Презентация, доклад по русскому языку на тему Подготовка учащихся к сжатому изложению

Умения при написании сжатого изложенияУчащиеся при написании сжатого изложения должны продемонстрировать умения: 1. Верно понимать и передавать основную мысль исходного текста; 2. Правильно выделять макро-и микротемы;3. Логично и стройно, без искажений передавать в собственном высказывании содержание

Слайд 1Подготовка учащихся к написанию сжатого изложения
Подготовила учитель русского языка и литературы

МБОУ Сариновской ООШ Алексеева Марина Николаевна
Подготовка учащихся к написанию сжатого изложенияПодготовила учитель русского языка и литературы МБОУ Сариновской ООШ Алексеева Марина Николаевна

Слайд 2Умения при написании сжатого изложения
Учащиеся при написании сжатого изложения должны продемонстрировать

умения:
1. Верно понимать и передавать основную мысль исходного текста;
2. Правильно выделять макро-и микротемы;
3. Логично и стройно, без искажений передавать в собственном высказывании содержание текста, соблюдая речевую норму;
4. Выдерживать в работе стилевое единство.
Умения при написании сжатого изложенияУчащиеся при написании сжатого изложения должны продемонстрировать умения: 1. Верно понимать и передавать

Слайд 3Способы сжатия текста
1) исключение подробностей;
2) обобщение.
3) слияние.

При исключении необходимо

сначала выделить главное, а затем убрать детали (подробности). Для того чтобы это сделать, нужно сначала разделить полученную информацию на главную с точки зрения основной мысли текста и второстепенную (несущественную), а затем исключить второстепенную.
При обобщении материала сначала вычленяем единичные существенные факты (несущественные опускаем), объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст.
Слияние (конструирование синонимичных синтаксических конструкций).
Способы сжатия текста1) исключение подробностей; 2) обобщение. 3) слияние.При исключении необходимо сначала выделить главное, а затем убрать

Слайд 4Деление текста на микротемы
Чайковский проснулся рано и несколько минут не двигался,

прислушиваясь к перезвону лесных жаворонков. Даже не глядя в окно, он знал, что в лесу лежат росистые тени. На соседней сосне куковала кукушка. Он встал, подошел к окну. Дом стоял на пригорке. Леса уходили вниз, в веселую даль, где лежало среди зарослей озеро. Там у композитора было любимое место – оно называлось Рудым Яром. Сама дорога к Яру всегда вызывала волнение. Бывало, зимой в сырой гостинице в Риме он просыпался среди ночи и начинал шаг за шагом вспоминать эту дорогу: сначала по просеке, где около пней цветет розовый иван-чай, потом березовым грибным мелколесьем, потом через поломанный мост заросшей речкой – вверх, в корабельный бор. . Он вспоминал этот путь, и у него тяжело билось сердце. Это место казалось ему наилучшим выражением русской природы. Он знал, что сегодня, побывав там, вернется – и давно живущая где-то внутри любимая тема о лирической силе этой лесной стороны перельется через край и хлынет потоками звуков.

Раннее пробуждение. Чайковский проснулся рано и несколько минут не двигался, прислушиваясь к перезвону лесных жаворонков. Даже не глядя в окно, он знал, что в лесу лежат росистые тени. Рудый Яр возле лесного озера. На соседней сосне куковала кукушка. Он встал, подошел к окну. Дом стоял на пригорке. Леса уходили вниз, в веселую даль, где лежало среди зарослей озеро. Там у композитора было любимое место – оно называлось Рудым Яром.
Дорога к Рудому Яру запомнилась на всю жизнь. Сама дорога к Яру всегда вызывала волнение. Бывало, зимой в сырой гостинице в Риме он просыпался среди ночи и начинал шаг за шагом вспоминать эту дорогу: сначала по просеке, где около пней цветет розовый иван-чай, потом березовым грибным мелколесьем, потом через поломанный мост заросшей речкой – вверх, в корабельный бор.
Посещение Рудого Яра воплотится в музыку. Он вспоминал этот путь, и у него тяжело билось сердце. Это место казалось ему наилучшим выражением русской природы. Он знал, что сегодня, побывав там, вернется – и давно живущая где-то внутри любимая тема о лирической силе этой лесной стороны перельется через край и хлынет потоками звуков.

Деление текста на микротемыЧайковский проснулся рано и несколько минут не двигался, прислушиваясь к перезвону лесных жаворонков. Даже

Слайд 5Работа с текстом
«(1)Серёга был настоящим художником. (2)Нет, рисовать он не умел.

(3)Но, например, он умел быть желанным гостем. (4)Он удивлял меня тем, что у него всегда находилась идея, с которой можно к кому-нибудь прийти. (5)Иногда у него оказывалось несколько диковинных конфет. (6)Или он дарил хозяевам какую-нибудь необыкновенную свечку. (7)Если он знал, что идёт в гости к девушкам или там есть хозяйка дома, он не забывал купить цветы. (8)А какие тогда можно было купить цветы? (9)Только несколько астрочек или гвоздичек. (10)И он обычно покупал три гвоздички. (11)Но как он их преподносил!..» 88 слов.

«Серёга был настоящим художником, хотя рисовать не умел. Зато он умел быть желанным гостем. Он всегда мог придумать что-то, с чем можно прийти к кому-нибудь. Например, свеча, или конфеты, или цветы. Он умел простые гвоздики преподнести как нечто необыкновенное». В пересказе 39 слов.

Работа с текстом«(1)Серёга был настоящим художником. (2)Нет, рисовать он не умел. (3)Но, например, он умел быть желанным

Слайд 6При написании текста важно не допускать ошибок
повторения одних и тех же

слов;
неправильного употребления личных местоимений;
важно следить за правильной передачей прямой речи, не писать от первого лица.
При написании текста важно не допускать ошибокповторения одних и тех же слов; неправильного употребления личных местоимений;важно следить

Слайд 7Типы заданий, направленных на сжатие текста .
1. Сократите текст на одну

треть (вдвое, на три четверти…).
2. Сократите текст, передав его содержание в одном-двух предложениях.
3. Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения.
4. Составьте на основе текста «телеграмму», т.е. выделите и очень коротко (ведь в телеграмме дорого каждое слово) сформулируйте главное в тексте.

Типы заданий, направленных на сжатие текста . 1. Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти…).

Слайд 8Алгоритм работы над изложением
Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку

позволяет настоящая цель. Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага: машину, дачу, мебельный гарнитур, – он допускает роковую ошибку.
Ставя себе целью карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и ещё какое! А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы.
Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей Вселенной. (172 слова)
Алгоритм работы над изложениемПрожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель. Если человек живёт,

Слайд 9Пишем план или тезисы
Примерно, это выглядит таким образом: достоинство, радость людям,

достойная цель. Роковая ошибка – материальные блага. Карьера, повышение – неправильно. Нужно, чтобы добро шло от сердца. Жизненная задача, доброта к людям, любовь к семье.
Пишем план или тезисыПримерно, это выглядит таким образом: достоинство, радость людям, достойная цель. Роковая ошибка – материальные

Слайд 10Заключительный вариант текста
Прожить жизнь правильно помогает настоящая цель. Если человек живет,

чтобы приносить радость другим – он выбирает правильную цель. Роковую ошибку он допускает, ставя перед собой материальные блага.
Ставя себе целью карьеру, человек рискует потерять все. Не купил машину, марку для коллекции – все это вызывает огорчение. Важно, чтобы добро шло у человека от сердца, а не от головы, было, так сказать, его потребностью.
Задача в жизни должна быть шире. Она должна диктоваться любовью к людям, семье, народу, вселенной. (75 слов)

Заключительный вариант текстаПрожить жизнь правильно помогает настоящая цель. Если человек живет, чтобы приносить радость другим – он

Слайд 11Спасибо за внимание!
Удачи на экзамене!

Спасибо за внимание!Удачи на экзамене!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть