Слайд 1Основные способы
образования слов в русском языке
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ВИДЫ ЗАДАНИЙ
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ТЕСТ
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Слайд 2Приставочный
Наиболее продуктивен среди глаголов:
ехать → отъехать
→ заехать
→ уехать
→ приехать
Слова, образованные приставочным способом, всегда относятся к той же части речи, что и слова, от которых они образованы.
агент → суперагент
Сущ. Сущ.
интересный → преинтересный
Прил. Прил.
Слайд 3Суффиксальный
Суффиксация используется в словообразовании всех основных
частей речи:
брат → братство
слива → сливовый
Только этим способом образуются причастия и деепричастия
от глаголов.
читать → читающий
→ читавший
→ читая
Обратите особое внимание на наречия на –о–
красиво ← красивый
интересно ← интересный
радостно ← радостный
Слайд 4Приставочно-суффиксальный
река → заречный
тёмный → затемно
окно → подоконник
Наиболее часто образуются этим способом
существительные с суффиксами –ник, -й(е), -ок
езда → наездник
берег → побережье
дар → подарок
глаголы с постфиксом –ся
делать → разделаться
наречия с приставкой по- и суффиксами –и, -ому, -ему
дружеский → по-дружески
зимний → по-зимнему
новый →по-новому
Слайд 5Бессуффиксный
Этим способом образуются
существительные со значением
цвета от прилагательных
синий → синь
зеленый → зелень
существительные со значением действия от глаголов
записать → запись
полететь → полёт
Слайд 61
2
3
4
B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части
речи в другую?
1) Я композитор, но сейчас выступаю как пианист.
2) Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу, я уви-
дел умилительную картину.
3) Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, муки и крупы,
чтобы не развелись мыши.
4) Потом она надела очки и прочитала несколько слов
пришедшей накануне телеграммы.
Слайд 71
2
3
4
Какое слово образовано приставочным способом?
1) сдержанный
2) подоконник
3) засушливый
4) безопасный
Слайд 81
2
3
4
Какое слово образовано суффиксальным способом?
1) рыбачий
2) перечитать
3) созвездие
4) обезболить
Слайд 91
2
3
4
Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
1) восход
2) заповедник
3) выполнение
4) насухо
Слайд 101
2
3
4
Какое слово образовано бессуффиксным способом?
1) упрек
2) ручей
3) окружность
4) жадина
12 выпишите слово, образованное
приставочно-суффиксальным способом.
(12)Нет, книга не стала хуже, она по-прежнему исполняет своё назначение, она так же терпеливо и доброжелательно учит человека, передаёт ему бережно собранную нашими
предками мудрость.
22-23 выпишите слово, образованное
приставочно-суффиксальным способом.
(22)Многолетние наблюдения показали ему, что чело-век, который никогда никому не сочувствовал, ничьих страданий не сопереживал, очутившись перед собствен-ной бедой, оказывается не готовым к ней. (23) Жалким и беспомощным встречает он такое испытание.
5-8 выпишите слово, образованное
бессуффиксным способом (с помощью нулевой суффиксации).
(5)Там давка: в дверях, у турникетов, у эскалаторов, в подземных переходах. (6) В жёлтом электрическом свете течёт и течёт молчаливая людская река. (7)К вечеру наглядишься, наслушаешься, устанешь, еле бредёшь. (8)Снова – метро, его подземелья.
Слайд 16ОТВЕТОТВЕТ
переход← переходить
ОТВЕТ
6-7 выпишите слово, образованное
бессуффиксным способом (с помощью нулевой суффиксации).
(6) Но страницы с русским переводом не было. (7) Перед нами извинились и принесли блеклую, криво сброшюрован-ную стопку листов с инструкцией на русском языке.
7-9 выпишите слово, образованное
бессуффиксным способом (с помощью нулевой суффиксации).
(7)Если тебе не пришлось стать тем, кем хотелось, возможны два достойных выхода. (8)Либо преодолеть все внешние и внутренние препятствия и попытаться всё-таки пойти по дороге, избранной в юности. (9)Успеха обещать никто не может, а трудности тут огромные!
27-28 выпишите слово, образованное
приставочным способом.
(27)В отличие от других видов искусства, литература требует не чувственного, а интеллектуального постиже-ния. (28)Читатель создаёт образы героев, проникает в
подтекст произведения работой мысли.
9-11 выпишите слово, образованное
приставочным способом.
(9)Надо сказать, что за мою юношескую жизнь тво-рения Александра Грина несколько разделались чуть ли не запретными. (10)А Славка всегда хранил верность роман-тике и знал «Алые паруса» наизусть.
(11)- Ты бы хоть воротник опустил, – сказал я.
Слайд 25 Определите способ
образования слова РАЗМЫШЛЕНИЯ (предложение 18).
(18)Право на свободные размышления о том, что было, есть и будет, имеет любой человек.
суффиксальный
ОТВЕТ
Слайд 27 Определите способ
образования слова БЕСПРЕПЯТСТВЕННО (предложение 3).
(3)Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нём, пока нормально и беспрепятственно дышим.
суффиксальный
ОТВЕТ
Слайд 28беспрепятственно← беспрепятственный
ОТВЕТ
Слайд 29 Определите способ
образования слова КЛЮКВЕННЫЙ (предложение 4).
(4) Клюквенный морс очень полезен.
суффиксальный
ОТВЕТ
Слайд 31 Определите способ
образования слова ОТКЛАДЫВАНИЯ (предложение 22).
(22) Но я неверно сказала, что промежуток отклады-вания своих дел в надежде «наверстать» оказывается для них только пустым и потерянным временем.
суффиксальный
ОТВЕТ
Слайд 33 Определите способ
образования слова БЕЗОБЛАЧНЫЙ (предложение 7).
(7) В такую безоблачную погоду приятно отправиться на прогулку в лесную чащу.
приставочный
ОТВЕТ
Слайд 35 Определите способ
образования слова БЕЗЖАЛОСТНО (предложение 7).
(7) А еще больше огорчало, когда мы вообще не видели здания, недавно высящегося на берегу, но безжалостно сне-сенного под тем предлогом, что вид его из-за безнадзорнос-ти и запустения стал безобразен.
Слайд 36безжалостно← безжалостный (суффиксальный)
ОТВЕТ
Слайд 37Задание:
Постройте словообразовательную цепочку следующих слов: разгруппировываться, переливчатый, неизменяемый, подкрашивать.
Слайд 38Группа- группировать-разгруппировать- разгруппировывать-разгруппировываться;
Красить-подкрасить-подкрашивать;
Менять-изменять-изменяемый-неизменяемый;
лить - перелить - переливать – перелив0 - переливчатый.
ОТВЕТ