Слайд 1Аргументы
в сочинении ОГЭ
Составила
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Паклинская ООШ»
Осинского района
Пермского края
Щипунова М.Н.
Слайд 3Аргументы в разных темах сочинений ОГЭ по русскому языку
Сочинение – рассуждение
15.2
2 аргумента из ТЕКСТА
с номерами предложений или цитированием
Сочинение – рассуждение 15.3
2 аргумента.
Один – из ТЕКСТА, а второй – из ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА.
Сочинение – рассуждение 15.1
2 аргумента из ТЕКСТА
с номерами предложений или цитатами
Часть 3
15.1, 15.2, 15.3
Слайд 4 Типичное (полное)
рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:
1) тезис (положение, которое надо доказать);
2) аргументация (доказательства, доводы);
3) вывод (общий итог).
Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.
Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис.
От тезиса к аргументам можно поставить вопрос почему?, а аргументы отвечают: потому что…
Слайд 5 Виды аргументации
Логические (рациональные) аргументы.
Ссылки на авторитет
Иллюстративные аргументы
Реальные факты,
положения официального документа
Конкретные примеры из жизни.
Примеры из литературных произведений
Мнения выдающихся людей. Общественное мнение.
Слайд 6
Виды аргументации
Логические (рациональные) аргументы.
1. Факты (представлены в предложениях).
2. Выводы науки (теории,
гипотезы…)
3. Объективные показатели состояния дел.
4. Статистика (количественные показатели развития производства и общества.(например: Волга длиннее Оки).
5. Законы природы.
6. Терминологические определения.
7. Положения юридических законов, официальных документов.
8. Данные экспериментов и экспертиз.
9. Свидетельства очевидцев.
Слайд 7Логические (рациональные) аргументы.
ПУТЬ доводами «к логосу» или доводами к размышлению.
Древнегреческое слово logos означает
«понятие; мысль, разум». Таким образом, доводы к логосу – это аргументы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму.
Например:
Нередко считают, что культурный человек – это тот, кто много читал, получил хорошее образование, знает несколько языков. Между тем можно обладать всем этим и не быть культурным. Та крестьянская семья на Севере, которая запомнилась мне на всю жизнь, обладала подлинной культурой, потому что прежде всего обладала способностью к пониманию других, терпимо относилась к миру и к людям.
Обратите внимание!
Подобное рассуждение может стать эффектным вступлением к сочинению. В этом случае уточняется ключевое понятие текста, так или иначе связанное с проблемой, затронутой автором.
Слайд 8
Иллюстративные аргументы
В качестве аргумента могут быть использованы свидетельства самого автора сочинения. В этом
случае следует обращаться к событиям из своей жизни или жизни окружающих, ссылаясь на факты, которые имеют прямое или косвенное отношение к доказываемому тезису.
Например:
Тезис: способность к сочувствию, состраданию –
важнейшее качество человека.
Пример сочинения:
«Я уверен в том, что желание помочь тому, кто попал в беду, - естественная потребность нормального человека. Мы стремимся прийти на помощь друзьям и близким, оказавшимся в затруднительном положении. Наше государство и другие страны отправляют гуманитарную помощь в районы, пострадавшие от стихийных бедствий или военных конфликтов. Все это вселяет в каждого из нас уверенность, что мы не одиноки в этом мире, что в человеке по-прежнему живо гуманное начало»
Слайд 9
Виды аргументации
Иллюстративные аргументы – примеры.
Пример имеет наглядную описательную форму; его
задача – объяснить понимание тезиса, доказать его правильность.
а) конкретный пример:
· пример – сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае);
· литературный пример (пример – текст из общеизвестного произведения);
б) предположительный пример (рассказывает о том, что могло быть при определённых условиях).
Слайд 10Советы при выборе аргументов
для подтверждения авторской позиции
Способы формулирования авторской позиции:
Позиция
автора такова:...
Автор считает, что...
Автор стремится донести до читателя мысль
о том, что...…
Автор убеждает нас в том, что...…
Избежать повтора слова автор или фамилии автора помогут конструкции типа:
В тексте доказывается мысль о том, что...
Основная мысль текста заключается в том, что...…
Например:
Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста
Ф. Кривина убеждает читателя в том, что правильное воспитание должно закалять характер, приучать ребенка к труду, к самостоятельной жизни.
Слайд 11ПРИМЕРЫ НЕУДАЧНОЙ АГУМЕНТАЦИИ
Иллюстративные аргументы
Я не могу не согласиться с мнением автора, ведь точка зрения писателя высказана достаточно убедительно. В качестве собственного примера могу привести такой случай: прежде чем выбрать серьезную профессию, я очень тщательно продумываю это решение, прочитала много книг.
(Приведенный пример никак не соотносится с тезисом и не является аргументом).
Мне кажется, что книги скоро исчезнут, потому что люди стали меньше читать. Кино – вот на что люди больше обращают внимание. Но пока выпускаются все новые и новые книги и появляются новые авторы. Значит книги будут все больше и больше доставлять нам радость.
(Рассуждение не только не соотносится с тезисом, но и обнаруживает внутреннее противоречие: последнее предложение противоречит первому).
Слайд 12 Виды аргументации
Ссылки на авторитет
мнение известного, уважаемого человека
– учёного, философа, общественного деятеля…?
цитата из авторитетного источника;
мнение специалиста, эксперта;
обращение к опыту и здравому смыслу аудитории;
мнение очевидцев;
мнение должностных лиц;
общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.
Слайд 13Ссылки на авторитет
При выборе аргументов часто выгодно обратиться к «третьей стороне»
– сослаться на мнение авторитетного общественного деятеля, ученого, специалиста в какой-либо области, упомянуть пословицу, поговорку, апеллируя к народной мудрости.
Например:
Выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что...…;
Гениальный русский ученый Д. И. Менделеев однажды сказал, что...…;
Еще Петр I говорил, что...;
Любой историк скажет вам, что...…;
Большинство врачей считают, что...…;
Как установлено японскими учеными…...
Слайд 14Ссылки на авторитет
Внимание!
Поскольку точного текста цитаты при написании сочинения не
будет, лучше использовать косвенную речь: в таких конструкциях достаточно передать общий смысл высказывания. Так пишущий не поставит в затруднительное положение эксперта, который не может проверить точность приведенной фразы, и избежит обвинения в искажении цитаты.
Слайд 15Требования к аргументам в сочинений-рассуждении ГИА
аргументы должны быть ТОЛЬКО из
указанного текста;
примеров должно быть не менее двух;
каждый аргумент должен быть прокомментирован в соответствии
с заявленным тезисом.
Слайд 16
Как ввести аргументы в текст сочинения?
Так,
в предложении...
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению...
В качестве примера можно привести предложение... текста. В нём...
Это можно доказать, обратившись к предложению...
В подтверждение этого тезиса можно привести пример из предложения..., иллюстрирующий... (указать какое) явление.
Например, в предложении...
Действительно, в предложении...
Рассмотрим предложение... В нём использовано такое явление, как... (указать какое).
Проиллюстрировать это (указать какое) явление можно на примере предложения... текста.
В справедливости этой мысли можно убедиться на примере предложения..., в котором автор использует такое явление, как... (указать какое) и т. д.
Слайд 17УПРАЖНЕНИЯ
1. Подберите к приведенным тезисам собственные доводы, аргументы.
Преподавание литературы в
школе необходимо.
2) Самая большая ценность народа – его язык.
3) Милосердие в наше время умирает.
4) Человек не должен отказываться от своего прошлого.
5) Талант доброты необходимо воспитывать в человеке с детства, и начать надо с себя.
6) Деление людей на богатых и бедных противоестественно.
7) Человек должен осознавать свою ответственность за все живое на земле.
8) Профессионализм и высокое мастерство – это не одно и то же.
Слайд 18Использованные ресурсы:
http://pandia.ru/text/78/059/43852.php
http://www.myshared.ru/slide/548706/
http://dist-tutor.info/mod/book/view.php?chapterid=2809&id=37652