Презентация, доклад по русскому языку на тему Способы словообразования (5 класс)

Содержание

Баловать, клала, жалюзи, свекла, простыня, пуловер, обеспечение, каталог, торты, сливовый, кухонный, включит, красивее,звонит, джинсовый, кухонный, статуя, столяр, сливовый, отрочество. Орфоэпическая разминка

Слайд 1Урок русского языка 5 класс
Способы словообразования

Урок русского языка 5 класс Способы словообразования

Слайд 2Баловать, клала, жалюзи, свекла,

простыня, пуловер, обеспечение,

каталог, торты, сливовый,

кухонный,

включит, красивее,

звонит, джинсовый, кухонный,

статуя, столяр, сливовый,

отрочество.

Орфоэпическая разминка

Баловать, клала, жалюзи, свекла, простыня, пуловер, обеспечение, каталог, торты, сливовый, кухонный, включит, красивее,звонит, джинсовый, кухонный, статуя, столяр,

Слайд 3БаловАть, клАла, жалюзИ, свЁкла,
простынЯ, пулОвер, обеспЕчение,
каталОг, Отрочество, стАтуя, столЯр,

тОрты (кусочек тОрта), слИвовый,
джИнсовый, кУхонный, включИт
(включИшь, включИм), вручИт.



Проверьте себя

БаловАть, клАла, жалюзИ, свЁкла, простынЯ, пулОвер, обеспЕчение, каталОг, Отрочество, стАтуя, столЯр, тОрты (кусочек тОрта), слИвовый, джИнсовый, кУхонный,

Слайд 4



Слово делится на части.
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!



Слайд 5Отрывок из сказки А.Лингрен “Пеппи – Длинный чулок”.
— Привет, Пеппи! –

ещё раз крикнули Томми и Анника.
— Во всяком случае знайте – мечтательно проговорила Пеппи, – знайте, что я это нашла. Я, и никто другой.
— Скажи, скажи скорей: что ты нашла?
— Новое слово, – торжественно объявила Пеппи и взглянула на своих друзей так, словно только теперь их увидела.– Новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки.
— А какое это слово? – спросил Томми.
— Прекрасное, – сказала Пеппи.– Одно из самых красивых слов не свете.
— Ну, скажи какое, – попросила Анника.
Отрывок из сказки А.Лингрен “Пеппи – Длинный чулок”.— Привет, Пеппи! – ещё раз крикнули Томми и Анника.—

Слайд 6
— Кукарямба, – с торжеством промолвила Пеппи.
— Кукарямба? – переспросил Томми.

– А что это значит?
— Ах, если бы я только знала! – вздохнула Пеппи.– Мне ясно одно – что это не пылесос!
Томми и Анника в растерянности промолчали, потом Анника сказала:
— Но если ты сама не знаешь, что значит это слово, то какой от него толк?
— В этом-то и вся штука, вот это мне и не даёт покоя, – объяснила Пеппи.
— Кукарямба, – с торжеством промолвила Пеппи.— Кукарямба? – переспросил Томми. – А что это значит?— Ах,

Слайд 7Кукарямба!
- Что такое кукарямба?

- Удалось ли Пеппи найти

“новое слово,

совсем

новенькое, прямо с иголочки”?
Кукарямба!- Что такое кукарямба? - Удалось ли Пеппи найти “новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки”?

Слайд 8Заимствование слов из других языков
Образование новых слов с помощью словообразующих аффиксов
Пополнение

словарного состава языка
Заимствование слов из других языковОбразование новых слов с помощью словообразующих аффиксовПополнение словарного состава языка

Слайд 9Способы словообразования


Приставочный
Приставочно-
суффиксальный
Суффиксальный
Бессуффиксный
Сложение
Сращение
Переход из одной
части речи в другую

Способы словообразованияПриставочныйПриставочно-суффиксальныйСуффиксальныйБессуффиксныйСложениеСращениеПереход из одной части речи в другую

Слайд 10
преопасный опасный
кое-кто

кто
выбежать бежать




1. Приставочный способ

появление новых слов в результате присоединения
к производящей основе приставки

преопасный     опасныйкое-кто       ктовыбежать

Слайд 11
Желток желтый
Глазастый

глаз
Зеленеть зеленый




2. Суффиксальный способ

- появление новых слов в результате присоединения
к производящей основе суффикса

Желток       желтыйГлазастый        глазЗеленеть

Слайд 12
сокурсник курс
переносица

нос
вчитаться читать
Проверь! Нет однокоренного слова «курсник»
не приставочный способ. Нет однокоренного слова «сокурс» не суффиксальный способ.




3. Приставочно- суффиксальный способ

появление новых слов путём одновременного
присоединения к основе приставки и суффикса

сокурсник      курспереносица      носвчитаться

Слайд 13
Заплыв заплывать
Синь

синий
Привал привалить
Проверь! Существительное должно иметь значение действия (существительное образовано от глагола,
а не наоборот)
или
значение признака (существительное образовано
от прилагательного, а не наоборот)




4. Бессуффиксный способ

Заплыв      заплыватьСинь      синийПривал

Слайд 14
5. Сложение
образование новых слов путём соединения двух
или более

5. Сложение образование новых слов путём соединения двух или более

Слайд 15появление новых слов в результате перехода слов из одной части речи

в другую 1. Столовая (помещение) [ сущ.] столовая (ложка) [ прилаг.] 2. Караул! [ междомет.] караул [ сущ.]

6. Переход из одной части речи в другую



появление новых слов в результате перехода слов из одной части речи в другую

Слайд 16
1. Высококачественный высоко

+ качественный
2. Тотчас тот + час

7. Сращение

появление новых слов в результате сращений сочетаний слов



1. Высококачественный        высоко + качественный  2. Тотчас

Слайд 17

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!

От слова дом за 2 минуты образуйте как можно больше слов, определяя при этом способ.

"Кто больше?"


Слайд 18Распределительный диктант

Распределительный диктант

Слайд 19подр..сти, пирож..к, бе..дорожье, пр..грус..ный, пр..глупо, сам..лёт..к, медвеж..нок, пар..ход, тиш.., лес..степь, завис..ливость,

ошейник, вв..рху, бег, мор..плаватель

а

о

о

о

о

е

т

е

о

и

ь

т

е

е

з

Распределите слова по столбикам в зависимости от способа словообразования.

подр..сти, пирож..к, бе..дорожье, пр..грус..ный, пр..глупо, сам..лёт..к, медвеж..нок, пар..ход, тиш.., лес..степь, завис..ливость, ошейник, вв..рху, бег, мор..плавательаооооетеоиьтеезРаспределите слова по

Слайд 20Проверьте себя

Проверьте себя

Слайд 21
Найдите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом
Направо
Вбежать
Переносить
Бесполезный

Найдите слово, образованное приставочно-суффиксальным способомНаправоВбежать Переносить Бесполезный

Слайд 22
Найдите слово, образованное суффиксальным способом
1. Застелить
2. Нежность
3. Собеседник
4. Нефтепровод

Найдите слово, образованное суффиксальным способом1. Застелить2. Нежность3. Собеседник4. Нефтепровод

Слайд 23
Найдите слово, образованное приставочным способом
Теплоход
Прабабушка
Лесник
Глазастый


Найдите слово, образованное приставочным способомТеплоходПрабабушкаЛесникГлазастый

Слайд 24
Найдите слово, образованное бессуффиксным способом
Преподавательница
Лесостепь
Антивоенный
Рассказ

Найдите слово, образованное бессуффиксным способомПреподавательницаЛесостепьАнтивоенныйРассказ

Слайд 25Прочитайте предложения и выполните данные ниже задания
(1)Повести Василя Быкова – это

рассказы очевидца о событиях Великой Отечественной войны. (2) Герои его книг – офицеры и рядовые Советской Армии, которые в тяжёлых, беспощадных условиях смогли остаться верными своему долгу, своей Родине.
Из предложения 2 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Из предложений 1-2 выпишите слово, образованное способом перехода из одной части речи в другую.
Укажите способ образования слова рассказы.

Прочитайте предложения и выполните данные ниже задания(1)Повести Василя Быкова – это рассказы очевидца о событиях Великой Отечественной

Слайд 26Итог урока
Раздел языкознания, в котором изучаются закономерности образования новых слов от

уже существующих, называется
__словообразование__
Итог урокаРаздел языкознания, в котором изучаются закономерности образования новых слов от уже существующих, называется __словообразование__

Слайд 27В русском языке способы словообразования делятся на
Приставочный
Суффиксальный
Приставочно-суффиксальный
Бессуффиксный
Сложение
Переход из одной части речи

в другую
Сращение
В русском языке способы словообразования делятся наПриставочныйСуффиксальныйПриставочно-суффиксальныйБессуффиксныйСложениеПереход из одной части речи в другуюСращение

Слайд 28Домашнее задание
Параграф 36, упр.288

Домашнее заданиеПараграф 36, упр.288

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть