Слайд 1Подготовка к сочинению
по тексту
в формате ЕГЭ
Слайд 2Цель урока
Продолжить подготовку к выполнению 25-ого задания ЕГЭ: отрабатывать умение
составлять композицию сочинения-рассуждения, делить текст на абзацы.
Слайд 3Повторение теории
Сколько баллов набирает выпускник за правильное выполнение ЕГЭ?
2. А сколько
баллов из 57выпускник набирает за задание №25 – сочинение-рассуждение по тексту?
3. Каков должен быть объём сочинения?
4. Что грозит выпускнику, если количество слов в сочинении будет меньше установленной нормы?
5. Из скольких обязательных пунктов должна состоять композиция сочинения-рассуждения по предложенному тексту?
Слайд 4Проверим себя!
1. Сколько баллов набирает выпускник за правильное выполнение ЕГЭ?
(57 баллов за 100-процентное выполнение ЕГЭ).
2. А сколько баллов из 56 выпускник набирает за задание №25 – сочинение-рассуждение по тексту?
(24 балла)
3. Каков должен быть объём сочинения?
(Более 150 слов)
4. Что грозит выпускнику, если количество слов в сочинении будет меньше установленной нормы? (сочинение не проверяется если менее 70 слов , но более 70-баллы по критериям уменьшаются)
5. Из скольких обязательных пунктов должна состоять композиция сочинения-рассуждения по предложенному тексту?
(Из 7)
Слайд 5Композиция сочинения
Правильно ли составлен план сочинения-рассуждения по тексту в формате ЕГЭ?
Если допущены ошибки, то назовите их.
Проблема.
Своя позиция.
Позиция автора.
Аргумент 1.
Комментарий.
Аргумент 2.
Заключение.
Слайд 6Проверим себя
Композиция сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ:
Проблема.
Комментарий.
Позиция автора.
Своя позиция.
Аргумент 1.
Аргумент 2.
Заключение.
Слайд 7Жалкий человек!
Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно
и напрасно
Один враждует он – зачем?
М.Ю.Лермонтов
Слайд 8Работа с текстом Юрия Лотмана
Прослушайте текст.
Я
– старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких людей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют, и что те, что сейчас из-за кулис разжигают кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.
Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас.
(Юрий Лотман)
Слайд 9Приёмы эффективного чтения: стратегия IDEAL
Слайд 10Сравните формулировки проблем.
Все ли проблемы отражены в данном тексте? Укажите
номера правильных ответов.
В данном тексте Юрий Лотман поднимает такую проблему, как отношение людей к Великой Отечественной войне.
В тексте Юрия Лотмана поднимается проблема межнациональных конфликтов, так остро стоящая в наши дни.
Что такое «мир»? Какое влияние он оказывает на человека? Такие вопросы заинтересовали автора.
Юрий Лотман поднимает проблему межнациональных конфликтов.
Слайд 11Задание к сочинению
читая сочинения, определите нарушение требований к нему.
Вспомните критерий
К5 оценивания сочинения на ЕГЭ.
Слайд 12Сочинение.
Культуролог и литературовед Юрий Лотман в своём тексте поднимает проблему межнациональных
конфликтов, так остро стоящую в наши дни. Автор рассказывает, что среди его близких людей были представители самых разных национальностей, а теперь он «вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли». Литературовед утверждает, что все люди имеют равные права, и сущность человека определяется не цветом его кожи или языком, на котором он говорит. Автор убеждён, что против сегодняшних агрессоров может быть направлен завтрашний удар. «Спрятаться не удастся никому»,- пишет он. По мысли автора, эта проблема касается каждого из нас. Позиция Юрия Лотмана предельно ясна: он возмущён «клиническим безумием ненависти», которое заставляет людей убивать друг друга. Невозможно не согласиться с автором. Проблема межнациональной розни нашла отражение в русской литературе. В повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» показана дружба двух мальчиков – Алхузура и Кольки, принадлежащих к разным национальностям. Не случайно герои назвали себя кровными братьями. Все народы – братья, а братоубийству не может быть прощения. Я тоже убеждёна в том, что межнациональные войны – это позор человечества, худшее из зол, существующих на свете. К несчастью, время ничему не учит людей. Мы постоянно слышим тревожные сообщения о межнациональных конфликтах в различных уголках нашей планеты. В подтверждение моей точки зрения можно привести множество примеров. Во-первых, их можно найти в нашей истории: непрекращающиеся военные конфликты на Кавказе, преследование евреев. Мы были свидетелями национального конфликта в Киргизии. В настоящее время идёт братоубийственная война на Украине. Все народы должны сплотиться ради жизни будущих поколений, ради сохранения жизни на земле. В заключение хочу сказать, что Юрий Лотман призывает читателей задуматься над грозящей миру катастрофой, остановить бессмысленное истребление народами друг друга, ведь «колокол звонит по каждому из нас»!
Слайд 13Самостоятельная работа
Разделите сочинение на абзацы.
Обоснуйте ваш вариант абзацного членения.
Слайд 14Проверьте себя.
Культуролог и литературовед Юрий Лотман в своём тексте поднимает
проблему межнациональных конфликтов, так остро стоящую в наши дни.
Автор рассказывает, что среди его близких людей были представители самых разных национальностей, а теперь он «вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли». Литературовед утверждает, что все люди имеют равные права, и сущность человека определяется не цветом его кожи или языком, на котором он говорит. Автор убеждён, что против сегодняшних агрессоров может быть направлен завтрашний удар. «Спрятаться не удастся никому»,- пишет он. По мысли автора, эта проблема касается каждого из нас.
Позиция Юрия Лотмана предельно ясна: он возмущён «клиническим безумием ненависти», которое заставляет людей убивать друг друга.
Невозможно не согласиться с автором.
Проблема межнациональной розни нашла отражение в русской литературе. В повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» показана дружба двух мальчиков – Алхузура и Кольки, принадлежащих к разным национальностям. Не случайно герои назвали себя кровными братьями. Все народы – братья, а братоубийству не может быть прощения.
Я тоже убеждёна в том, что межнациональные войны – это позор человечества, худшее из зол, существующих на свете. К несчастью, время ничему не учит людей. Мы постоянно слышим тревожные сообщения о межнациональных конфликтах в различных уголках нашей планеты. В подтверждение моей точки зрения можно привести множество примеров. Во-первых, их можно найти в нашей истории: непрекращающиеся военные конфликты на Кавказе, преследование евреев. Мы были свидетелями национального конфликта в Киргизии. В настоящее время идёт братоубийственная война на Украине. Все народы должны сплотиться ради жизни будущих поколений, ради сохранения жизни на земле.
В заключение хочу сказать, что Юрий Лотман призывает читателей задуматься над грозящей миру катастрофой, остановить бессмысленное истребление народами друг друга, ведь «колокол звонит по каждому из нас»!
Слайд 15Работа над сочинением №2
Прочитайте ещё одно сочинение по тексту Юрия Лотмана.
Можно ли данное сочинение оценить положительно? Если нет, то почему?
Слайд 16Сочинение.
О человеческой жестокости друг к другу, о межнациональной розни рассказывает
в своей повести «Ночевала тучка золотая» Анатолий Приставкин. Подросток Колька не может понять, что взрослые люди могут охотиться на детей только потому, что они русские. Страшно читать строки, где автор рассказывает, что чеченцы Сашке вспороли живот, натолкали туда вместо требухи кукурузы и травы и повесили ребёнка под мышки на остриё забора. Дети чувствуют, что взрослые несправедливы. Колька и мальчик-чеченец Алхузур сдружились, считают себя братьями, вместе ищут безопасное место. Это вызов тем, кто разжигает межнациональную вражду.
Я не могу не согласиться с мнением автора.
Пролетают века. Люди всё чаще говорят о гуманизме, а межнациональные войны не прекращаются. Можно привести множество примеров. Во-первых, военный конфликт между Грузией и Абхазией. Постоянная вражда в Дагестане. Сегодня мы являемся свидетелями национального конфликта в Украине, где убивают мирных граждан только за то, что они имеют свою точку зрения на дальнейшее развитие государства. А ведь вопрос можно было решить мирным путём! К несчастью, люди не учатся на ошибках предыдущих поколений.
Итак, каждый из нас должен задуматься над тем, к чему призывает в тексте Юрий Лотман. Необходимо остановить бессмысленное истребление народами друг друга, восстать против тех, кто греет руки на убийстве людей. Все народы должны сплотиться ради жизни будущих поколений, ради сохранения жизни на земле.
Разные языки, разный цвет кожи – к несчастью, этого более чем достаточно, чтобы разжечь кровавый пожар, подогреваемый слепой, беспричинной ненавистью людей. Именно проблему межнациональных конфликтов поднимает в своём тексте Юрий Лотман.
Юрий Лотман приходит к следующему выводу: необходимо остановить безумие ненависти, проблема межнациональных войн касается каждого из нас.
Юрий Лотман не случайно обращается к этой проблеме. К сожалению, национальный вопрос никогда не терял своей актуальности. Тревожные сообщения о межнациональных конфликтах в различных уголках нашей планеты мы слышим постоянно. Размышляя над проблемой, Лотман особо подчёркивает, что среди его близких людей были представители самых разных национальностей. Все люди имеют равные права, и сущность человека определяется не цветом его кожи или языком, на котором он говорит. Именно эту мысль стремится донести до читателей автор.
Слайд 17Групповая работа
Восстановите текст сочинения. Расположите фрагменты сочинения таким образом, чтобы
получился связный текст. Для этого расставьте номера данных фрагментов.
Обоснуйте свой ответ.
Слайд 18Проверь себя!
1.Разные языки, разный цвет кожи – к несчастью, этого
более чем достаточно, чтобы разжечь кровавый пожар, подогреваемый слепой, беспричинной ненавистью людей. Именно проблему межнациональных конфликтов поднимает в своём тексте Юрий Лотман.
2.Автор раскрывает данную проблему, рассказывая, что среди его близких людей были представители самых разных национальностей. Он сожалеет, что на земле национальный вопрос никогда не терял своей актуальности. Тревожные сообщения о межнациональных конфликтах в различных уголках нашей планеты слышатся постоянно.
3. Размышляя над проблемой, Лотман особо подчёркивает, что все люди имеют равные права, и сущность человека определяется не цветом его кожи или языком, на котором он говорит. Именно эту мысль стремится донести до читателей автор.
4.Я не могу не согласиться с мнением автора.
5.О человеческой жестокости друг к другу, о межнациональной розни рассказывает в своей повести «Ночевала тучка золотая» Анатолий Приставкин. Подросток Колька не может понять, что взрослые люди могут охотиться на детей только потому, что они русские. Страшно читать строки, где автор рассказывает, что чеченцы Сашке вспороли живот, натолкали туда вместо требухи кукурузы и травы и повесили ребёнка под мышки на остриё забора. Дети чувствуют, что взрослые несправедливы. Колька и мальчик-чеченец Алхузур сдружились, считают себя братьями, вместе ищут безопасное место. Это вызов тем, кто разжигает межнациональную вражду.
6. Юрий Лотман не случайно обращается к этой проблеме. Пролетают века. Люди всё чаще говорят о гуманизме, а межнациональные войны не прекращаются. Можно привести множество примеров. Во-первых, военный конфликт между Грузией и Абхазией. Постоянная вражда в Дагестане. Сегодня мы являемся свидетелями национального конфликта в Украине, где убивают мирных граждан только за то, что они имеют свою точку зрения на дальнейшее развитие государства. А ведь вопрос можно было решить мирным путём! К несчастью, люди не учатся на ошибках предыдущих поколений.
7. Итак, каждый из нас должен задуматься над тем, к чему призывает в тексте Юрий Лотман. Необходимо остановить бессмысленное истребление народами друг друга, восстать против тех, кто греет руки на убийстве людей. Все народы должны сплотиться ради жизни будущих поколений, ради сохранения жизни на земле.
Слайд 19Домашнее задание
Написать своё сочинение-рассуждение по тексту Юрия Лотмана.
Для тех, кто
затруднится, я приготовила шаблон-подсказку.
Материал для сочинения (шаблон-подсказка):
Литературовед Юрий Лотман в тексте поднимает проблему…
Размышляя над поставленной проблемой, автор рассказывает … По его мнению, в наши дни…
Таким образом, автор приходит к следующему выводу, что…
Невозможно не согласиться с автором.
Данная проблема раскрывается писателем… в произведении…. Его герой…
Я тоже убеждён в том, что…
В заключение хочу сказать, что…
Слайд 20Дополнительный материал
В конце ноября 2014 года Захар Прилепин получил премию за
повесть «Паталогии». Автор поднимает проблему межнациональных конфликтов, столь острую в настоящее время. Материал данного произведения вы можете взять в качестве аргумента.
Слайд 21Итоги урока
1. Что дал вам сегодняшний урок?
2. На каком уровне готовности
к сочинению по тексту в формате ЕГЭ находитесь вы после сегодняшнего урока?
1 уровень: самостоятельно написать пока не смогу.
2 уровень: напишу, но присутствуют затруднения, требуется дополнительная практическая тренировка.
3 уровень: надеюсь, что с сочинением справлюсь.