Презентация, доклад по русскому языку на тему Задание 27 экзаменационной работы по русскому языку (К1 – К6) 10, 11 класс

Содержание

Формулировка задания №27 Напишите сочинение по прочитанному тексту.Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного

Слайд 1Задание 27 экзаменационной работы по русскому языку
(К1 – К6)

Задание 27 экзаменационной работы по русскому языку(К1 – К6)

Слайд 2Формулировка задания №27
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных

автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком;
Формулировка задания №27 Напишите сочинение по прочитанному тексту.Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите

Слайд 3Задание с развернутым ответом -
с

о ч и н е н и е на основе предложенного текста

Это задание повышенного уровня сложности /макс.-24 балла!/, которое проверяет ваши коммуникативные умения и навыки:
анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;
комментировать главную проблему исходного текста;
определять позицию автора текста по заявленной проблеме;
выражать и аргументировать собственное мнение;
последовательно и логично излагать мысли;
использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
+ практическую грамотность.


Задание с развернутым ответом -     с о ч и н е н и

Слайд 4В общем, это задание проверяет:
владеют ли экзаменуемые монологической речью,
умеют

ли аргументированно и грамотно излагать свою точку зрения.

Это немаловажно
как для ус­пешной учебной
деятельности,
так и для дальнейшего
профессионального образования.

В общем, это задание проверяет: владеют ли экзаменуемые монологической речью, умеют ли аргументированно и грамотно излагать свою

Слайд 5На основе исходного текста вы создаёте свой текст!
исходный текст
Дано:

На основе исходного текста вы создаёте свой текст!исходный текстДано:…

Слайд 6Примерная структура сочинения
скрытый вопрос
Ответ на него

Примерная структура сочиненияскрытый вопросОтвет на него

Слайд 7Формулировка проблем исходного текста
«Основная проблема, поставленная Сергеем Михалковым, связана

с влиянием классической художественной литературы на внутренний мир ребенка. Почему именно в детстве важно прочесть лучшие книги мировой классики? Какова роль книги в процессе становления человека как личности?»

«Прочитав этот текст, я ещё раз убедился, что одной из важнейших проблем на нынешний день в России является необразованность».

«Проблема, которую хотел нам показать С. Михалков такова: дети в настоящее время не читают книг».

«В этом тексте автор пишет о нехватке знаний, интеллекта, о неспособности развиваться и стремиться к чему-либо».


Формулировка проблем исходного текста  «Основная проблема, поставленная Сергеем Михалковым, связана с влиянием классической художественной литературы на

Слайд 8Ошибки по критерию К1
(формулировка проблем исходного текста)

Ошибки по критерию К1 (формулировка проблем исходного текста)

Слайд 9Формулировка проблем исходного текста
Проблема содержания понятия (честь, совесть, милосердие и

т.д.)
проблема истинных и ложных представлений о (чести, героизме, гуманизме);
проблема восприятия (искусства);
проблема нравственной оценки (…) взрослыми / современниками / потомками / городским человеком / далекими от искусства людьми; 
проблема неоднозначности / противоречивости оценки (предательства, неправды);
проблема возможности сопоставления (добра и зла);
проблема влияния / воздействия … на (современного человека / взрослого человека / формирования характера ребенка / формирования интереса к чтению);
проблема роли/ назначения … (в формировании характера/ в становлении личности / в становлении нравственных убеждений);
проблема связи человека с (природой, Родиной, другими людьми);
проблема обретения (истины, способности воспринимать красоту природы / литературы) и т.д.

Ещё лучше сформулировать проблему через вопрос:
«Почему родители не понимают детей? Эту проблему рассматривает публицист М. Горлицкий, автор предложенного для анализа отрывка».
«Что такое честь? Именно над этим вопросом размышляет писатель А. Лиханов, автор предложенного для анализа текста».
«Какова роль родителей в становлении личности ребёнка?...»
«Как влияет истинное искусство на человека?...»
«Есть ли место женщине на войне?...»
Потренируемся!

Формулировка проблем исходного текста  Проблема содержания понятия (честь, совесть, милосердие и т.д.)проблема истинных и ложных представлений

Слайд 12К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

Комментарии – рассуждения, пояснительные

замечания по поводу чего-либо.
Большой толковый словарь русского языка
под ред. Д.Н. Ушакова.

Комментарий – 1. пояснения; 2. примечания; 3. толкование.
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского
языка: практический справочник

Независимо от того, для какой читательской категории комментарий предназначен, он не представляет собой чего-то автономного от текста… Комментарий – сателлит текста.
Рейсер С.А. Палеография и текстология
нового времени

«спутник», «сопроводитель»

К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Комментарии – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо.

Слайд 13 Комментарий к сформулированной проблеме демонстрирует умения экзаменуемого находить

и пояснять смысловые компоненты текста.
Комментировать – значит уметь «дешифровать» содержание, проблематику текста (то есть как бы проходить обратный авторскому мыслительный путь).

5 баллов - за убедительный комментарий:
два примера примера-иллюстрации,
наличие пояснений к примерам-иллюстрациям,
указание смысловой связи между примерами-иллюстрациями.


Комментарий к сформулированной проблеме демонстрирует умения экзаменуемого находить и пояснять смысловые компоненты текста.

Слайд 14Комментарий…
Здесь вы не пересказываете текст (за это, кстати, ноль ставят),

вы пересказываете проблему.
Как она впервые в тексте появилась?
/т.е. как автор ввёл проблему?/,
к чему автор пришёл и, наконец,
какова позиция автора?
/сначала обратитесь к тому моменту, где автор впервые заговорил о проблеме. Как он её представил? Заговорил открыто? Поместил героя в особые условия? Создал нестандартную ситуацию?/

Процитируйте текст или немного перескажите — это и есть обращение к тексту.

Потом сделайте пояснение. То есть используйте слова: «Этим автор хотел показать…», «Следовательно, автор подразумевал…», «Эта ситуация в полной мере объясняет…»

Комментарий… Здесь вы не пересказываете текст (за это, кстати, ноль ставят), вы пересказываете проблему.  Как она

Слайд 15 К грубым ошибкам при комментировании проблемы

исходного текста относятся следующие ошибки :

Отсутствие комментария как самостоятельной смысловой части, он лишь намечен, но не реализован.
Неосознанное отступление от темы (ученик пишет не о том, о чем говорится в тексте, а о том, о чем он может написать).
Воспринята и прокомментирована только часть проблемы, поднятой автором.
Отсутствие опоры на прочитанный текст.

Это важно: примеры-иллюстрации в тексте участник экзамена может обозначить с помощью указания номера абзаца (В третьем абзаце текста…); номеров предложений (… описание современной молодежи (предложения 1-3); места в тексте (… в конце текста звучит призыв…); любых способов цитирования и др.

К грубым ошибкам при комментировании проблемы исходного текста относятся следующие ошибки :Отсутствие

Слайд 16Способы указания на смысловую связь между примерами-иллюстрациями .

Способы указания на смысловую связь между примерами-иллюстрациями .

Слайд 17 Пример отличного комментария

Пример отличного комментария

Слайд 180 баллов за комментарий

0 баллов за комментарий

Слайд 19К3. Отражение позиции автора исходного текста
 
«Увидеть и понять автора произведения –

значит увидеть и понять другое, чужое сознание и его мир…» М. М. Бахтин

Большинство ошибок по критерию КЗ (отражение авторской позиции) связано с неумением определять проблему текста (К1). Очевидно, что авторскую позицию невозможно адекватно сформулировать, если нет ясного понимания поставленных автором проблем.

К3. Отражение позиции автора исходного текста «Увидеть и понять автора произведения – значит увидеть и понять другое, чужое

Слайд 20 Сравните…
Сочинения по тексту С. Михалкова
«Автор считает, что «вовремя прочитанная

книга может решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы».
«Я полностью согласен с мнением автора о том, что какой бы интересной ни была жизнь ребёнка, не прочти он этих драгоценных книг, он духовно обворован».
«Автор считает, что «важно… не упустить минуты и вовремя прочесть эти прекрасные книги». Он называет детей, оторванных от художественной литературы, «обворованными».

Сочинения по тексту С. Михалкова
«Автор выступает против неучтивого отношения к великим творениям Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других выдающихся русских поэтов».
«Позиция автора такова, что, если вовремя прочесть какую-либо книгу, то воспоминания о ней останутся на всю жизнь».
«Автор считает, что детство длится сравнительно недолго и оно уже никогда не возвращается к людям».

Сравните…Сочинения по тексту С. Михалкова«Автор считает, что «вовремя прочитанная книга может решить судьбу человека, стать

Слайд 21К4. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста

Обосновать какое-либо суж­дение означает привести другие, логически связанные с ним и под­тверждающие его суждения.
Обосновать свою точку зрения по поводу точки зрения автора на заявленную в тексте проблему – это значит привести ряд суждений, подтверждающих генеральный тезис. Это не исключает возможности использования аргументов из литературы. Однако участник экзамена можете  обойтись и без этих аргументов, приведя ряд суждений по этому поводу.

К4. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста    Обосновать какое-либо суж­дение означает привести

Слайд 22При обосновании своей точки зрения экзаменуемый может приводить суждения, привлекая следующие

примеры:
 
При обосновании своей точки зрения экзаменуемый может приводить суждения, привлекая следующие примеры:   

Слайд 23Приведём примеры
Сочинение по тексту С. Михалкова
«Я полностью согласна

с автором. Во-первых, литература воспитывает, и, я бы даже сказала, формирует человека, и это очень важно особенно в детстве. Я встречала человека, не признающего и не читающего в детстве и юности художественной литературы. С ним не о чем было разговаривать. Он создал у меня впечатление пустого человека. Во-вторых, я на собственном опыте ощутила, как стихи русских поэтов могут помочь в трудный момент, подсказать выход из сложившейся ситуации. Моим духовным наставником стал Александр Блок. Его поэзия успокаивала и будоражила, окутывала красотой слова и обостряла мысль. В-третьих, я считаю, что умный человек – это интеллигентный человек, а для этого нужно развивать мир чувств, но без художественной литературы это невозможно».
Приведенные аргументы выстроены логично, они являются аргументами из жизненного опыта и служат обоснованием позиции автора сочинения.
Приведём примерыСочинение по тексту С. Михалкова   «Я полностью согласна с автором. Во-первых, литература воспитывает, и,

Слайд 24Приведём примеры
Сочинение по тексту Ю. Нагибина
«Я разделяю позицию автора. Она близка

моему мировоззрению, моему представлению о том, как должны жить люди. Мне было очень интересно читать про те события, которые описывает Ю. Нагибин в своем рассказе. Когда читаешь художественную книжку, то узнаешь даже больше, чем когда изучаешь историю на уроках или по учебнику».
В отрывке присутствуют суждения, но они не выполняют функцию доводов, подкрепляющих правоту заявленного тезиса. Это очень распространенная ошибка, вызванная тем, что ученик не понимает до конца сформулированной проблемы и позиции автора по этой проблеме, поэтому свою задачу видит в том, чтобы заполнить отведенное для предполагаемого обоснования место какими-то фразами, в которых выражается либо отношение к автору, либо восприятие изображенных событий, либо дается оценка персонажам, ситуациям (0 баллов).
 
В приведенных ниже работах экзаменуемые сформулировали свое мнение о проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привели суждений, представляющих собой обоснование заявленной точки зрения.
«Я считаю, что авторская позиция справедлива».
«Я, как и большинство моих друзей и знакомых, воспитывался на книгах, и до сих пор много читаю. Я полностью согласен с автором». (0 баллов)
 

Приведём примерыСочинение по тексту Ю. Нагибина«Я разделяю позицию автора. Она близка моему мировоззрению, моему представлению о том,

Слайд 25К5. Смысловая цельность и композиционная стройность

К5. Смысловая цельность и композиционная стройность

Слайд 26Грубые логические ошибки
1) нарушение последовательности высказывания;
2) отсутствие связи между частями высказывания;
3)

неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
4) раздробление микротемы другой микротемой;
5) несоразмерность частей высказывания;
6) отсутствие необходимых частей высказывания и т. п.;
7) нарушение причинно-следственных связей;
8) нарушение логико-композиционной структуры текста. 

Грубые логические ошибки1) нарушение последовательности высказывания;2) отсутствие связи между частями высказывания;3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли;4) раздробление

Слайд 27 Точность и выразительность речи
Речь небогатая и просто

бедная отличается ограниченным объемом словаря, неточным словоупотреблением, синтаксическим однообразием. Обычно это короткие однотипные предложения со слабо выраженной связью. Текст как бы рассыпается на короткие рубленые фразы однообразной структуры. В качестве средства связи предложений в таком тексте чаще всего используется лексический повтор, так как ни синонимикой, ни другими средствами связи пишущий не владеет. Такая речь не может точно передать смысл высказывания и тем более оказать воздействие на читателя: выразительные средства языка в ней, как правило, отсутствуют.
Точность и выразительность речи     Речь небогатая и просто бедная отличается ограниченным объемом

Слайд 28Источник:
 Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации
проверке

выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2019 года

Источник: Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерациипроверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть