Слайд 1
«Слова категории состояния»
Двадцать восьмое января.
Классная работа.
Слайд 2I ряд выписывают наречия, пишущиеся раздельно;
II ряд выписывают наречия, пишущиеся
слитно;
III выписывают наречия с дефисным написанием.
(В)дребезги, (до)тла, (на)век, (на)верняка, точь(в)точь, бок(о)бок,(по)новому, (с)легка, (из)давна, (на)цыпочках, (в)третьих, подобру(поздорову), (с)начала, (во)всю, (по)всюду, (на)лету, (на)славу, (на)дом, (с)горяча, (ис)подтишка, (в)верх, (после)завтра, (куда)либо, (до)нельзя, (по)английски, (по)двое, (в)двоём, (по)товарищески, почему(то), (по)очерёдно, (в)рукопашную, (на)скаку, (по)трое, (в)право, (в)двое, (в)даль.
Слайд 3ПРОВЕРЯЕМ!
Вдребезги, дотла, навек, наверняка,
точь-в-точь, бок о бок, по-новому, слегка, издавна,
на цыпочках, в-третьих,
подобру-поздорову, сначала, вовсю, повсюду, на лету, на славу, на дом, сгоряча, исподтишка, вверх, послезавтра,
куда-либо, донельзя, по-английски, по двое, вдвоём, по-товарищески, почему-то, поочерёдно, врукопашную, на скаку,
по трое, вправо, вдвое, вдаль.
Слайд 4Критерии оценки
за словарную работу
«5» – 0 ошибок;
«4» – 1 -
2 ошибки;
«3» – 3 - 4 ошибки;
«2» – 5 и более ошибок.
Слайд 5Категория состояния как часть речи
Слайд 6План работы над частью речи
1. На какие вопросы отвечает?
2.
Что обозначает?
3. К чему относится?
4. Какие морфологические признаки имеет?
5. Какую синтаксическую роль выполняет?
Слайд 7Какою частью речи является слово ТИХО в предложениях?
Утро тихо, солнечно.
Утро
(каково?) – краткое прилагательное
2. Ветерок тихо шелестел листьями.
Шелестел (как?) - наречие
3. Сегодня утром тихо, солнечно.
(Как? Каково?) – подлежащего и сказуемого-глагола нет – категория состояния
Слайд 10
Категория состояния
Вопрос:
Как? Каково?
Имеет степени сравнения
Постоянные признаки
отсутствуют
Член предложения:
сказуемое
Непостоянные признаки:
Время (с помощью
глаголов быть, становиться, делаться)
Обозначает душевное состояние (весело); оценку состояния (нужно); состояние природы (светает); физическое состояние (больно)
Не изменяется
Слайд 11Определите наречия, краткие прилагательные, слова – категории состояния в предложениях:
1) Пока
свежо и гибко тело
И, как гранит, тверда рука,
Не страшно никакое дело
Для силача и смельчака. (С.Надсон)
2) И любо мне, и сладко мне,
И мир в моей груди,
Дремотою овеян я –
О время, погоди! (Ф.Тютчев)
Назовите обращение.
Назовите сравнение.
Назовите метафоры.
Слайд 123) Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего
крика
В сердце только грустнее. (И.Бунин)
4) …Тоскую я душой смертельно,
И так трагично – больно мне. (И.Северянин)
5) …В полях было тихо,
Но тише в лесу и как будто светлей. (Н.Некрасов)
Слайд 13Найдите предложение, в котором выделенное слово является лишним по синтаксической функции:
В
лесу даже летом прохладно.
В доме уютно, мне нравится бывать здесь.
Тебя здесь хорошо понимают.
Я думаю, у них тесно.
Слайд 14Выпишите предложения, в которых выделенное слово является сказуемым? Какой частью речи
оно выражено?
Работа так и не дописана.
Барсук подошел поближе к огню.
Я хочу найти книгу поинтересней.
Выступление было очень ярко.
С каждым часом все тоскливее на душе.
Слайд 15План эссе
1.Что изучили на уроке?
2.Понятен ли вам новый материал?
3. В чем
вы не совсем разобрались?
4. Какие вопросы по теме у вас остались?
5. Как вы оцениваете урок?
6. Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Слайд 16Домашнее задание:
&45, упр. № 276