдите предложения, в которых ЗАПЯТАЯ(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем
же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Село Карабиха стоит чуть в стороне от большой дороги. (2) Рядом горка, которая носит это же звучное название. (3)В горку упирается конец гряды, тянущейся от берегов Волги. (4) Дальше начинается крутой спуск к бескрайней равнине. (5) Усадьба Некрасова, как и село, возле которого она расположена, носит название Карабиха. (6) Досталась она поэту после долгих поисков места, где жилось бы вольно среди родной русской природы. (7) Газеты того времени пестрели объявлениями о продаже земель, экипажей, всякого инвентаря, оранжерей, конных заводов, псарен. (8) Купив Карабиху, Некрасов не стремился к доходам. (9) Карабиха стала только летним местом пребывания поэта.
Ответ: 256
Слайд 205. Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем
же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Двуглавый Эльбрус — высочайшая вершина Европы и своеобразная визитная карточка Северного Кавказа. (2) Считается, что название «Эльбрус» происходит от персидского слова «эльборос», что означает «блистающий» или «сверкающий». (3) Склоны Эльбруса — одно большое ледовое поле. (4) Вечный снег начинается с высоты около 3800 метров. (5)От фирнового покрова, покрывающего обе вершины, отходят в стороны 23 ледника, которые питают три крупные реки: Баксан, Малку и Кубань. (6) Научные исследования показали, что двуглавый исполин — спящий вулкан, последнее извержение которого, вероятно, состоялось в 50 году нашей эры. (7) О том, что в его недрах сохраняются горячие массы, говорят расположенные поблизости от его склонов термальные источники. (8) В недрах Эльбруса рождаются и знаменитые лечебные воды городов-курортов Северного Кавказа: Кисловодска, Пятигорска, Ессентуков, Железноводска.
Ответ: 136
Слайд 215. Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем
же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Хатангский тракт — торговый путь на северо-западе полуострова Таймыр, проложенный русскими купцами в XVII веке. (2)В XIX столетии здесь сформировался отдельный этнос — долганы, самый молодой из малочисленных народов Таймыра, впитавший традиции эвенков, якутов и других северных народностей. (3) На картах XIX века Хатангский тракт выглядит как пунктирная линия, вытянутая от современной Дудинки в сторону моря Лаптевых. (4)К северу от тракта простирается тундра, к югу — неприступное плато Путорана. (5) Каждая точка линии — обустроенное жилище (зимовье), где можно было переждать непогоду и холода. (6) Большинство зимовий закладывалось русскими первопроходцами, поэтому Хатангский тракт часто называли «большой русской дорогой». (7) По Хатангскому тракту ездили купцы, ученые и проповедники. (8) Путешественникам доставались пушнина и надежные проводники по тундре. (9) Коренным жителям — медная посуда, соль, порох, язык и религия.
Ответ: 15 или 49
Слайд 22 Самые наблюдательные люди — дети. Потом — художники.
В. Шукшин
При выполнении этого задания вы – квадрокоптер!
C большой высоты можно насладиться необычной панорамой: речки, озёра, рощи, домики, люди… Чего больше всего на вашей картинке?
Точно так же и с текстом этого задания: внимательно разглядывайте предложения, и вы увидите, что какая-то синтаксическая конструкция повторяется, а значит, повторяются и условия для постановки знака препинания.
Ваш девиз при выполнении этого задания: «Я замечательный человек, потому что замечаю абсолютно всё!»
P.S.