Презентация, доклад по русскому языку на тему Основные способы образования слов в русском языке

Содержание

ПриставочныйНаиболее продуктивен среди глаголов:ехать → отъехать → заехать → уехать → приехать Слова, образованные приставочным способом, всегда относятся к той же

Слайд 1Основные способы
образования слов в русском языке
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ВИДЫ ЗАДАНИЙ
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ТЕСТ
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Основные способы образования слов в русском языкеТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛВИДЫ ЗАДАНИЙТРЕНИРОВОЧНЫЙ ТЕСТПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Слайд 2Приставочный
Наиболее продуктивен среди глаголов:
ехать → отъехать

→ заехать
→ уехать
→ приехать


Слова, образованные приставочным способом, всегда относятся к той же части речи, что и слова, от которых они образованы.

агент → суперагент
Сущ. Сущ.
интересный → преинтересный
Прил. Прил.

ПриставочныйНаиболее продуктивен среди глаголов:ехать → отъехать      → заехать

Слайд 3Суффиксальный
Суффиксация используется в словообразовании всех основных

частей речи:
брат → братство
слива → сливовый



Только этим способом образуются причастия и деепричастия
от глаголов.

читать → читающий
→ читавший
→ читая

Обратите особое внимание на наречия на –о–
красиво ← красивый
интересно ← интересный
радостно ← радостный

Суффиксальный     Суффиксация используется в словообразовании всех основных частей речи:брат → братствослива → сливовыйТолько

Слайд 4Приставочно-суффиксальный
река → заречный

тёмный → затемно
окно → подоконник



Наиболее часто образуются этим способом
существительные с суффиксами –ник, -й(е), -ок
езда → наездник
берег → побережье
дар → подарок
глаголы с постфиксом –ся
делать → разделаться
наречия с приставкой по- и суффиксами –и, -ому, -ему
дружеский → по-дружески
зимний → по-зимнему
новый →по-новому

Приставочно-суффиксальный река → заречный

Слайд 5Бессуффиксный
Этим способом образуются
существительные со значением

цвета от прилагательных
синий → синь
зеленый → зелень
существительные со значением действия от глаголов
записать → запись
полететь → полёт



Бессуффиксный     Этим способом образуются существительные со значением цвета от прилагательныхсиний → синьзеленый →

Слайд 61
2
3
4
B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части

речи в другую?

1) Я композитор, но сейчас выступаю как пианист.
2) Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу, я уви-
дел умилительную картину.
3) Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, муки и крупы,
чтобы не развелись мыши.
4) Потом она надела очки и прочитала несколько слов
пришедшей накануне телеграммы.
1234B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую?

Слайд 71
2
3
4
Какое слово образовано приставочным способом?

1) сдержанный
2) подоконник
3) засушливый
4) безопасный
1234    Какое слово образовано приставочным способом?    1) сдержанный

Слайд 81
2
3
4
Какое слово образовано суффиксальным способом?

1) рыбачий
2) перечитать
3) созвездие
4) обезболить
1234   Какое слово образовано суффиксальным способом?    1) рыбачий    2)

Слайд 91
2
3
4
Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

1) восход
2) заповедник
3) выполнение
4) насухо
1234     Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?    1) восход

Слайд 101
2
3
4
Какое слово образовано бессуффиксным способом?

1) упрек
2) ручей
3) окружность
4) жадина
1234    Какое слово образовано бессуффиксным способом?    1) упрек

Слайд 11 Из предложения

12 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (12)Нет, книга не стала хуже, она по-прежнему исполняет своё назначение, она так же терпеливо и доброжелательно учит человека, передаёт ему бережно собранную нашими предками мудрость.
Из предложения 12 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Слайд 12по-прежнему ← прежний

ОТВЕТ

по-прежнему ← прежнийОТВЕТ

Слайд 13 Из предложения

22-23 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (22)Многолетние наблюдения показали ему, что чело-век, который никогда никому не сочувствовал, ничьих страданий не сопереживал, очутившись перед собствен-ной бедой, оказывается не готовым к ней. (23) Жалким и беспомощным встречает он такое испытание.
Из предложения 22-23 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Слайд 14беспомощным ← помощь

ОТВЕТ

беспомощным ← помощьОТВЕТ

Слайд 15 Из предложения

5-8 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевой суффиксации). (5)Там давка: в дверях, у турникетов, у эскалаторов, в подземных переходах. (6) В жёлтом электрическом свете течёт и течёт молчаливая людская река. (7)К вечеру наглядишься, наслушаешься, устанешь, еле бредёшь. (8)Снова – метро, его подземелья.
Из предложения 5-8 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом

Слайд 16ОТВЕТОТВЕТ
переход← переходить

ОТВЕТ

ОТВЕТОТВЕТпереход← переходитьОТВЕТ

Слайд 17 Из предложения

6-7 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевой суффиксации). (6) Но страницы с русским переводом не было. (7) Перед нами извинились и принесли блеклую, криво сброшюрован-ную стопку листов с инструкцией на русском языке.
Из предложения 6-7 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом

Слайд 18перевод← переводить

ОТВЕТ

перевод← переводитьОТВЕТ

Слайд 19 Из предложения

7-9 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевой суффиксации). (7)Если тебе не пришлось стать тем, кем хотелось, возможны два достойных выхода. (8)Либо преодолеть все внешние и внутренние препятствия и попытаться всё-таки пойти по дороге, избранной в юности. (9)Успеха обещать никто не может, а трудности тут огромные!
Из предложения 7-9 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом

Слайд 20выход← выходить

ОТВЕТ

выход← выходитьОТВЕТ

Слайд 21 Из предложения

27-28 выпишите слово, образованное приставочным способом. (27)В отличие от других видов искусства, литература требует не чувственного, а интеллектуального постиже-ния. (28)Читатель создаёт образы героев, проникает в подтекст произведения работой мысли.
Из предложения 27-28 выпишите слово, образованное приставочным способом.

Слайд 22ОТВЕТ
подтекст ← текст


ОТВЕТ

ОТВЕТ подтекст ← текстОТВЕТ

Слайд 23 Из предложения

9-11 выпишите слово, образованное приставочным способом. (9)Надо сказать, что за мою юношескую жизнь тво-рения Александра Грина несколько разделались чуть ли не запретными. (10)А Славка всегда хранил верность роман-тике и знал «Алые паруса» наизусть. (11)- Ты бы хоть воротник опустил, – сказал я.
Из предложения 9-11 выпишите слово, образованное приставочным способом.

Слайд 24несколько ← сколько

ОТВЕТ

несколько ← сколькоОТВЕТ

Слайд 25 Определите способ

образования слова РАЗМЫШЛЕНИЯ (предложение 18). (18)Право на свободные размышления о том, что было, есть и будет, имеет любой человек.

суффиксальный

ОТВЕТ

Определите способ образования слова РАЗМЫШЛЕНИЯ (предложение 18).

Слайд 26размышления ← размышлять

ОТВЕТ

размышления ← размышлятьОТВЕТ

Слайд 27 Определите способ

образования слова БЕСПРЕПЯТСТВЕННО (предложение 3). (3)Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нём, пока нормально и беспрепятственно дышим.

суффиксальный

ОТВЕТ

Определите способ образования слова БЕСПРЕПЯТСТВЕННО (предложение 3).

Слайд 28беспрепятственно← беспрепятственный

ОТВЕТ

беспрепятственно← беспрепятственныйОТВЕТ

Слайд 29 Определите способ

образования слова КЛЮКВЕННЫЙ (предложение 4). (4) Клюквенный морс очень полезен.

суффиксальный

ОТВЕТ

Определите способ образования слова КЛЮКВЕННЫЙ (предложение 4).

Слайд 30клюквенный← клюква

ОТВЕТ

клюквенный← клюкваОТВЕТ

Слайд 31 Определите способ

образования слова ОТКЛАДЫВАНИЯ (предложение 22). (22) Но я неверно сказала, что промежуток отклады-вания своих дел в надежде «наверстать» оказывается для них только пустым и потерянным временем.

суффиксальный

ОТВЕТ

Определите способ образования слова ОТКЛАДЫВАНИЯ (предложение 22).

Слайд 32откладывания← откладывать

ОТВЕТ

откладывания← откладыватьОТВЕТ

Слайд 33 Определите способ

образования слова БЕЗОБЛАЧНЫЙ (предложение 7). (7) В такую безоблачную погоду приятно отправиться на прогулку в лесную чащу.

приставочный

ОТВЕТ

Определите способ образования слова БЕЗОБЛАЧНЫЙ (предложение 7).

Слайд 34безоблачный← облачный

ОТВЕТ

безоблачный← облачныйОТВЕТ

Слайд 35 Определите способ

образования слова БЕЗЖАЛОСТНО (предложение 7). (7) А еще больше огорчало, когда мы вообще не видели здания, недавно высящегося на берегу, но безжалостно сне-сенного под тем предлогом, что вид его из-за безнадзорнос-ти и запустения стал безобразен.


Определите способ образования слова БЕЗЖАЛОСТНО (предложение 7).

Слайд 36безжалостно← безжалостный (суффиксальный)

ОТВЕТ

безжалостно← безжалостный (суффиксальный)ОТВЕТ

Слайд 37Задание:
Постройте словообразовательную цепочку следующих слов: разгруппировываться, переливчатый, неизменяемый, подкрашивать.

Задание:Постройте словообразовательную цепочку следующих слов: разгруппировываться, переливчатый, неизменяемый, подкрашивать.

Слайд 38Группа- группировать-разгруппировать- разгруппировывать-разгруппировываться;
Красить-подкрасить-подкрашивать;
Менять-изменять-изменяемый-неизменяемый;
лить - перелить - переливать – перелив0 - переливчатый.
ОТВЕТ

Группа- группировать-разгруппировать- разгруппировывать-разгруппировываться;Красить-подкрасить-подкрашивать;Менять-изменять-изменяемый-неизменяемый;лить - перелить - переливать – перелив0 - переливчатый.ОТВЕТ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть